Свобода как проблема современной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:14, сочинение

Краткое описание

Хотелось бы начать своё эссе с высказывания русского географа и социолога Л.И. Мечникова: «Свобода есть единственная характерная черта цивилизации». Действительно, если в древности истинная свобода была достаточно редким явлением, то сейчас её ценность восстановилась, и она уже воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие «свобода личности» фигурирует в государственных законах большинства стран, всё чаще употребляется в средствах массовой информации и в выступлениях политических лидеров. Всё это говорит о том, что наше общество действительно превратилось в цивилизацию.

Файлы: 1 файл

Эссе - проблема свободы.docx

— 20.30 Кб (Скачать)

Правительство  Российской Федерации

                                                           

 

 

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики – Нижний Новгород

 

 

 

 

Факультет Менеджмента

 

 

 

 

Эссе

 по дисциплине

Философия

 

 

 

 

на тему: Свобода как  проблема современной философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила студентка группы 11 М2

Зорина П.В.

 

научный руководитель

(проверила)

Каржина Г.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД 2012

 

  Хотелось бы начать своё эссе с высказывания русского географа и социолога  Л.И. Мечникова: «Свобода есть единственная характерная черта цивилизации». Действительно, если в древности истинная свобода была достаточно редким явлением, то сейчас её ценность восстановилась, и она уже воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие «свобода личности» фигурирует в государственных законах большинства стран,  всё чаще употребляется в средствах массовой информации и в выступлениях политических лидеров. Всё это говорит о том, что наше общество действительно превратилось в цивилизацию.

Что же значит это абстрактное понятие - свобода? Свобода – это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего принуждения. Принуждение – вот главный враг свободы. Если рассматривать вопрос свободы более глобально, то можно сказать, что принуждение, прежде всего, связано с властью. Деспотия, диктатура, тирания, тоталитаризм – всё это виды политических режимов, принуждающие общество подчиняться государству. Естественно, список на этом не заканчивается. Вся наша история буквально заполнена временами, когда свободу личности человека жёстко ограничивали. Деспотия в Древнем Востоке, диктатура в Средние века, тоталитаризм в Советском Союзе и Германии – таких примеров очень много! Как часто государство жёстко регламентировало сознание и поведение людей, делало человека простым «инструментом» социальной системы…

Конечно, люди не могли остаться равнодушными. Проблема свободы волновала многих мыслителей на протяжении многовековой истории человечества. В разные этапы его развития, понятие свободы трактовалось по-разному, часто в противоположных смыслах, в зависимости от характера общественных отношений, от целей и задач общества, от потребностей людей и, в конце концов, от уровня развития общества. Диапазон понимания свободы очень широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования "бегства от свободы" в условиях современного цивилизованного общества (Э. Фромм ).

Что же значит это загадочное понятие – «бегство от свободы»? Дело в том, что свобода предполагает выбор. Этот выбор проявляется, прежде всего, как власть того, кто выбирает. Здесь и возникает вопрос о правоте человека в выборе той или иной альтернативы: в одном случае этот сделанный выбор будет означать истинно нравственную позицию, а в другом – вину. При этом человек прекрасно осознаёт, что признавая за ним моральную свободу и свободу выбора, общество возлагает на него личную ответственность за свои действия.  Свобода в этом отношении выступает как даже более мучительная для человека форма необходимости и внутреннего понуждения: она оставляет его один на один с собственным сознанием и ответственностью за последствия своих поступков, которые уже не скроет и не замаскирует никакой авторитет. Люди, по своей сути, боятся такой ответственности и поэтому стараются любыми способами избежать её. То есть, можно сказать, что понятие «бегство от свободы» равнозначно понятию «бегство от ответственности».

Другой аспект по поводу проблемы свободы состоит в том, что свобода влияет на характер человека в двух направлениях: человек становится более независимым, но одновременно он начинает ощущать одиночество, что его очень волнует и пугает. В древности человек не был индивидуумом, он был членом общности. Идентичность с племенем, природой и религией давали ему ощущение уверенности в себе и в завтрашнем дне. Человек занимал определённое место в обществе, которое не могло оспариваться ни другими, ни им самим. Он мог страдать от угнетения, но не страдал от одиночества и мучительных сомнений. Пока человек был неотъемлемой частью общества и зависел от него, он не испытывал страха. По мере роста его сознания все связи с обществом рвались одна за другой. Человек оказывался один на один с этим огромным и порой жестоким миром, что повлекло за собой страх и изоляцию от общества, а затем и одиночество.

Тем не менее, свобода определяет человеческое существование. Без неё не может существовать полноценной личности. Человек существовать может, а вот личность – нет. И я уверена, что со временем человечество научится ценить независимость больше, чем отсутствие ответственности перед обществом, и научится не бояться одиночества – по крайней мере, всё идёт к этому. Быть независимым – не обязательно значит быть одиноким, и многие уже поняли это!


Информация о работе Свобода как проблема современной философии