Основные проблемы современной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:24, реферат

Краткое описание

Современная западная философия крайне неоднородна, в ней существует масса различных течений и направлений, по-разному трактующих основные проблемы, которые должны быть в центре внимания философов. Одни из них считают таковыми поиск смысла человеческого существования, другие связыва¬ют их с методологией науки, третьи — с изучением пси¬хических структур человека. Для большинства совре¬менных философских течений характерно пессимис¬тическое отношение к разуму человека и ценностям современной западной цивилизации. Одна из распрост¬раненных сегодня тенденций — смещение интересов в сферу религиозного и мистического опыта.

Файлы: 1 файл

Чернышова-1.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

ОСНОВНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Проблемы онтологии (от греч. ontos — сущее) связаны с устройством окружающего мира. Главная из них: что первично — материальное или духовное. Исходя из ответа на этот вопрос, сложились два основных направления: материализм и идеализм.

Сторонники материализма считают, что первична материя. При этом выделяются механистический и диалектический материализм. Последователи механистического (вульгарного) материализма (Ж. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций) воспринимают весь мир как особый механизм, функционирующий согласно законам физики Ньютона, которые распространяются и на человека. При этом не делается различий между природными и социальными явлениями.

Диалектический материализм (К. Маркс и его последователи) рассматривает мир как сложную многоуровневую систему, все элементы которой находятся в постоянном взаимодействии между собой. На каждом уровне существования материи действуют свои собственные законы, при этом различаются природные и социальные явления.

Сторонники идеализма объявляют первичным духовное начало. Идеализм подразделяется на объективный и субъективный. Для последователей объективного идеализма первоначало находится вне сознания людей и существует независимо от него, т. е. объективно (например, мир идей у Платона; божественная идея у Фомы Аквинского; абсолютная идея у Г. Гегеля).

Первоначалом  в субъективном идеализме является само сознание человека, т. е. субъекта. Именно сознание создает наши образы и представления об окружающем мире, при этом проверить их истинность не представляется возможным (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант).

Проблемы гносеологии (от греч. gnosis — познание) связаны с познанием окружающего мира. Ответ на главный вопрос — возможно ли познание окружающего мира в принципе? — предполагает два основных направления.

Положительный ответ дает гносеологический оптимизм. Но здесь существуют различные подходы к познанию.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) признает чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббе, Дж. Локк.

Согласно рационализму (от лат. ratio — мышление) научное знание достижимо только посредством разума. Представители: Р. Декарт, Г. Гегель.

Гносеологический  пессимизм {агностицизм) отрицает возможность познания окружающего мира, его сущности и закономерностей. Представители: все религиозные философы и субъективные идеалисты.

Проблемы, связанные с движением. Главная из них — находится окружающий мир в движении или в покое?

Метафизика рассматривает мир как раз и навсегда заданную систему в состоянии покоя. Отсюда основное внимание уделяется изучению структуры мира, принципы функционирования не изучаются. Направление считается устаревшим. Представители: Аристотель, все религиозные философы.

Диалектика рассматривает мир как сложную систему, находящуюся в постоянном и все более усложняющемся развитии. Абсолютного же покоя не существует, состояние покоя всегда относительно. Представители: Г. Гегель, К. Маркс.

Этические проблемы имеют отношение к морали и нравственности. Одна из наиболее важных — проблема о соотношении свободы и необходимости, т. е. поведение человека предопределено какими-то внешними причинами, или же человек обладает внутренней свободой в выборе своих поступков. Наибольший вклад в решение этой проблемы внесли Б. Спиноза, И. Кант и многие религиозные философы. Другая важная проблема — в чем заключается смысл человеческой жизни. Представители: религиозные философы, И. Кант, экзистенциалисты.

Вывод: философия связана с изучением наиболее общих мировоззренческих вопросов о картине мира и месте в нем человека.

Достижения  античной философии

Античная философия  включает в себя учения греческих и римских философов с VII в. дон.э. поУв. н.э. Обычно выделяют следующие этапы в развитии античной философской мысли:

1-й этап — VII—V вв. до н.э. — космоцентрический, или досократовский. В центре внимания находился вопрос о первоначале окружающего мира (космоса) безотносительно к существованию самого человека. При решении этого вопроса мнения философов разделились: одни считали, что первоначалом является одна из материальных земных стихий — огонь, вода, воздух — или их комбинация (Фалес Милетский, Анаксагор, Анаксимен), другие в основе всего существующего видели нематериальную субстанцию (апейрон у Анаксимандра, число у Пифагора);

