Проблема истины в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:06, контрольная работа

Краткое описание

Понятие истины, относится к важнейшим, в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни", а также позволяет оптимистически смотреть на возможность познания мира, общества, науки, человека и его мышления. В этом актуальность выбранной темы контрольной работы, и её значимость для формирования логического мышления, мировоззрения и самосознания каждого человека.

Оглавление

Введение
Истина, заблуждение, ложь – как результат познания
Понятие истины. Объективность истины
Диалектика абсолютной и относительной истины
Критерии истины в познании
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 37.19 Кб (Скачать)

       Негосударственное образовательное  учреждение

       Высшего профессионального  образования

       “Институт профессиональных инноваций  “

       /г. Москва/ 
 
 
 
 

       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

       По  дисциплине: “Философия”

       На  тему: “Проблема истины в философии “ 
 
 
 
 
 

                                                                    
 
 
 
 
 
 

       2012

       План  работы

       Введение

  1. Истина, заблуждение, ложь – как результат познания
  2. Понятие истины. Объективность истины
  3. Диалектика абсолютной и относительной истины
  4. Критерии истины в познании

       Заключение

       Список  используемой литературы

 

       

       Введение

       Что же такое истина? Все человеческое познание направлено на достижение истины. Однако путь этот нелегкий, ибо, как  говорил Ж.-Ж. Руссо, "тысячи путей  ведут к заблуждению, и лишь один к истине".

       Понятие истины, относится к важнейшим, в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни", а также позволяет оптимистически смотреть на возможность познания мира, общества, науки, человека и его мышления. В этом актуальность выбранной темы контрольной работы, и её значимость для формирования логического мышления, мировоззрения и самосознания каждого человека.

       Поскольку познание есть отражение, воспроизведение  действительности, то, следовательно, истинным является такое знание, которое  правильно, верно отображает, воспроизводит  эту действительность. (Таким образом, истина - это знание, соответствующее  тому, что есть в действительности). Истинными являются такие суждения, как "снег белый", "атом имеет  сложную структуру", "Луна - спутник  Земли", "Волга впадает в  Каспийское море", "язык есть средство общения между людьми". Содержание этих суждений образует то, что есть на самом деле, реально. Истинным может  быть знание, а не объект познания.

       Истина  не есть нечто застывшее, раз и  навсегда данное, статичное. Она представляет собой процесс, в котором человек  как субъект познания идет от незнания к знанию, от знания неполного, неточного, относительного к знанию более полному, точному, абсолютному. Истина достигается  не сразу.

       Можно сказать, что вопрос, что такое  истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины. "Истина - есть соответствие знания действительности". "Истина - это опытная подтверждаемость". "Истина - это свойство самоорганизованности знаний". "Истина - это соглашение". "Истина - это полезность знания, его эффективность".

       1. Истина, заблуждение,  ложь – как  результат познания

       Обычно  истину определяют как соответствия знанию объекту. Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством  его чувственного и интеллектуального  постижения либо сообщения о нем  и характеризуемая с точки  зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.

       Знание  есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного образца - вплоть до теории как целостной системы. Известно, что образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого, запечатленного в каких-то средах, несущих информацию. А будущее - может ли оно быть объектом отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла, конструктивной мысли, ориентированной на будущее? Видимо, нет. Разумеется, замысел строится на знании прошлого и настоящего. И в этом смысле он опирается на нечто истинное. Но можно ли сказать о самом замысле, что он истинен? Или здесь скорее адекватны такие понятия, как целесообразное, реализуемое, полезное - общественно полезное или полезное для какого-то класса, социальной группы, отдельной личности? Замысел оценивается не в терминах истинности или ложности, а в целях целесообразности и реализуемости.

       Таким образом, истину определяют как адекватное отражение объекта познающим  субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике его развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим изменением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание с самого своего возникновения не было бы истинным отражением действительности, то человек не мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практики подтверждают справедливость этого положения.

       Но  человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и  заблуждения. Процесс познания - негладкий  путь. По словам Д. И. Писарева, для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек  испепелили свою жизнь в неудачных  поисках и печальных ошибках. История науки повествует даже о  целых столетиях, в течение которых  за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой  нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.

       Истина  и заблуждение - это противоположные, но в каком-то смысле взаимосвязанные  стороны научного познания. Заблуждения  в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к  свету. Истину следует отличать от заблуждения. Заблуждение - постоянный спутник истины. Нередко знание, на протяжении длительного  времени считающееся истинным, оказывается  заблуждением. Яркий пример тому геоцентрическая  картина мира, признававшаяся на протяжении многих веков как непререкаемая  истина. Однако Н. Коперник в XVI веке показал, что истиной является гелиоцентрическая  картина мира, в которой центром  солнечной системы признается не Земля, а Солнце.

