Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:24, реферат
Современная западная философия крайне неоднородна, в ней существует масса различных течений и направлений, по-разному трактующих основные проблемы, которые должны быть в центре внимания философов. Одни из них считают таковыми поиск смысла человеческого существования, другие связыва¬ют их с методологией науки, третьи — с изучением пси¬хических структур человека. Для большинства совре¬менных философских течений характерно пессимис¬тическое отношение к разуму человека и ценностям современной западной цивилизации. Одна из распрост¬раненных сегодня тенденций — смещение интересов в сферу религиозного и мистического опыта.
На рубеже XIX—XX вв. в русской философии зародилось самобытное явление под названием «русский космизм». Наиболее известные его представители К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Н. Ф. Федоров. Они рассматривали все явления окружающего мира как связанные с космосом, т. е. через призму космических явлений.
Основная идея К. Э. Циолковского — идея о множественности миров и о необходимости их исследования на основе гуманных принципов, главный из которых — «не навреди». Это означает, что, исследуя непонятные явления в других мирах, человек не должен подходить к ним со своими мерками (что такое хорошо, а что такое плохо). Иначе последствия могут быть самыми негативными, вплоть до уничтожения объекта исследования. Главным для Циолковского являлось воспитание чувства ответственности в человеке за исследование новых миров.
Основная идея В. И. Вернадского — это, прежде всего, учение о ноосфере. Ноосфера — это сфера разума, т. е. искусственная сфера, созданная человеком в рамках биосферы (природной сферы). Главная проблема — это соотношение ноосферы и биосферы, притом чтобы ноосфера не противоречила биосфере. Именно Вернадский впервые сформулировал экологическую проблему, т. е. проблему вмешательства человека в сферу природы, а также проблему загрязнения окружающей среды в процессе деятельности человека.
Основная идея Н. Ф. Федорова — идея всеобщего воскрешения из мертвых. Он исходил из принципа самоценности человеческой жизни и делал вывод, что все люди имеют право на вечную жизнь. Федоров считал, что при освоении новых миров понадобится огромное количество людей, и если воскресить гениальных людей предыдущих поколений, то развитие науки и всего человечества резко ускорится. По его мнению, современная наука наибольшее внимание должна уделить решению задачи воскрешения из мертвых. Фактически Федоров заложил основу идеи клонирования.
Вывод: самобытные идеи славянофилов, гуманистические идеи религиозных философов и русских космистов значительно обогатили мировую философию.
Основные направления
и проблемы философии XX - начала XXI в.
Характерная черта современной философии — отсутствие ярко выраженного господствующего направления (в отличие, например, от XVIII—XIX вв.), многообразие (плюрализм) конкурирующих философских школ и направлений. Наиболее влиятельные среди них - экзистенциализм, неопозитивизм, философия жизни, постмодернизм и синергетика.
Экзистенциализм (от лат. existencio — существование) — философия существования. Представители: датский философ С. Кьеркегор (1813—1855), Ф. М. Достоевский, французские писатели Ж. П. Сартр и А. Камю, немецкие философы М. Хайдеггер, К. Ясперс, испанский философ X. Ортега-и-Гасет. Для экзистенциалистов центральный вопрос философии связан с существованием человека. Они считают, что в целом окружающий мир абсурден и враждебен человеку, который всю жизнь вынужден бороться за свое существование. Отдельно взятый человек бесконечно одинок и чаще испытывает страдания от нереализованности своих желаний. Глубинный смысл человеческой жизни раскрывается в «пограничных» кризисных ситуациях (опасность, тяжелая болезнь и т. д.), когда человек, с одной стороны, наиболее остро осознает неустойчивость и трагедийность своей жизни, а с другой — вынужден делать выбор. Свобода выбора (причем выбора сознательного) — это и есть смысл человеческой жизни; если есть возможность выбора, значит, есть и свобода. Таким образом, сторонники этого направления являются продолжателями идей И. Канта, основной упор делают на решение этических проблем и, несмотря на некоторый пессимизм, призывают человека к активной жизненной позиции, самостоятельному выбору своего жизненного пути, самосозиданию. В этом и заключается основной вклад экзистенциалистов в развитие современной философии.
Неопозитивизм (20—60-е гг. XX в.). Представители — участники так называемого Венского кружка: М.Шлик (1882—1936), Р. Карнап (1891—1970), О. Нейрат (1882—1945). Они развивали следующие идеи: предметом философии должны быть не абстрактные рассуждения, а проблемы, связанные с позитивным знанием, т. е. наукой, прежде всего, это анализ фундаментальных основ науки, разработка ее методологии и универсального научного языка. Проблемы, не связанные с точным научным знанием, неопозитивисты считали ложными и недостойными для изучения философией. По сути, все многообразие философских знаний и проблематики они сводили к философии науки, что было крайне односторонним подходом. Во второй половине XX в. идеи неопозитивистов получили развитие в работах постпозитивистов (К. Поппер (1902—1994), Т. Кун (род. в 1922), И. Лакатос (1922— 1974). Свои исследования они сосредоточили на решении проблемы установления истинности той или иной научной концепции, а также проблемы научных революций и развития науки в целом. Ими было предложено три принципа проверки ценности научных знаний:
• принцип верификации (в пер. с лат. — выявление ; истины) означает, что научные знания являются истин ными, только если подкреплены чувственным опытом;
• принцип фальсификации (введен К. Поппером) ' предполагает, что у подлинно научной теории всегда должны быть факты, которые ставят ее под сомнение; теория, не допускающая критики, является ложной;
• принцип конвенции (обоснован Т. Куном) объясняет, почему некоторые теории доминируют в науке длительное время: эти теории поддерживают сообщества ученых, состоящих в соглашении (конвенции) друг с другом, они используют сходные методы исследова- ; ния и разделяют общую научную парадигму (наиболее общий подход к изучению окружающего мира).