2-й  этап — V—IV вв. до н. э.— антропоцентрический, или классическая, древнегреческая, философия. По мнению представителей этого этапа, самые актуальные проблемы связаны с человеком, поисками смысла его существования. Остальные, включая проблему первоначала окружающего мира, решаются сквозь призму восприятия их человеком. При этом классические древнегреческие философы, прежде всего Платон и Аристотель, пытаются создать абсолютную философскую систему, которая объяснила бы все стороны окружающей действительности. В их работах предпринимаются попытки рассмотреть проблемы и онтологии, и гносеологии (теория познания), и движения, и этические, включая проблему об идеальном устройстве общества;

3-й  этап — конец IVв. до н.э.— Vв. н.э.— эллинистическо-римский. Его основное содержание — дальнейшее развитие, а затем переосмысление наследия классической древнегреческой философии. За границы вопросов, поставленных классическими философами Древней Греции, представители этого этапа, как правило, не выходили. При этом преобладало идеалистическое направление в рассмотрении философских проблем. Из наиболее известных философов можно отметить Эпикура (342—270 до н. э.), представителей стоицизма в лице Луция Сенеки (3—65) и Марка Аврелия (121 —180), а также неоплатоников в лице Плотина (205—270) и др. Причем идеи последних легли в основание раннехристианской философии.

 

ОСНОВНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Вопрос о первичности материального или духовного начала — один из древнейших и важнейших в философии — впервые был поставлен в Древней Греции.

Первым зародилось идеалистическое направление. Его родоначальником считается Платон (427—347 до н. э.). Согласно Платону, мир идей (эйдосов) существует вне сознания человека и невидим для него. Чтобы бесформенная материя превратилась в какой-либо предмет, необходимо, чтобы она соприкоснулась с идеей этого предмета. Концепцию Платона развил Аристотель (384—322 до н. э.), он же предложил использовать вместо понятия «идеи» понятие «формы вещи». Ни Платон, ни Аристотель не ответили на вопрос: откуда появился мир идей? Ответить на него попытались последователи Платона в Древнем Риме, так называемые неоплатоники во главе с Плотином. По мнению этого философа, первоначально существовала некая сверхидея, которая путем особого энергетического излучения, эманации, породила все остальные идеи. По сути, неоплатоники сформулировали теорию творения мира Богом из ничего, поэтому их идеи стали одним из главных источников раннехристианской философии.

Родоначальником материалистического направления является Демокрит (460—371 до н. э.), автор атомистической теории строения мира. Он считал, что первоначалом всего существующего являются мельчайшие материальные частицы — атомы, невидимые человеческому глазу. Атомы обладают разной конфигурацией и разными свойствами, способны вступать друг с другом в различные соединения. Этим и объясняется многообразие явлений окружающего мира. Однако Демокрит не смог опытным путем доказать существование атомов, он обосновывал их существование при помощи логики и здравого смысла, исходя из того, что каждое сложное явление состоит из простых элементов и, следовательно, должен существовать какой-то первичный элемент — это и есть атом. В связи с тем что Демокрит опытным путем не смог доказать существование атомов, его теория пользовалась меньшей популярностью, чем теория Платона.

В Древнем Риме Демокрита поддерживал философ Эпикур (342—270 до н. э.), который отрицал существование мира идеи и считал, что реально только то, что можно познать при помощи органов чувств.

Другой важнейший  вопрос античной философии — это проблема движения. Гераклит (544—483 до н. э.) считал, что все в мире находится в беспрерывном движении, и доказывал это при помощи здравого смысла и жизненного опыта (широко известны афоризмы Гераклита: «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же воду»).

Философ Зенон (490—430 до н. э.) из элейской школы отрицал движение, полагая, что оно является видимостью, обманом наших органов чувств. Он доказывал это при помощи придуманных им парадоксальных историй — апорий. Самые известные его апории: «Ахилл и черепаха», «Стрела». Философ исходил из того, что истинно только то явление, которое не содержит в себе противоречий. В своих апориях он доказывал, что в понятии движения можно обнаружить противоречия, следовательно, движение неистинно, иллюзорно.

Суть апории «Ахилл и черепаха»: быстроногий  Ахилл и медлительная черепаха должны преодолеть определенное расстояние от точки А до точки Б, черепахе дали фору, и она уже преодолела какое-то расстояние к тому моменту, когда Ахилл тронулся с места. В результате Ахиллу понадобится какое-то время, чтобы преодолеть то расстояние, которое уже проползла черепаха, а черепаха за это время опять сколько-то проползет, и Ахиллу понадобится опять время на преодоление этого расстояния, и так до бесконечности. Вывод Зенона: если рассуждать логически, Ахилл никогда не догонит черепаху, в идее движения содержится противоречие, значит, она ложная. Ошибка Зенона заключалась в том, что он не учитывал разницу в скоростях.

