Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:09, реферат
18 век. Это век эмпирических учений. «Век Просвещения».
Центры философских открытий - Франция, Англия. С 17 века остались вопросы о методе познания, о месте человека в окружающем мире, о целях его деятельности.
Возрастает роль личности. Ориентация на историзм, гуманизм. С другой стороны – нельзя полностью погрузиться в чувственность. Появляются идеи
Лейбница о том, что разум – это ступень к Божеству.
ОСНОВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
18 век. Это век эмпирических учений. «Век
Просвещения».
Центры философских открытий - Франция,
Англия. С 17 века остались вопросы о методе
познания, о месте человека в окружающем
мире, о целях его деятельности.
Возрастает роль личности. Ориентация
на историзм, гуманизм. С другой стороны
– нельзя полностью погрузиться в чувственность.
Появляются идеи
Лейбница о том, что разум – это ступень
к Божеству.
Локк (в конце 17 века) предлагает систему,
когда через чувства воспитывается разум
человека. Появляется британский эмпиризм:
Д. Беркли, Давид Юм. Основные идеи их в
том, что чувства поставляются плотью,
а мышление основано на чувственном восприятии.
Поэтому без чувств мышление не возможно.
Проблемы философии 18 века: Через разум
возможно движение к Божеству. Мышление
воспитывается через чувства. Чувства
необходимы для познания Бога
19 век. Идеализм.
Одна из черт интеллектуальной жизни 19
века – разрыв между художественными
и научными занятиями.
Если раньше мыслители занимались наукой
и искусством с позиций общего принципа
гармонии, то в 19 веке под влиянием романтизма
возникла жесткая реакция против давления
научного прогресса на человека. Научный
образ жизни с его экспериментами, казалось,
подавляет дух свободы и исканий, который
требуется от художников. Научный подход
не позволит открыть секреты природы –
этот взгляд разделял и Гете, хотя он не
был романтиком.
В то же время появилось расхождение между
наукой и философией.
Огромное влияние науки поднимает новые
социальные проблемы этического характера.
Осталось требование – не выходить за
рамки опыта и объяснения его. Это было
связано с обращением к Канту и его последователям.
Искать причины феномена и стремиться
объяснить переход к миру ноуменов, где
категории и объяснения не применяются
– оказалось несбыточным. Такой подход
к научной теории характерен для целого
поколения ученых, которые интересовались
философским содержанием исследовательской
деятельности.
Содержательной линией сравнения классики
и современности может стать интерпретация
взглядов на предмет философии, объектом
методологического сравнения становятся
стили мышления. Картина мира не таинственна
и постижима имеющимися в распоряжении
деятельного человека средствами.
Немецкая классическая философия с точки
зрения современной философии характеризуется
как некая общая ориентация, идейная стилистика
мышления.
Классика интерпретируется в качестве
культурно-философски-
Во второй половине 19 века под влиянием
романтиков с их субъективизмом, возрастает
интерес к проблемам нерационального
вообще.
Именно во второй половине 19 века появляется
так и называемая «иррационалистическая»
философия. Это учения Шопенгауэра, Кьеркегора,
Ницше, Дильтея, интуитивиста Бергсона.
Хайдеггер объявлял Шеллинга вершиной
немецкой классической философии. К немецкой
классической философии обращаются, отыскивая
в ней нерациональное или иррациональное.
Если дальше проследить развитие иррационалистических
идей по хронологии – то мы придем к философскому
психоанализу, экзистенциализму и т.д.
Немецкая классическая философия разработала
несколько общих проблем, что позволяет
говорить о ней как о целостном явлении.
Она:
- повернула внимание философии от традиционных
проблем (бытие, мышление, познание и др.)
к исследованию человеческой сущности;
- особое внимание уделила проблеме развития;
- значительно обогатила логико-теоретический
аппарат философии;
- взглянула на историю как целостный процесс.
