Основные проблемы немецкой классической философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:09, реферат

Краткое описание

18 век. Это век эмпирических учений. «Век Просвещения».
Центры философских открытий - Франция, Англия. С 17 века остались вопросы о методе познания, о месте человека в окружающем мире, о целях его деятельности.
Возрастает роль личности. Ориентация на историзм, гуманизм. С другой стороны – нельзя полностью погрузиться в чувственность. Появляются идеи
Лейбница о том, что разум – это ступень к Божеству.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.docx

— 41.83 Кб (Скачать)

Послекантовская философия проводит также серьезную критику агностицизма (теории о непознаваемости действительности) и всей предшествующей рационалистической и эмпирической традиции.

Преобладание  идеализма в немецкой классике связано  с развитием всей философии после  Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой  философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что  наиболее существенным моментом, с  которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я, субъекта. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени  делают больший упор на субъекта (человека), чем на объект (мир, природу), а вопросу  о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия (гносеологии перед онтологией). В философии Канта также проявляется  подобное привилегированное положение  субъекта и теории познания (субъективизм, начавшийся с работ Декарта, доводится  Кантом до логического конца и  его поэтому можно считать  последним последовательным субъективным идеалистом, с чем связано то, что в последующей фазе развития немецкой философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается  переход к онтологической позиции).

Также можно сказать, что характерной  чертой немецкого идеализма был  пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода  и Гегеля). Толчок развитию пантеизма  дали Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности), а также дискуссия, разгоревшаяся  в конце 18 века вокруг философии  Спинозы (вызванная книгой Ф. Якоби "Об учении Спинозы", представляющей атеистическую интерпретацию его  философии).

В социальном плане немецкая философия - свидетельство  идейного пробуждения "третьего сословия" (бюргерства, буржуазии) Германии и  развитие социальных и либерально-политических идей Нового времени и Просвещения (в этом плане Кант и Гегель дают одни из лучших толкований "гражданского общества" и "правового государства").

Философия Канта 

Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период (до 1770 г) Кант выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. В работах этого периода (напр., во "Всеобщей естественной истории и теории Неба" (1755 г) Кант выступал как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.

Но специфическая  кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования  им трех "Критик" - "Критики чистого  разума" (1781 г), "Критики практического  разума" (1788 г), "Критики способности  суждения" (1790 г). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени  обоснования системы трансцендентального  идеализма (так Кант именовал свою философскую  систему). "Трансцендентальным" (от лат. transcendens - выходящий за пределы) Кант назвал всё то, что являлось условиями любого опыта - формы чувственности, пространство и время, категории рассудка. Второй период творчества сам Кант назвал "критическим" не столько потому, что "Критиками" назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.

Кант  осуществил коренной переворот в  постановке и решении философских  проблем. В средневековой философии  и философии эпохи Возрождения  центральной частью философских  систем является учение о бытии - онтология. Философы Нового Времени - Спиноза, Локк, Бэкон, Декарт, Беркли и Юм, перенесли  акцент на проблемы гносеологии (теорию познания). Однако в центральной  проблеме гносеологии - взаимодействии субъекта и объекта - докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Кант же делает предметом философии специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания. В философии Нового времени до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию, как то, что искажает и затемняет действительное положение вещей. У Канта же возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает самое понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному - надындивидуальное начало в человеке, т.е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.

Одна  из основных проблем "Критики чистого  разума": как возможно достоверное  научное знание. Это проблема конкретизируется у Канта в три частных проблемы: Как возможна математика? Как возможна физика (естествознание)? И как возможна метафизика (философия)? Необходимо отметить различие кантовского подхода к  трем отраслям знания. Кант уверен в  научном характере математики и  естествознания, и его критическое  исследование сводится у него к попытке  выяснить, чем объясняется и от чего зависит их научность. Но к метафизике (философии) Кант подходит критически в том смысле, что ставит под  вопрос возможна ли метафизика (как  умозрительное, спекулятивное, понятийное знание) вообще в качестве науки, и  дает отрицательный ответ на этот вопрос. Кант считает, что достоверное  знание - это значит объективное  знание. Объективность же, по Канту, отождествляется со всеобщностью и  необходимостью. Следовательно, для  того, чтобы знание несло достоверный  характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания, считает Кант, обусловливается структурой трансцендентального субъекта, его надындивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные (доопытные, априорные) формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассудка. Пространство и время, по Канту, это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Пространство - это врожденная доопытная форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время - это врожденная форма внутреннего чувства (внутреннего созерцания). Математика как наука и возможна на основе функционирования пространства (геометрия) и времени (арифметика).

Доопытные формы чувственности - пространство и время создают предпосылки достоверности математического знания. Реализация же этих предпосылок в действительность осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности - рассудка. Рассудок - это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка - понятия и категории - конструируют предмет. Поэтому и согласуются с нашими знаниями о них.

Мы можем  познать, считает Кант, только то, что  сами создали. Рассудок упорядочивает  восприятия человека, подводит их под  всеобщие и необходимые формы  и, таким образом, обусловливает  объективность знания. Конечное основание  единства, без которого рассудок не смог бы осуществлять свою функцию  подведения под всеобщие и необходимые  определения, является акт самосознания субъекта: я мыслю. Этот акт Кант называет трансцендентальным единством  апперцепции (переводя с лат. - объединением восприятия за пределами опыта).

Т.о. теорию познания Канта можно представить  следующим образом: существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют  на органы чувств человека, порождают  многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем, т.е. располагаются в традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, формы чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, "явилась ему", и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта. Кант называл явлениями. Человек, по мнению Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т.е. каковы их качества и свойства, их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в себе", непознанными, нераскрытыми.