Исходя из этих принципов, постпозитивисты объясняют и саморазвитие науки как этапы последовательной смены парадигм мышления (Т. Кун), как непрерывный процесс обновления научных знаний (К. Поппер), как конкуренцию различных научно-исследовательских программ (И. Лакатос).
Иррационалистическая философия. К ней относятся прежде всего «философия жизни» и психоаналитическая философия.
«Философия жизни» как концепция разрабатывалась в трудах немецких философов XIX в. А. Шопенгауэра (1788—1860) и Ф. Ницше (1844—1900). Они выступили с критикой рационализма классической европейской философии и ценностей западноевропейской цивилизации. В центр внимания философии они предлагали поставить вместо разума так называемую волю к жизни, которая, по их мнению, и определяет развитие человечества. Окружающий мир рациональным путем познать невозможно, основным методом познания должно стать мистическое озарение, интуиция и т. д. В вопросах онтологии и гносеологии философы этого направления стояли на позициях крайнего субъективного идеализма, агностицизма и индивидуализма. В XX в. идеи Шопенгауэра и Ницше развивали немецкие философы В. Дильтей (1833—1911), О. Шпенглер (1880—1936), французский философ А. Бергсон (1859—1941).
Другим ответвлением иррационализма является психоаналитическая философия. Ее родоначальником является автор теории психоанализа австрийский ученый 3. Фрейд (1856—1939), который впервые выделил в структуре человеческой психики, помимо сознания, сферу бессознательного. По мнению Фрейда, именно бессознательное во многом определяет поведение человека. Подобный подход позволил по-иному взглянуть на саму сущность человека. Психоаналитическая философия получила свое дальнейшее развитие в трудах швейцарского ученого К. Юнга (1875—1961) и американского психолога и социолога Э. Фромма (1900— 1980), разработавших теорию архетипов, т. е. врожденных психических структур, которые лежат в основе общечеловеческой символики и находят свое выражение в мифологии, религии и искусстве.
Постмодернизм. Представители: французские философы П. Рикёр (род. в 1913), Ж. Деррида (род. в 1930), русский философ-эмигрант Г. Шпет (1879— 1940). Основные идеи: стремление создать интегративную философскую систему, которая включала бы лучшие достижения всех философских направлений; признание многообразия реальности — она может выступать в материалистической, идеалистической, мистической и эзотерической формах; стремление обобщить выводы предшествующих философских течений, искать в них общий, глубинный смысл; гносеологический плюрализм (признается множественность точек зрения, каждая из которых по-своему верно может отражать реальность). Синергетика (от лат. sinergus — совместное действие, самоорганизация). Представители этого направления: русско-бельгийский философ И. Пригожий, немецкий физик Г. Хакен, английский кибернетик А. Тьюринг. Для них окружающий мир — очень сложная самоорганизующаяся система, состоящая из множества подсистем и стремящаяся к упорядочению своего существования. В своем развитии любая система проходит, как минимум, эволюционную фазу (период плавного развития с хорошо предсказуемыми линейными изменениями, приводящими в итоге систему к неустойчивому критическому состоянию из-за появления случайных отклонений от основного вектора развития — флуктуации) и фазу перехода в новое устойчивое состояние с большей степенью сложности и упорядоченности. Переход к новому состоянию системы осуществляется через прохождение точки бифуркации, т. е. разветвления возможных путей эволюции, из которых под воздействием многих факторов, включая и элемент случайности, выбирается одно направление (аттрактор), по которому развивается система до достижения следующей критической точки и т. д. Тем самым сторонники синергетики обосновывают многовариантность, альтернативность и нелинейность развития окружающего мира, отказываются .« от строгой детерминированности явлений, признавая значительную роль случайности. Одновременно синергетику можно рассматривать и как продолжение диалектики Гегеля с использованием аргументов современной науки.
Вывод: современная западная философия крайне неоднородна, в ней существует масса различных течений и направлений, по-разному трактующих основные проблемы, которые должны быть в центре внимания философов. Одни из них считают таковыми поиск смысла человеческого существования, другие связывают их с методологией науки, третьи — с изучением психических структур человека. Для большинства современных философских течений характерно пессимистическое отношение к разуму человека и ценностям современной западной цивилизации. Одна из распространенных сегодня тенденций — смещение интересов в сферу религиозного и мистического опыта.