Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:24, реферат
Современная западная философия крайне неоднородна, в ней существует масса различных течений и направлений, по-разному трактующих основные проблемы, которые должны быть в центре внимания философов. Одни из них считают таковыми поиск смысла человеческого существования, другие связыва¬ют их с методологией науки, третьи — с изучением пси¬хических структур человека. Для большинства совре¬менных философских течений характерно пессимис¬тическое отношение к разуму человека и ценностям современной западной цивилизации. Одна из распрост¬раненных сегодня тенденций — смещение интересов в сферу религиозного и мистического опыта.
4-е доказательство — мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая; следовательно, высшим, абсолютным совершенством может являться только Бог;
5-е доказательство — мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей; источником целесообразности мира и его высшей целью является Бог.
Учение Фомы Аквинского было признано католической церковью в качестве официальной доктрины и является таковой и в настоящее время.
Наследие Аристотеля, особенно его работы по логике, положительно повлияло на уровень развития средневековой науки, включая и философию как своеобразный фундамент всех других наук. Значительный вклад в развитие логики внес английский философ XIV в. У. Оккам. Он разработал ставший широко известным принцип «бритва Оккама» (или принцип лаконичности мышления), суть которого сводится к тому, что при доказательстве чего-либо мы не имеем права объяснять неизвестное неизвестным, подтверждать гипотезу с помощью другой гипотезы.
Однако дальнейшего развития творческое начало средневековой философии не получило. Сказалось то, что с самого начала философское знание было сковано религиозными догмами и могло развиваться только в этих рамках. Стремление к правильным логическим умозаключениям быстро переросло в догматические схоластические споры, лишенные практического смысла и творческого начала. Примером могут служить дискуссии так называемых номиналистов и реалистов о сущности общих понятий (универсалий). Номиналисты (от лат. nomen — имя, название) считали, что абстрактных, общих понятий реально не существует, они созданы мышлением человека и означают лишь имена единичных предметов. Тем самым сторонники этого направления (И. Росцелин, Дуне Скот, У. Оккам) признавали первичность предмета и вторичность понятия, т. е. были близки к материалистической тенденции в философии. Реалисты же (Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Вильгельм из Шампо) утверждали, что общие понятия (универсалии) реально существуют и предшествуют появлению единичных вещей. Универсалии реалистов очень напоминают мир идей у Платона. В целом дискуссии номиналистов и реалистов были очень далеки от практических потребностей науки.
Вывод: средневековая философия представляла особый специфический период в развитии европейской мысли. Заслугой средневековой философии можно считать разработку проблем соотношения разума и веры, абстрактного и конкретного, логических доказательств. Кроме того, средневековые философы пропагандировали христианские ценности и тем самым содействовали укреплению нравственных устоев общества. Однако скованная рамками господствующей религии средневековая философия была изначально лишена свободы творчества и поэтому постепенно превратилась в послушное орудие католической церкви, оплот догматизма и схоластики, отрицательно влияя на развитие научной мысли.
Философия Нового времени.
Немецкая классическая философия
второй половины XVIII - первой половины XIX в.
Новое время — с XVI—XVII вв. и до начала XX в. — характеризуется в экономической сфере становлением и развитием частнособственнических отношений, основанных на саморегулируемой рыночной экономике и минимальном вмешательстве государства; в политической — переходом к буржуазным формам государст венности (конституционной монархии или республике), приоритетом прав личности, усилением правовых методов управления обществом (концепция правового государства; в духовной сфере — отказом от теоцент-ризма, господством рационализма и прагматизма, практической направленностью развития науки, включая философию.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1-м этапом, своего рода переходным, можно считать философию эпохи Возрождения {Ренессанс), подготовившую почву для научных и философских концепций Нового времени, В этот период (XIV— XVI вв.) произошли качественные сдвиги в общественном сознании, во многом связанные с достижениями науки, прежде всего с открытиями Н. Коперника (1473—1543), Дж. Бруно (1548—1600), Г. Галилея (1564—1642) и др. Выдвинутые идеи о вечности и бесконечности Вселенной, множественности миров, вращении Земли вокруг Солнца и собственной оси и другие полностью противоречили основным положениям христианской философской доктрины и привели к формированию новых философских идей на основе научной картины мира.
Характерные черты философии эпохи Возрождения:
• отказ от теоцентризма, переход к пантеизму: Бог перестает рассматриваться как сверхличность, возникает идея, что Бог повсюду, что он как бы растворен в окружающем мире, что сама природа — это и есть Бог (концепция Николая Кузанского (1401—1464);
• антропоцентризм и гуманизм: в центр внимания философии должен стать человек и проблемы, с ним связанные (как в эпоху Античности); вера в неограниченные возможности человека как преобразователя природы, творца нового; человек фактически занимает место Бога в материальном мире и уподобляется ему;
• окончательное размежевание философии и религии; при этом от философии постепенно отделяется наука как отдельная форма мировоззрения.
