Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:09, реферат
18 век. Это век эмпирических учений. «Век Просвещения».
Центры философских открытий - Франция, Англия. С 17 века остались вопросы о методе познания, о месте человека в окружающем мире, о целях его деятельности.
Возрастает роль личности. Ориентация на историзм, гуманизм. С другой стороны – нельзя полностью погрузиться в чувственность. Появляются идеи
Лейбница о том, что разум – это ступень к Божеству.
По Гегелю,
Бог создает природу с той
целью, чтобы из при роды возник человек
и вместе с ним человеческий дух.
Теперь наступает время "философии
духа". Философия духа - это философия
культуры. Первой стадией развития
человеческого духа является, по Гегелю,
субъективный дух. Субъективный дух
рассматривается Гегелем на трех
уровнях: антропологии, феноменологии
и психологии. Антропология раскрывает
душу как чувствующую субстанцию,
феноменология исследует
Второй
стадией развития человеческого
духа является объективный дух. Объективный
дух охватывает у Гегеля сферу
социальной жизни и понимается как
сверхиндивидуальная
В Абсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи мышления и бытия. Мировое развитие, по Гегелю, есть самопостижение, самопознание Абсолютной идеи. Идея познает бытие во всем многообразии его определений. Так Гегель разрешает поставленную Кантом проблему согласования субъекта и объекта, мышления и бытия.
Богатство гегелевской философии отнюдь не сводится к ее формальной схеме. Гегелевская "Энциклопедия философских наук" (работа, охватывающая собой все разделы системы Гегеля) интересна не только грандиозностью замысла - рассмотрением материального, природного и духовного мира в их саморазвитии, - но и конкретностью своего содержания, большим собранием фактического материала, накопленного человеческой культурой к началу 19 века. Гегель занял своё значительное место в истории философии именно благодаря тому, что он сумел расположить этот материал в систематической и логически стройной последовательности, составившей его философскую систему. Именно после Гегеля принцип развития - принцип историзма становится одним из самых влиятельных принципов не только в философии, но и в науке в целом (напр., в биологии).
Но всё-таки самое ценное философское достижение Гегеля - диалектика, диалектический метод. Гегель открыл и доказал, что противоречивость разума - не слабость его (как полагал еще Кант, рассматривая антиномии, противорчивые идеи разума), а признак мощи, силы. Ибо из противоречий "соткан" весь мир.
Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха
кант гегель фейербах философия разум
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии -- знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.
Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.
Согласно
Фейербаху, для освобождения от религиозных
заблуждений необходимо понять, что
человек -- не творение бога, а часть
-- и притом наиболее совершенная -- вечной
природы. Он писал: »Мое учение или воззрение
может быть поэтому выражено в
двух словах: природа и человек. С
моей точки зрения, существо, предшествующие
человеку, существо, являющиеся причиной
или основой человека, которому он
обязан своим происхождением и существованием,
есть и называется не бог -- мистическое,
неопределенное, многозначащие слово,
а природа -- слово и существо ясное,
чувственное, недвусмысленное. Существо
же, в котором природа делается
личным, сознательным, разумным существом,
есть и называется у меня -- человек»
. Ф. Энгельс писал о сочинении
Фейербаха »Сущность
Материализм
Фейербаха существенно
Критикуя
идеалистическую трактовку
Антропологический
принцип Фейербаха в теории познания
выражается в том, что он по-новому
интерпретирует само понятие «объект».
По Фейербаху, понятие объекта первоначально
формируется в опыте
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви -- любви к другим людям.
Последним
великим представ классической немецкой
философии был Л. Фейербах (1804 -- 1872).
Осуждая идеалистической
Следовательно философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.
Человек
неотделим от природы; мышление есть
необходимое выражение присущей
ему биологической, физиологической
деятельности. Философская Антропология
Фейербаха указывает на его стремление
разработать материальную систему
взглядов. Существенным содержанием
и назначением
Основой антропологии Фейербаху является материальное учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. Фейербах отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразии форм движения материи, на их взаимопереходе. Целесообразность в животном и растительном мире представляет собой не результат реализации внутренне присущей явлению цели, а следствие единства материального мира. Таким образом он не отрицает объект целесообразности в живой природе, он правильно указывает на ее относительность.
Таким
образом философское учение о
природе в целом не выходит
за рамки метафизического
Информация о работе Основные проблемы немецкой классической философии