Кант  считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить "вещи сами по себе" и явления. Отсюда вытекал  вывод об ограниченности возможностей в познании формами чувственности  и рассудка. Формам чувственности  и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами  опыта, - умопостигаемый мир - может  быть доступен только разуму. Разум - это  высшая способность субъекта, которая  руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует  идеями. Идеи у Канта - это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемым с помощью разума (как у Платона). Идеи - это представления  о цели, к которой стремится  наше познание, о задачах, которые  оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирующую функцию  в познании, побуждая рассудок к  деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному  знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства - понятия и категории - действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям  разума не может соответствовать  реальный предмет, что разум опирается  на мнимые идеи, служит учение Канта  об антиномиях разума. Антиномии - это  противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений: мир конечен, и мир бесконечен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мире опыта, а о мире "вещей самих по себе".

Итак, мир "вещей сам по себе" закрыт для  чувственности, и, следовательно, он закрыт для теоретического разума, науки. Однако это еще не значит, что этот мир  недоступен человеку. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно-воспринимаемого  и умопостигаемого. Чувственно-воспринимаемый мир - это мир природы. Умопостигаемый мир - это мир свободы. Свобода, по Канту, - это независимость от определяющих причин чувственно-воспринимаемого  мира. В сфере свободы действует  не теоретический, а практический разум. Практическим этот разум называется потому, что его главное назначение руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Кант называет человеческую волю автономной. Автономия воли состоит  в том, что она определяется не внешними причинами - природной необходимостью или божественной волей, а своим  собственным законом, который она  ставит над собой. Законы практического  разума - это нравственные законы. "Знания" умопостигаемого мира - это определенные требования к человеку, как ему  вести себя в этом мире. Главное  требование, категорический императив (предписание) гласит: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла  в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства". Это  значит: поступай по отношению к  другим так, как ты хотел бы, чтобы  они поступали по отношению к  тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и  создаешь форму, характер взаимных отношений.

Философская система Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - создатель философской системы, названной им "абсолютным идеализмом". Все действительное, по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т.е. постижимо  в понятиях (такая концепция называется еще и панлогизмом: "всё действительное разумно, всё разумное действительно"). Философская система Гегеля состоит  из трех частей:

1) Логики,

2) Философии  природы и 3) Философии духа.

Логика  понимается Гегелем совершенно иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени существования  этой науки (т.е. начиная с Аристотеля). Происхождение многого из единого  может быть предметом рационального  познания, инструментом которого является логическое мышление. Но это - рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим источником ее является противоречие. Гегель сознательно  отверг аристотелевский закон непротиворечия ("Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же"), а логика у него совпадает с диалектикой. Диалектика мыслится Гегелем как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития "чистого понятия" (идеи) составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. В отличие от Канта, разделившего сферы природы и духа (свободы), Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного начала - субстанции-субъекта (поэтому его систему называют абсолютной, а его идеализм - объективным). Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определённой схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В результате примирения противоположностей в синтезе возникает новое качественное образование. Каждое понятие и идея, и, следовательно, каждое явление в природе (поскольку природе есть отражение логики, разумности), обществе и духовной жизни человека проходит такой тройственный цикл развития. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключён в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу.

Утверждая тожество субъекта (духа, идеи) и объекта (природы, материи), Гегель утверждает, что диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов  в природе и обществе. Диалектика вещей есть лишь отраженная, "отчуждённая" форма подлинной диалектики, "жизни  понятий", как они существуют сами по себе, как в бы в мышлении бога. Но бог мыслится Гегелем при этом пантеистически - не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе.

Абсолютный  идеализм философии Гегеля связан с  его стремлением охватить весь универсум, весь природный и духовный мир  единым понятием. Таким исходным понятием гегелевской системы является "Абсолютная идея". Первое и основное определение "Абсолютной идеи", по Гегелю, есть разум. "Абсолютная идея" - это  разум, мышление, разумное мышление, Дух. У Ге геля "Абсолютная идея" есть субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей.

Универсальная схема творческой деятельности "мирового духа", "философия духа" раскрывается у Гегеля на основе процесса саморазвития "Абсолютной идеи". Она существует вечно и содержит в скрытом, "свернутом" виде все возможные определения  природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития "Абсолютная идея" проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного - общих определений  к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

Первым  этапом самораскрытия "Абсолютной идеи" является логика. Логика, по Гегелю, - это  научно-теоретическое осознание "Абсолютной идеи". Через логику "Абсолютная идея" раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых бедных - бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т.д., и кончая конкретными, многообразно определяемыми понятиями - химизма, биологизма, познания и т.д. Гегель характеризовал категории как  текущие, находящиеся в состоянии  непрерывного самопроизвольного движения чистые мысли. Как по форме, так и  по содержанию категории не нуждаются  в чувственно-воспринимаемом материале. Как чистые мысли и ступени  развития идеи они, сами по себе, содержательны  и поэтому составляют сущность вещей.

Следующий этап саморазвития - природа - наиболее слабая часть его системы. Гегель плохо знал естествознание и поэтому  в "философии природы" можно  встретить много неточностей, ошибок. Гегель очень низко оценивает  природу. Природа, по Гегелю, это необходимое  в процессе развития "Абсолютной идеи", но все же вспомогательное  средство. Создавая природу, или, точнее, превращаясь в природу, "Абсолютная идея" опредмечивает себя, и, тем самым, отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей.

Информация о работе Основные проблемы немецкой классической философии