сновные принципы немецкой классической философии
В XIX столетии высокое признание и широкое распространение получили философские учения, которые были продолжением, а в известной мере и завершением духовного поворота, начавшегося в эпоху Возрождения. Наиболее ярким воплощением этого идейного движения была немецкая философия XVIII-XIX вв., не случайно названная классической. Она отстояла и развила принципы, вокруг которых можно объединить основные концепции европейской философии нового времени -- несмотря на все разнообразие противоборства ее идей.
Главные философские идеи относительно природы, истории, человека не были достоянием одной только философии, а выражали господствующие принципы, идеалы, ценности культуры той эпохи, обнимающей несколько столетий.
В философии
возникал и утверждался культ
разума (понятого во втором, расширительном
смысле). А это происходило потому,
что философская наука чутко
улавливала и выражала умонастроения,
ценности своей эпохи. Культ разума,
который философия
К его созданию, конечно, был причастен в первую очередь сам Гегель, хотя распространение в культуре получило не собственно гегелевское (весьма содержательное, сложное, противоречивое) понимание разума, а упрощенная гегельянская модель. Она-то чаще всего и подвергалась критике во второй половине XIX столетия и в XX в. В центре такой гегельянской модели было достаточно широкое, притом оптимистическое, "прогрессистское" понимание разума, который толковался как синоним закономерности, целесообразности природы и восходящего движения истории к некоей "разумной цели", как высший судья над существующим, как носитель "подлинной" истины и гарант "высшей" нравственности. Такому "чистому разуму" противопоставляли неразумность -- случайность, хаотичность, многолинейность -- конкретной истории, реального человеческого действия и поведения. Но предполагалось, что разум проложит себе дорогу сквозь все "неподлинное", "неразумное". "Хитрость разума" (термин Гегеля) в конечном счете должна победить "косность" природы и случайности истории. С точки зрения такого упрощенного "сверхрационалистического" понимания индивиды становятся простым орудием разума, воплощенного в истории. Но считается, что по крайней мере некоторые из них могут и должны, признавая силу разума и познавая его законы, придти к подлинно разумному познанию и действию. А когда носители разума, наук, просвещения посеют семена "истинного разума" в душах других людей, разум полностью восторжествует.
Чтобы подытожить сделанное немецкой философией и понять суть дальнейшего столкновения "неклассического" мышления с принципами философской классики, возьмем проблему разума. Этот выбор не случаен: проблема разума -- сердцевина философии нового времени. Философы той эпохи пришли к широкому толкованию разума, полагая, что природа, история, человеческая деятельность движимы внутренне присущей им "разумностью". Говорить о проблеме разума значило, таким образом, анализировать коренные проблемы философии. Правда, еще в XVIII в. философы чаще всего понимали "разум" как одну из присущих человеку познавательных способностей, благодаря которой он мыслит, формирует понятия, оперирует ими. В рациональной деятельности они выделяли два пласта -- мыслительную деятельность, основанную на опыте, т.е. мышление посредством рассуждения, доказательства, расчета и т.д., и деятельность мысли, как бы воспаряющую над опытом, сверхопытную. Первую называли рассудком, а вторую -- собственно разумом. Иногда единство рассудка и разума именовали интеллектом. Спор философов нового времени о больших возможностях, но и немалых ограниченностях человеческого разума свидетельствовал о том, что многие из них к разуму относились критически (вспомним о «Критике чистого разума» И. Канта).
То обстоятельство,
что философы нового времени понимали
разум широко, имея в виду не только
разумную способность человека, сегодняшнему
читателю может показаться удивительным.
