Основные проблемы современной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:24, реферат

Краткое описание

Современная западная философия крайне неоднородна, в ней существует масса различных течений и направлений, по-разному трактующих основные проблемы, которые должны быть в центре внимания философов. Одни из них считают таковыми поиск смысла человеческого существования, другие связыва¬ют их с методологией науки, третьи — с изучением пси¬хических структур человека. Для большинства совре¬менных философских течений характерно пессимис¬тическое отношение к разуму человека и ценностям современной западной цивилизации. Одна из распрост¬раненных сегодня тенденций — смещение интересов в сферу религиозного и мистического опыта.

Файлы: 1 файл

Чернышова-1.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Г. Гегель (1770—1831) родился в семье чиновника, окончил сразу два университета, увлекся философией, преподавал ее в Тюбингенском и Йенском университетах, затем был приглашен в Берлинский университет и стал его ректором. Основные работы: «Философия духа», «Феноменология духа», «Философия истории», «Логика».

Основным вопросом для Гегеля был тот же, что ставил Кант, — «Познаваема ли вещь в себе?». У Канта «вещи в себе» — это предметы и явления окружающего мира, существующие независимо от сознания человека, т. е. объективно, они непознаваемы из-за ограниченности разума человека. Ответ Гегеля иной: «Вещи в себе» познаваемы, так как они проявляются в явлениях окружающего мира, которые доступны органам чувств человека. При этом Гегель исходит из основополагающей идеи о тождестве мышления и бытия, т. е. все, что происходит в окружающем мире, напрямую отражается в мышлении человека, поэтому если выявить законы развития мышления, то мы автоматически выявим законы развития окружающего мира. Исследуя мышление, Гегель пришел к выводу, что оно развивается по трем основным законам (получившим название законов диалектики Гегеля).

Закон превращения количественных изменений в качественные. Суть: нарастание количественных изменений в явлении идет до определенного предела, а затем наступает изменение качественного состояния данного явления (примеры: из области природы — превращение воды в пар или лед; из области мышления — накопление фактов о чем-либо приводит к возможности сформулировать теорию, которая объясняет взаимодействие этих фактов). Закон единства и борьбы противоположностей. Суть: каждое явление состоит из противоположных элементов, которые постоянно сталкиваются, конкурируют друг с другом, но при этом друг без друга существовать не могут. Гегель считал, что этот закон является главным двигателем прогресса (примеры: из области природы — у магнита всегда существуют два противоположных полюса; из области мышления — человек мыслит всегда парными категориями по принципу: тезис — антитезис).

Закон отрицания отрицания {или  закон двойного отрицания). Суть: каждое явление проходит как минимум три этапа в своем развитии. На втором этапе происходит отрицание первого этапа, на третьем — отрицание второго, и при этом повторяются черты первого этапа, но на другом количественном или качественном уровнях. Примеры: из области природы — пример с зерном: зерно на первом этапе посадили, на втором этапе из него вырастает росток, который отрицает существование зерна, на третьем этапе росток превращается в колос с определенным количеством зерен, которые собирают, а колос погибает, т. е. происходит повторение первого этапа, но на ином количественном уровне; из сферы общественной жизни — пример с Французской революцией: на первом этапе существовала абсолютная монархия, на втором — происходит революция, свержение монархии, возникает республика, которая отрицает факт существования монархии, на третьем этапе к власти приходит Наполеон, который восстанавливает абсолютную монархию, происходит повторение первого этапа, но на ином качественном уровне (изменение системы законов, управления, социальной опоры режима).

Эти три закона составляют диалектический метод Г. Гегеля, который считается его главным вкладом в развитие философии.

Вывод: вклад Гегеля в философию заключается в разработке диалектического метода, а также учении о праве и государстве как составных частях абсолютной идеи.

Л. Фейербах (1804—18 72) был учеником Гегеля, но затем подверг его учение критике. Фейербах первым выявил противоречие между методом и системой Гегеля. Он критиковал Гегеля за излишнюю абстрактность его рассуждений, их оторванность от конкретных проблем человека.

По мнению Фейербаха, философия должна заниматься именно проблемами человека. Он предлагал переименовать философию в антропологию, т. е. науку о человеке. Главная задача — это способствовать максимальной самореализации человеческой личности, чему препятствует религия, которая ставит человека в приниженное положение, убивает веру в себя. Люди сами создали богов по своему образу и подобию; они нуждались в идеале, образце для подражания и сами создали его, наделив теми качествами, которые хотели бы видеть у себя. Затем, через несколько поколений, этот идеал стал восприниматься как некая сверхличность, т. е. как Бог, а человек попал в приниженное положение. В центре новой религии должен быть человек, который вернет себе утраченные качества, приписанные богам. Заслуга Л. Фейербаха заключается в критике противоречий философии Г. Гегеля и гуманистическом характере его учения, попытке философского обоснования причин возникновения религии.