Суть апории «Стрела»: для того чтобы преодолеть расстояние до дерева, стрела должна пролететь  половину этого расстояния, потом половину от половины, и так до бесконечности. Вывод Зенона: если рассуждать логически, то получается, что стрела с места не сдвинется, в идее движения содержится противоречие, значит, она ложна — это обман наших органов чувств. Ошибка Зенона в данном случае заключалась в том, что он делил конечное расстояние на бесконечное количество отрезков.

Несмотря на парадоксальность этих рассуждений, заслуга Зенона состоит в том, что он впервые рассмотрел такие проблемы, как соотношение конечного и бесконечного, абсолютного и относительного.

Вывод: древнегреческие философы внесли значительный вклад в развитие античной философии, именно в этот период зародились два основных направления философии: материалистическое и идеалистическое, а также идея движения.

Средневековая философия

Средневековая философия хронологически охватывает период с V по XV в. н. э., который можно условно разделить на три этапа:

1-й  этап— V—IX вв.— становление средневековой философии у связан прежде всего с работами Аврелия Августина (354—430);

2-й  этап — X—XIII вв. — расцвет средневековой религиозной философии, окончательное оформление получил в трудах Фомы Аквинского (1225—1274);

3-й  этап — XIV—XV вв. — упадок средневековой философии, характеризуется преобладанием схоластики, отсутствием творческого начала, спорами номиналистов и реалистов. Для средневековой философии характерны:

•  существование только религиозной философии из-за неразрывной связи ее с религией; отсюда высшим знанием считалась теология, а философия занимала более низкую ступень в иерархии наук;

•  теоцентризм; первопричиной всего существующего был провозглашен Бог, и философия занималась изучением проблем, связанных с Богом: что есть Бог, как он проявляет себя в окружающем мире, можно ли его познать рациональным путем и т. д.;

•  креационизм (от лат. creatio — создание, творение), т. е. сотворенность Вселенной Богом, и провиденциализм (от лат. providentia — провидение), т. е. истолкование исторического процесса как осуществление замысла Бога, выступали основными философскими принципами;

•  преобладание мистицизма и иррационализма; основным способом познания окружающего мира являлась не мыслительная деятельность человека, а вера и божественное откровение, выраженное прежде всего в Священном Писании в символической форме. Считалось, что все возможное знание об окружающем мире зашифровано в Библии и трудах «отцов церкви», поэтому нужно лишь правильно расшифровать эту информацию.

Основными теоретиками  средневековой европейской философии признаны Августин Аврелий (354— 430) и Фома Аквинский (1225—1274).

Основные  идеи Августина Аврелия: прежде всего это идея гармонии веры и разума. Высшее знание находится в религии, главная цель которой — приобщение к Богу. Достичь этого можно двумя путями — иррациональным (вера, чувства, эмоции и т. д.) и рациональным (через мышление). Абсолютное предпочтение Августин отдавал иррациональным средствам. Согласно его мнению, вера не требует доказательств, так как разум человека слишком несовершенен, чтобы проникнуть в высшую суть вещей. Мыслительная деятельность может лишь подкрепить веру. Необходимо сочетание веры и разума, но ни в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание Августина: «Верую, чтобы понимать». Главная цель земной жизни

человека —  спасение души и приобщение к Богу соблюдения религиозных христианских норм и мистического экстаза.                                                           

Учение Августина  Аврелия творчески развил крупнейший  средневековый  философ  Фома Аквинский опиравшийся не только на работы религиозных филсофов и Священное Писание, но и на труды Аристотеля. В своей концепции он попытался соединить религиозный иррационализм и рационально-логический метод Аристотеля.

Основные  идеи Фомы Аквинского: главная цель жизни человека — познание Бога и приближение к нему. Бог открывается человеку естественным путем через сотворенный мир (к нему применимы законы разума, опирающиеся на науку и философию) и сверхъестественным — через веру и божественное откровение. Допустимы оба пути постижения Бога, хотя приоритет принадлежит вере. Тем самым Фома Аквинский утверждал, что вера и разум не противоречат, а дополняют друг друга; некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Исходя из этого, философ разработал знаменитые пять доказательств существования Бога:

1-е доказательство  — в мире все находится в  движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения; а значит, должен быть некий первоисточник, т. е. Бог;

2-е доказательство  — бытие представляет собой  совокупность причинно-следственных связей, следовательно, должна быть первопричина всего существующего, т. е. Бог;

3-е доказательство  — окружающий мир подчинен  определенным закономерностям: законам  подчиняются движение планет, природные  явления, жизнь людей; следовательно,  законов множество, а творцом  первого закона мог быть только  Бог;

Информация о работе Основные проблемы современной философии