Основные проблемы немецкой классической философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:09, реферат

Краткое описание

18 век. Это век эмпирических учений. «Век Просвещения».
Центры философских открытий - Франция, Англия. С 17 века остались вопросы о методе познания, о месте человека в окружающем мире, о целях его деятельности.
Возрастает роль личности. Ориентация на историзм, гуманизм. С другой стороны – нельзя полностью погрузиться в чувственность. Появляются идеи
Лейбница о том, что разум – это ступень к Божеству.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.docx

— 41.83 Кб (Скачать)

По Гегелю, Бог создает природу с той  целью, чтобы из при роды возник человек  и вместе с ним человеческий дух. Теперь наступает время "философии  духа". Философия духа - это философия  культуры. Первой стадией развития человеческого духа является, по Гегелю, субъективный дух. Субъективный дух  рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноменологии  и психологии. Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение  души в сознание по ступеням: сознание - само сознание - разум, психология показывает теоретические и практические способности  духа.

Второй  стадией развития человеческого  духа является объективный дух. Объективный  дух охватывает у Гегеля сферу  социальной жизни и понимается как  сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные  связи и отношения. Объективный  дух разворачивается в праве, морали, нравственности, государстве. Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной  истории. Иначе говоря, - это духовная деятельность, сменяющих друг друга человеческих поколений (к ней Гегель относит искусство, религию и философию). Таким образом, Абсолютный дух - это та же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний.

В Абсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи мышления и бытия. Мировое развитие, по Гегелю, есть самопостижение, самопознание Абсолютной идеи. Идея познает бытие во всем многообразии его определений. Так Гегель разрешает поставленную Кантом проблему согласования субъекта и объекта, мышления и бытия.

Богатство гегелевской философии отнюдь не сводится к ее формальной схеме. Гегелевская "Энциклопедия философских наук" (работа, охватывающая собой все  разделы системы Гегеля) интересна  не только грандиозностью замысла - рассмотрением  материального, природного и духовного  мира в их саморазвитии, - но и конкретностью  своего содержания, большим собранием  фактического материала, накопленного человеческой культурой к началу 19 века. Гегель занял своё значительное место в истории философии  именно благодаря тому, что он сумел  расположить этот материал в систематической  и логически стройной последовательности, составившей его философскую  систему. Именно после Гегеля принцип  развития - принцип историзма становится одним из самых влиятельных принципов  не только в философии, но и в науке  в целом (напр., в биологии).

Но всё-таки самое ценное философское достижение Гегеля - диалектика, диалектический метод. Гегель открыл и доказал, что противоречивость разума - не слабость его (как полагал  еще Кант, рассматривая антиномии, противорчивые идеи разума), а признак мощи, силы. Ибо из противоречий "соткан" весь мир.

Сущность  антропологического материализма Л. Фейербаха

кант  гегель фейербах философия разум

В середине XIX века с острой критикой идеализма  выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная  религия, а философия и религия  по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии -- знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.

Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в  разоблачении тех иллюзий, которые  составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней  по духу идеалистическая философия  возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством  приписывания богу тех атрибутов, которые  в действительности принадлежат  самому человеку.

Согласно  Фейербаху, для освобождения от религиозных  заблуждений необходимо понять, что  человек -- не творение бога, а часть -- и притом наиболее совершенная -- вечной природы. Он писал: »Мое учение или воззрение  может быть поэтому выражено в  двух словах: природа и человек. С  моей точки зрения, существо, предшествующие человеку, существо, являющиеся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не бог -- мистическое, неопределенное, многозначащие слово, а природа -- слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня -- человек» . Ф. Энгельс писал о сочинении  Фейербаха »Сущность христианства»: »Природа всегда существует независимо от какой бы то ни было философии. Она  есть та основа, на которой выросли  мы, люди, сами продукты природы. Вне  природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей  религиозной фантазией, это -- лишь фантастические отражения нашей собственной  сущности».

Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в  отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как  механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха -- не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских  материалистов, а человек как  психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания  человека, Фейербах отвергает его  идеалистическую трактовку, при  которой человек рассматривается  прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности  как раз и составляет сущность человеческого »Я». Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело -- две  стороны той реальности, которая  называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется  Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него -- не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

Критикуя  идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным  мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через  органы чувств -- зрение, слух, осязание, обоняние, -- обладает, по Фейербаху, подлинной  реальностью. С помощью органов  чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния  других людей. Фейербах не признавал  никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто  отвлеченного познания с помощью  разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально  формируется в опыте человеческого  общения, и поэтому первый объект для всякого человека -- это другой человек, «Ты». Именно любовь к другому  человеку есть путь к признанию его  объективного существования, а тем  самым к признанию существования  вообще внешних вещей.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве  любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви -- любви  к другим людям.

Последним великим представ классической немецкой философии был Л. Фейербах (1804 -- 1872). Осуждая идеалистической толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек.

Следовательно философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т. е. учением  о человеке, в существовании, в  деятельности которого этот вопрос находит  свое фактическое, реальное решение.

Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической  деятельности. Философская Антропология Фейербаха указывает на его стремление разработать материальную систему  взглядов. Существенным содержанием  и назначением антропологического принципа является по Фейербаху научное  истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение  сущности человека. Эта сущность по Фейербаху прежде всего чувственная  жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет, следовательно  о том, чтобы рассматривать различные  формы общественного сознания (и  религию) с точки зрения заключенного в ней жизненного содержания.

Основой антропологии Фейербаху является материальное учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек  ее высшим продуктом. В человеке и  благодаря ему природа ощущает  себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и  уничтожение относятся только к  отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. Фейербах отстаивает положение о неразрывной связи  материи и движения. Однако не указывает  на качественное многообразии форм движения материи, на их взаимопереходе. Целесообразность в животном и растительном мире представляет собой не результат реализации внутренне присущей явлению цели, а следствие единства материального мира. Таким образом он не отрицает объект целесообразности в живой природе, он правильно указывает на ее относительность.

Таким образом философское учение о  природе в целом не выходит  за рамки метафизического материализма. Фейербах признает важную познавательную функцию теоретического мышления и  его способности достичь более  глубокого познания действительности. Задача мышления -- собирать, сравнивать различать, классифицировать чувственные  данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный характер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда является объектом непосредственного  восприятия.


Информация о работе Основные проблемы немецкой классической философии