Разве существует какой-либо иной разум,
кроме особой мыслительно-познавательной
способности конкретного
Знание и рациональное познание провозглашались главной, решающей силой, позволяющей со временем надеяться на разрешение всех проблем, которые встают перед человеком и человечеством. Чтобы выполнить возлагаемые на него грандиозные задачи, знание, считали классические философы, должно быть ясным, доказательным, преодолевающим сомнения, приведенным в логически стройную систему. Между таким знанием и окружающим миром есть внутренняя согласованность. Ибо в окружающем человека мире, согласно классическому миропониманию, царит скрытый внутренний -- разумный -- порядок, открыть который в принципе доступно человеческому уму, если он найдет "простые ясные правила" (Р. Декарт) познания и доказательства, т.е. найдет правильный метод познания. Не только проблемы окружающего мира, познания, знания, метода познания, но и вопросы о Боге, вере и религии предполагалось трактовать рационалистически. Красноречивое название одного из сочинений И. Канта -- «Религия в пределах только разума» -- позволяет понять направление этих философских размышлений.
Философы-классики
разделяли убеждение в том, что
могут, должны быть рационально познаны
и признаны общечеловеческие гуманистические
идеалы и принципы, прежде всего
идеал свободы и принцип
Общая характеристика немецкой классической философии
Термин "классическая немецкая философия" был введен Ф. Энгельсом. Сам Энгельс специально не разъясняет, что он имеет в виду под "немецкой классической философией". Но под классикой обычно имеется в виду высшая мера чего-либо, некая завершенная форма. И после классики, как правило, идет снижение уровня.
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой (либо более поздней антропологической, материалистической философией Фейербаха, который, однако, вошел в противоречие с основным характером немецкой философии этого периода - ее идеализмом). По целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития (идей Возрождения, Нового Времени, Просвещения). Основными представителями этой философии были основоположник ее Иммануил Кант, его последователь Фихте, Шеллинг, противник кантианской философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Что касается общей характеристики классической немецкой философии, то в ней происходит смещение акцентов (по сравнению, напр., с мыслью Просвещения) с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. При этом уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы. До этого философы знали, с одной стороны, природу,. а с другой - человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенное нетелесной душой. Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок. Также немецкая классика идет дальше рационализма Нового времени (Декарта, Лейбница, которые считали, что о сущности мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самого разума, поскольку чувственное многообразие природных тел скрывает от нас основу бытия). В немецкой классике речь идет о разумно организованной действительности, где сущность мира открывается нам непосредственно. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее то, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты (метафизика, этика и эстетика - три части философии Канта, которые посвящены открытию этих законов). Немецкие философы выводят этот мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).
Другая особенность этой философии заключается в том, что, обратившись к исследованию субъекта, к исследованию его деятельных способностей, немецкие философы покидают уровень популярного изложения философии. "Вплоть до появления кантовской философии, - пишет в этой связи Гегель, - публика еще шла в ногу с философией; до появления кантовского философского учения философия возбуждала к себе всеобщий интерес. Она была доступна и ее желали знать; знание ее входило вообще в представление об образованном человеке. Ею поэтому занимались практики, государственные люди. Теперь, когда выступил путаный идеализм кантовской философии, у них опускаются крылья. Таким образом, уже с выступлением Канта положено было начало этому отделению от обычного способа сознания".
Таким образом, одна из особенностей классической немецкой философии проявилась в том, что она была обречена на общественный неуспех. Иначе говоря, она не могла стать популярной. И это по той простой причине, что не может быть популярной серьезная наука. Всякая популяризация науки ведет к тому, что поступаются сначала научной формой ради простоты изложения, а затем самим содержанием - ради простоты восприятия. Что касается немецкой классики, то здесь была поставлена противоположная задача. Кант и Фихте в особенности стремились превратить философию в науку. Именно с этим связаны приемы дедукции (логического выведения и обоснования) и конструкции (метафизические и диалектические), которые они использовали для построения философской теории.
Перечислим
некоторые из положительных моментов
немецкой классической философии. Философия
Канта завершает рациональную философию
(начатую Декартом). В его философии
нашло свое выражение теоретическое
отражение и понимания в
Информация о работе Основные проблемы немецкой классической философии