Вывод (по всей немецкой философии): немецкие классические философы внесли огромный вклад в развитие всей философии, особенно в теорию познания и решение этических вопросов. Само это направление было господствующим в XIX в., образцовым (отсюда и название — классическая), оно оказало огромное влияние на такие учения второй половины XIX в., как марксизм и позитивизм.

5-й  этап — вторая половина XIX в. — характеризуется критическим осмыслением положений немецкой классической философии, попытками отказа от чрезмерных абстракций, стремлением к практическому применению философских идей.

В этот период преобладают  такие философские учения, как марксизм и позитивизм, имеющие в основе достижения немецкой классической философии, а также иррационализм, полностью отвергавший эти достижения.

Характерные черты марксизма (основоположники: К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895): отказ от чрезмерно абстрактных рассуждений и идеализма классиков немецкой философии; стремление к практической реализации философских построений; разработка системы диалектического материализма с опорой на диалектический метод Гегеля (основная идея: первоначалом является материя, обладающая многоуровневой структурой, все элементы которой находятся в постоянном взаимодействии и развитии на основе объективных законов природы); огромный интерес к общественно-политическим проблемам и философии истории (разработка формационного подхода к историческому развитию общества и типологии государств, а также теории научного коммунизма как идеального общества будущего).

Характерные черты позитивизма (от лат. positi-yus — положительный) (основоположники: О. Конт (1798—1857),   Г. Спенсер,   Дж. Милль):   критическое отношение к традиционной философии, чересчур увлеченной метафизическими проблемами, оторванными от реальной действительности; философия должна отказаться от абстрактных формулировок и опираться, только на факты, подтвержденные научными методами (имелись в виду прежде всего методы естественных наук — опыт, эксперимент и т. д.). Отсюда главной целью философии провозглашалось обобщение и систематизация данных конкретных наук об объективно существующем мире. В конце XIX в. на основе позитивизма возникало такое философское направление, как эмпириокритицизм или махизм (по фамилии его; основоположника австрийского ученого Э. Маха), согласно которому задача философии сводилась к анализу психофизиологической основы чувственного опытного познания. Тем самым махизм приблизился к субъективному идеализму.

Общий вывод: философия Нового времени развивалась под знаком рационализма. Вершиной ее развития является  немецкая  классическая  философия  конца;!

XVIII  — первой половины XIX в., попытавшаяся создать абсолютную философскую систему, которая бы объяснила закономерности развития всего многообразия явлений окружающего мира. Однако эти построения (особенно Г. Гегеля), несмотря на их высоки" научный уровень, были не лишены противоречий. В результате во второй половине XIX в. начинается критическое переосмысление наследия немецкой классической философии (марксизм и позитивизм), и к концу XIX в. рационализм перестает быть господствующим философским направлением.

Русская философия второй половины XVIII-XIX в.

До конца XVIII в. философии как таковой в Российской империи не существовало, в стране преобладало религиозное мировоззрение. Возникновению философии в России способствовали два события: распространение здесь идеологии Просвещения (культ разума, рационалистическое мировоззрение) и реформы Екатерины II, прежде всего освобождение дворян от обязательной службы, в результате чего у них появляется свободное время, возможность заниматься науками и т. д.

Первыми русскими философами конца XVIII в. были С. Е. Десницкий (профессор права Московского университета), Н. И. Новиков (владелец нескольких типографий и один из руководителей российских масонов), А. Н. Радищев (автор «Путешествия из Петербурга в Москву», оды «Вольность»). В основном они занимались популяризацией произведений идеологов Просвещения, каких-то самобытных, оригинальных идей у них не было. Однако особый интерес к общественно-социальным проблемам и философии истории дает основание говорить о нем, как об одной из главных особенностей русской философии XIX в.

Оригинальные, самобытные идеи появились в первой половине XIX в. и были связаны с именем П. Я. Чаадаева (1794—1856). Главная его работа называется «Философические письма», за издание которой в 1836—1838 гг. он был официально объявлен сумасшедшим. Главный вопрос для Чаадаева — философское осмысление исторических путей развития России. Каковы же эти пути? Ответ Чаадаева — это своеобразная смесь пессимизма и оптимизма.

По его мнению, Россия оказалась в стороне от основных путей развития европейских цивилизаций, она отстала от ведущих европейских стран. Причины такого положения — последствия монгольского нашествия, а также негативное влияние православной церкви, которая своим догматизмом препятствует развитию новых идей. Итог — современный путь развития России тупиковый. Однако отсталость имеет свои преимущества. В частности, Россия может не повторять тех ошибок, которые совершили в своем развитии страны Запада, и заимствовать только положительное из их исторического опыта.