2-й этап — XVII в. — формирование рационалистической философии.
Характерные черты философии XVII в.:
• основными проблемами философии становятся познание окружающего мира (проблемы гносеологии), разработка методов познания окружающего мира и самого человека. Исходя из преобладающего метода в процессе познания, возникли два философских течения:
а) эмпиризм (от греч. empeiria — опытный) или сенсуализм (от лат. sensus — чувственный). Его сторонники, например английские ученые Ф. Бэкон (1561— 1626) и Дж. Локк (1632—1704), считали, что в основе познания должны быть показания органов чувств, опыт, эксперимент, на которых строятся умозаключения по индуктивному принципу, т. е. от частного к общему. Дж. Локку принадлежит известный афоризм: «Нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства»;
б) рационализм (от лат. ratio — разум, мышление). Представители этого течения Р. Декарт (1596—1650), Б. Спиноза (1632—1677), Г. Лейбниц (1646—1716) разделяли мысль, что главную роль в процессе познания играет не чувственный опыт, а мыслительная (рациональная) деятельность человека, способность делать умозаключения. При этом рационалисты делали ставку на дедуктивный метод выработки умозаключений, т. е. от общего к частному;
• в рассмотрении проблемы бытия или устройства окружающего мира (проблемы онтологии) господствовала концепция деизма, разработанная французским математиком и философом Р. Декартом. Суть ее в том, что Бог — это безличная разумная первопричина мира, в котором соединены две субстанции — духовная и материальная. Сотворив мир, Бог предоставил ему возможность самостоятельно развиваться на основе двух вышеупомянутых равноправных субстанций. Поэтому в структуре окружающего мира существуют два компонента — материальный и духовный, которые развиваются по собственным законам. Иную картину бытия предложили голландский философ Б. Спиноза и немецкий математик и философ Г. Лейбниц. Оба ученых были сторонниками пантеизма и отождествляли Бога с природой. При этом у Спинозы основой мировоззрения является единственная субстанция — Бог (монистический подход), а у Лейбница основу окружающего мира составляет множество субстанций — монад (от греч. — единственный). Монады — это «духовные атомы» мироздания, к ним относятся Бог как высшая монада, человеческие монады, монады животного мира и неживой природы (плюралистический подход).
Особый интерес вызывают социально-политические и этические проблемы: именно в XVII в. начинает формироваться теория правового государства (работы Т. Гоббса и Дж. Локка). Б. Спиноза разрабатывает теорию о соотношении свободы и необходимости, оказавшую значительное влияние на философию XVIII— XIX вв. По его мнению, «свобода — это познанная необходимость»: если человек знает, почему произошло или происходит то или иное явление, значит, он свободен; тем самым свобода приравнивалась к знанию, и, следовательно, подобный подход открывал широкий простор для развития науки.
3-й этап — XVIII в. — господство философии Просвещения.
Основные представители: Вольтер (1694—1779), Ш.Монтескье (1689—1755), Д.Дидро (1713—1784), Ж.Ж.Руссо (1712—1778), К.А.Гельвеций (1715— 1771), П. А. Гольбах (1723—1789).
Характерные черты философии Просвещения:
• крайний рационализм, скептицизм и гносеологический оптимизм: на первый план выдвигается идея разумности всего существующего, любое явление должно быть поставлено на суд разума и здравого смысла человека и, если противоречит им, должно быть изменено;
• идея прогресса: развитие человечества движется в направлении к лучшему, более совершенному (с точки зрения разумности) состоянию;
• антиклерикализм: отрицательное отношение к господствующей католической церкви, критика ее злоупотреблений. Церковь воспринималась как главный тормоз на пути прогресса из-за ее догматизма и мракобесия, поэтому просветители выступали за отделение церкви от государства и системы образования, за широкую веротерпимость, секуляризацию (национализацию) церковных земель (лозунг Вольтера по поводу церкви: «Раздавите гадину!»);
• особый интерес к политико-правовым проблемам: философы просвещения разработали теорию естественных прав личности (Т. Гоббс и Дж. Локк), теорию общественного договора при образовании государства (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), теорию истинной монархии и разделения властей (Вольтер, Ш. Монтескье), выдвинули идею о праве народа на сопротивление, если верховная власть не соблюдает естественные права человека и общественный договор (Ж. Ж. Руссо). Тем самым просветители заложили основы концепции правового государства и в идейном плане фактически подготовили революции в США и Франции и принятие в этих странах первых конституций в 1787 и 1791 гг.;
• в сфере экономики к философам-просветителям причисляют А. Смита и Д. Юма. Они выдвинули идею самоуправляющейся рыночной экономики на основе закона спроса и предложения, тем самым заложив основы экономического либерализма;
• выдвинутая в сфере этики идея «разумного эгоизма» сводилась к тому, что каждый человек, стремясь к личному благу, невольно содействует процветанию всего общества (Ж. Ж. Руссо);
• просветители активно выступали за всемерное развитие системы образования, просвещение населения, борьбу с неграмотностью, повышение культурного уровня общества, считая эти меры главным залогом прогресса (отсюда и название эпохи — Просвещение).