       Заблуждение - это содержание сознания не соответствующее  реальности, но принимаемое за истинное. Так, например, в религиозном сознании вымысел принимается за реальность. История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают, - правда, односторонне - объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание. Даже те суждения, которые считаются надежными и истинными, нередко содержат в себе долю заблуждения. Заблуждение - это искаженное отражение действительности, это знание, которое не соответствует тому, что есть на самом деле. Люди редко достигали истины без ошибок, минуя заблуждение. "Кто идет, - говорил И.В. Гете, - вынужден блуждать". Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в различные заблуждения. И заблуждения эти обусловлены, как правило, либо его ограниченностью, либо неадекватными претензиями.

       В принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего - пусть  и очень опосредствованно, или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно - они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображения причудливые узоры. В целом же такие образы не есть нечто истинное.

       Бытует  мнение, будто заблуждения - досадные случайности. Однако они неотступно сопровождают историю познания как  плата человечества за дерзновенные попытки узнать больше, чем позволяют  уровень наличной практики и возможности  теоретической мысли. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно  впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как и его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с геоцентрической теорией Птолемея или с трактовкой Ньютоном пространства и времени.

       Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно - психологического феномена. Ложь - это преднамеренное искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление.

       Научное познание по самой своей сути невозможно без столкновения различных, порой  противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же невозможно и без заблуждений, ошибок. Проблема ошибок занимает далеко не последнее  место в науке. В исследовательской  практике ошибки нередко совершаются  в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Как утверждал  Галилей, избегнуть ошибок при наблюдении просто невозможно. Однако нет оснований  для пессимистического воззрения  на познание как на сплошное блуждание  в потемках вымыслов. До тех пор  пока человек стремится все вперед и вперед, говорил Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает  себе дорогу к свету.

       Сказанное верно в основном по отношению  к естественнонаучному познанию. Несколько иначе, и гораздо сложнее, обстоит дело в социальном познании. Особенно показательна в этом отношении  такая наука, как история, которая  в силу недоступности, неповторимости своего предмета - прошлого, зависимости  исследователя от доступности источников, их полноты, достоверности и др., а также весьма тесной связи с  идеологией и политикой господствующих классов, более всего склонна  к искажениям истины, к заблуждениям и ошибкам субъективного плана. На этом основании она не раз подвергалась отнюдь не лестным отзывам, ей даже отказывали в звании науки.

       Особенно  подвержена «ошибкам» история в  руках антинародной власти, принуждающей ученых сознательно отказываться от истины в пользу интересов власть имущих. Хотя каждый «летописец» несет  моральную ответственность перед  обществом за достоверность фактов, однако хорошо известно, что ни в  одной области знания нет такой  их фальсификации, как в области  общественной. Д.И. Писарев писал, что  в истории было много услужливых медведей, которые очень усердно  били мух на лбу спящего человечества увесистыми булыжниками. Люди нередко  молчали об опасной правде и говорили выгодную ложь. Что только они ни делали в угоду своим интересам, страстям, порокам, тайным замыслам: жгли архивы, убивали свидетелей, подделывали  документы и т.д. Поэтому в социальном познании к фактам требуется особо тщательный подход, их критический анализ.

       При изучении общественных явлений необходимо брать не отдельные факты, а относящуюся  к рассматриваемому вопросу всю  их совокупность. Иначе неизбежно  возникает подозрение, и вполне законное, в том, что факты выбраны или  подобраны произвольно, что вместо объективной связи и взаимозависимости  исторических явлений в их целом  преподносится, как говорил В.И. Ленин, субъективная стряпня для оправдания, быть может, грязного дела. Анализ фактов необходимо доводить до раскрытия истины и объективных причин, обусловивших то или иное социальное событие. Поэтому  заведомо ложные «исследования» должны подвергаться этически ориентированному контролю со стороны общества. Подлинный  человек науки должен иметь смелость высказать истину и спорные положения, если он не сомневается в их достоверности, безотносительно к давлению ненаучных  факторов. Время реабилитирует перед  судом научной мысли любое  учение, если оно истинно.

       Обыденное сознание, мысля истину как прочно достигнутый результат познания, обычно оперирует такими безусловными истинами, как отчеканенной монетой, «которая может быть дана в готовом  виде и в таком же виде спрятана в карман». Но система научных  знаний, да и житейский опыт - не склад  исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного ко все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. Нельзя «представлять себе истину в виде мертвого покоя, в виде простой картины (образа), без стремления, без движения».

       Вопрос  о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о критерии истины.

       2. Понятие истины. Объективность  истины

       Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни".

       От  того, как трактуется истина, как  решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная  позиция человека, понимания им своего назначения.

       А значит, зависит и процесс научного поиска, т.к. ученый, совершающий открытие, должен быть уверен, что он действительно  обогащает научную картину мира, а не вносит очередной элемент  заблуждения.

       Имеются разные определения истины:

       "Истина - это соответствие знаний действительности";

Информация о работе Проблема истины в философии