Чаадаев тем  самым фактически заложил основы двух ведущих философских направлений XIX в.: западничества и славянофильства. Основные дискуссии между ними разгорелись по вопросам: каков исторический путь развития России и отношение к реформам Петра I.

Западничество возникло в 1839 г. и просуществовало до начала 1870-х гг. Его представители: Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, И. С. Тургенев, А. И. Герцен и Н. П. Огарев (на первом этапе творчества).

Западники считали, что у России и Запада одинаковые исторические пути развития, но при этом Россия отстала на несколько стадий от стран Запада, поэтому должна заимствовать основные черты развития западной цивилизации во всех сферах жизни: в политической — конституционное правление, права и свободы личности, система парламентаризма; в экономической — развитие капиталистических отношений на основе свободной конкуренции; в социальной — введение юридического равенства всех сословий; в культурной— продолжить европеизацию, начатую Петром I.

Они оценивали  позитивно реформы Петра I и особенно европеизацию культуры, но разделяли мнение, что царь-реформатор не довел ее до конца, — именно это и является задачей современного правительства.

Славянофильство хронологически укладывается в те же рамки, что и западничество. Его представители: А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев.

Согласно  славянофилам, у России свой самобытный путь развития, отличный от Запада, так  как у населения России и Запада разная система ценностей. В России преобладают коллективизм, общинность, упор делается на взаимовыручку духовные ценности преобладают над материальными. Для Запада характерны индивидуализм, стремление к личному успеху за счет других, эгоизм. В политическом плане славянофилы были противниками введения парламентской системы, считали, что профессиональные депутаты, работая на постоянной основе, будут продажными, выступали за ограничение монархии непостоянным представительным органом типа Земского собора с законосовещательными функциями. Им были чужды буржуазные отношения в экономике, развитие экономики они видели на основе общинного землевладения; община, по их мнению, выражала идеал социальной справедливости. Общий идеал для славянофилов — идея соборности, т. е. соединение духовных и светских начал при управлении государством (при этом они высоко оценивали православие, считали его истинным, неиспорченным христианством). Так же как и западники, выступали за отмену крепостного права.

Славянофилы отрицательно относились к реформам Петра I. По их мнению, Петр нарушил естественный ход развития российской истории. Особенно негативно славянофилы оценивали насильственную европеизацию культуры, считая, что она привела к созданию своеобразного культурного барьера между дворянством и всем остальным населением и вызвала рост взаимного непонимания. Они видели в европеизации причину возможных серьезных социальных конфликтов в будущем.

Во второй половине XIX в. в русской философии, так же как и в западной, сформировались два основных течения.

Русские религиозные  философы Вл. С. Соловьев (1853—1900), Н. А. Бердяев (1874—1948) представляли идеалистическое течение. Основное направление философии Вл. С. Соловьева — особый интерес к этическим вопросам и с точки зрения этики — к путям развития русского общества и всего человечества. Согласно его мнению, человечество в настоящее время развивается по тупиковому пути, христианские идеалы оказались забыты, возобладали эгоизм, алчность, стяжательство, что ведет к росту конфликтов в обществе, к войнам и в конечном итоге может угрожать самому существованию человечества. Выход философ видел в возврате к истинным христианским ценностям, идеалу Богочеловека. Суть идеала Богочеловека заключается в следующем: в обществе нужно создать такую атмосферу, чтобы каждый человек стремился походить на Богочеловека, т. е. на Иисуса Христа. И только в этом случае человечество вернется на истинный путь развития.

Его ученик Н. А. Бердяев пытался дальше развить  это учение, и прежде всего ответить на вопрос, каким путем, каким способом добиться воплощения идеала Богочеловека. Ответ — через творчество (по его мнению, с одной стороны, именно в творчестве человек как бы уподобляется Богу, а с другой — именно в творчестве человек обретает максимальную свободу, так как ; принудить, заставить создать что-то новое, заранее не-; заданное — невозможно).

Сторонники материалистического течения (А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский) считали, что первоначалом всего существующего является материя, а также активно использовали диалектический метод Гегеля. Особое внимание уделяли вопросам этики и эстетики. Например, в магистерской диссертации Н. Г. Чернышевского рассматривается вопрос о соотношении художественного образа и реальной действительности. По его мнению, любой деятель культуры живет в обществе и поэтому, хочет он того или нет, отражает в своих произведениях действительность (прямо или косвенно). При этом деятель культуры должен не просто пассивно отражать эту действительность, но и занимать активную гражданскую позицию, критикуя недостатки этой действительности, и тем самым оказывать воспитательное воздействие на общество. Таким образом, Н. Г. Чернышевский заложил основы нового художественного стиля — критического реализма, который стал господствующим во второй половине XIX в.

Информация о работе Основные проблемы современной философии