4-й этап — конец XVIII — первая половина XIX в. — господство немецкой классической философии, которая считается вершиной развития философской мысли Нового времени. Представители: И. Кант, Ф. В. Шеллинг, И. Г, Фихте, Г. Гегель, Л. Фейербах.: Характерные черты немецкой классической философии:
• особый интерес к теории познания (гносеологии) и этическим вопросам;
• стремление выработать всеобщие (абсолютные) законы развития окружающего мира и мышления человека;
• общий высокий научный уровень философских работ.
И. Кант (1724—1804) всю жизнь провел в Кенигсберге (совр. Калининград), заведовал кафедрой философии в местном университете, позже стал в нем ректором. В его творчестве выделяют два периода. В «докритический» (до 1770-х гг.) Кант в основном занимался; вопросами естествознания. В это время он сформулировал гипотезы о возникновении Солнечной системы из; газопылевой туманности, о влиянии Луны на приливы и отливы, которые впоследствии были подтверждены. В «критический» период (с 1770-х гг.) у Канта появляется интерес к проблемам философии. В 1780-е гг. появляются его работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности к суждению».
Главный вопрос для Канта — «Познаваема ли вещь в себе?». «Вещи в себе» — это предметы и явления окружающего мира, существующие объективно, т.е. независимо от человеческого сознания и вне его. По мнению Канта, каждый человек пытается выявить сущность «вещей в себе». При этом в процессе познания он проходит три этапа:
• на этапе чувственного познания — это показания органов чувств (запах, цвет и т. д.), которые хаотичны и не систематизированы;
• на этапе рассудочного познания происходит систематизация хаотичных ощущений при помощи врожденных категорий, главные из которых — категории пространства и времени;
• на этапе разумного познания человек пытается выйти за пределы показаний органов чувств и врожденных категорий и дать определения предельно общим понятиям (например, сознание, Бог, материя). Однако человек будет при этом постоянно сталкиваться
с антиномиями — взаимно противоречащими суждениями об одном и том же объекте, которые одинаков во логично можно доказать (например: Бог есть - Бога нет).
Вывод: при помощи теоретического (чистого) разума познать сущность «вещей в себе» невозможно из-за ограниченности органов чувств и врожденных категорий. Возникает тупиковая ситуация, но выход из нее все-таки есть, и лежит он в сфере морали и нравственности (сфере практического разума). Кант считал, что здесь человек не зависит от показания органов чувств и врожденных категорий и сам совершенно свободно определяет направленность своих поступков, но при этом должен руководствоваться всеобщим моральным законом: «поступай так, чтобы принцип твоей воли мог стать принципом всеобщего законодательства» — это так называемый категорический императив Канта. По сути это перефразирование библейской заповеди: «поступай так по отношению к другому, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Из этого правила философ делал вывод, что человек всегда должен рассматриваться как цель и никогда как средство. Заслуга Канта заключается в создании оригинальной теории познания и этического учения, проникнутого идеалами гуманизма.
Вклад Ф. В.Шеллинга (1775—1854) (ученик Канта) в развитие философии заключается в создании учения о природе — натурфилософии. Главная идея учения — в природе все явления находятся в постоянном и все более усложняющемся развитии. Тем самым Шеллинг начал разрабатывать диалектический метод.
И.Г.Фихте (1772—1814) (также ученик Канта) был еще более ярко выраженным представителем субъективного идеализма. Характерная черта мировоззрения Фихте заключается в том, что в жизни он занимал активную гражданскую позицию и являлся одним из идеологов антинаполеоновского движения. Все явления окружающего мира он рассматривал через взаимодействие «Я» (мыслящий субъект, носитель сознания) И «не-Я» (все, что вокруг него). При этом каждый человек стремится к достижению абсолютного «Я» — максимально возможного знания об окружающем мире, но этот идеал фактически недостижим, так как, решая какую-либо задачу, человеку кажется, что он приблизился к этому идеалу, потом он ставит новую задачу, и идеал отодвигается и так до бесконечности. Фактически Фихте сформулировал идею бесконечного прогресса человеческих знаний, в чем и заключается его вклад в развитие философии.