Проблема истины в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:06, контрольная работа

Краткое описание

Понятие истины, относится к важнейшим, в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни", а также позволяет оптимистически смотреть на возможность познания мира, общества, науки, человека и его мышления. В этом актуальность выбранной темы контрольной работы, и её значимость для формирования логического мышления, мировоззрения и самосознания каждого человека.

Оглавление

Введение
Истина, заблуждение, ложь – как результат познания
Понятие истины. Объективность истины
Диалектика абсолютной и относительной истины
Критерии истины в познании
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 37.19 Кб (Скачать)

       "Истина - это опытная подтверждаемость";

       "Истина - это свойство самосогласованности знаний";

       "Истина - это полезность знания, его эффективность";

       "Истина - это соглашение".

       Первое  положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Она называется так потому, что оказывается древнейшей из всех концепций истины: именно с  нее и начинается теоретическое  исследование истины. Первые попытки  ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем.

       Современная трактовка истины, которую, разделяют  большинство философов, включает в  себя следующие моменты:

       Во-первых, понятие "действительность" трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.

       Во-вторых, в "действительность" входит также  и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.

       В-третьих, познание, его результат - истина, а  также сам объект понимаются как  неразрывно связанные с предметно-чувственной  деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности и  ее проявлений, воспроизводима на практике.

       В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс.

       Эти моменты отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.

       Одно  из определений объективной истины таково: истина - это адекватное отражение  объекта познающим субъектом, воспроизводящее  познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

       3. Диалектика абсолютной  и относительной  истины

       Однако  истина отнюдь не только движущийся без  остановки процесс, а единство процесса и результата. Истина вторична. И  в этом смысле она - «дитя эпохи». Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой  объект познания неисчерпаем, он постоянно  изменяется, обладает множеством свойств  и связан бесчисленными нитями взаимоотношений  с окружающим миром. Считалось, к  примеру, что химический состав, свойства и состояние воды изучены досконально. Однако была обнаружена так называемая тяжелая вода с неведомыми ранее  свойствами.

       В поступательном движении познание человека идет от относительных истин к абсолютным. Абсолютная и относительная истины различаются лишь степенью проникновения сознания в предметы, явления и процессы внешнего мира, степенью полноты и точности их отражения.

       Каждая  ступень познания ограничена уровнем  развития науки, историческими условиями  жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями  данного ученого, развитие которых  обусловлено и конкретно-историческими  обстоятельствами, и в определенной степени природными факторами. Научные  знания, в том числе и самые  достоверные, точные, носят относительный  характер. Относительность знаний заключается  в их неполноте и вероятностном  характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом. А в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются.

       Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Наши знания о солнечной  системе, например, представляют собой  истину относительную. Они содержат массу верной информации о ней. Вместе с тем солнечная система раскрыла человеку далеко не все свои тайны. Относительной истиной являются наши знания о любом предмете и  явлении, так как каждый из них  бесконечно многообразен в своих  признаках и свойствах, связях и  отношениях. Относительным является наше знание и о мире в целом. Любой  объект познания неисчерпаем, он постоянно  изменяется. Поэтому наше знание о  нем всегда ограничено, относительно, неполно. Оно отражает этот объект в  известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются. Любая  научная теория относительна по своей  природе, поскольку рано или поздно она сменяется новой теорией, полнее, точнее и глубже объясняющей  и описывающей те или иные стороны  действительности.

       Парадоксально, но факт: в науке каждый шаг вперед - это открытие и новой тайны, и  новых горизонтов незнания. Познание - это процесс, уходящий в бесконечность. Человечество вечно стремилось приблизиться к познанию абсолютной истины, пытаясь  максимально сузить «сферу влияния» относительного в содержании научного знания. Однако даже постоянное расширение, углубление и уточнение наших  знаний в принципе не может полностью  преодолеть их вероятность и относительность. Но не следует впадать в крайность, как, например, К. Поппер, утверждавший, что любое научное положение - всего лишь гипотеза. Получается, что  научное знание представляет собой  всего лишь тянущуюся из глубины  веков цепь догадок, лишенных устойчивой опоры достоверности.

       Говоря  об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются  в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно  достоверных фактов, вроде того, что сегодня не существует короля Франции. Именно наличие абсолютно  достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях деятельности, которые связаны с решением человеческих судеб. Так, судья не имеет право рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступления. Врач, прежде чем оперировать больного или применять сильнодействующее лекарство, должен опираться в своем решении на абсолютно достоверные данные о заболевании человека.

       В отличие от относительной абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знание о предмете, явлении или мире в целом. Абсолютная истина - это истина навсегда, в последней инстанции, она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Сам термин "абсолютная истина" неоднозначен. Он употребляется, по меньшей мере, в трех смыслах.

       Во-первых, он используется для обозначения  полного, исчерпывающего знания о мире в целом или об идеальном предмете и явлении. Это как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Но, поскольку мир  полностью познать нельзя в силу его бесконечного многообразия и  постоянного изменения, развития, постольку  возникает вопрос: а существует ли абсолютная истина в этом смысле? Может  быть это миф, за которым ничего реального  просто нет. В действительности, абсолютная истина здесь выступает как некий  идеал, как предельное знание, к которому стремится наше познание, никогда  вместе с тем его не достигая. Термин "абсолютная истина" используется здесь для фиксации того факта, что  познавательные возможности человеческого  разума безграничны. Развитие науки  при этом предстает как ряд  последовательных приближений к  абсолютной истине, каждое из которых  полнее, глубже и точнее, чем предыдущие.

       Во-вторых, этот термин используется для обозначения  моментов абсолютного знания, которые  неизбежно содержатся в каждой относительной  истине, поскольку она объективна. И в этом смысле можно сказать, что любая истина абсолютно - относительна. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитие любой истины - есть наращивание  моментов абсолютного. Каждая последующая научная теория, по сравнению с предшествующей - является более полной, с глубоким знанием. Но новые научные истины вовсе не сбрасывают «под откос истории» своих предшественников, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глубоких истин. Прежняя теория - это частный случай, в составе новой теории. Например, современная физическая картина мира представляет собой истину относительную, так как наука сегодня еще не располагает исчерпывающим знанием о физическом строении Вселенной. Но в этой относительной истине содержатся и абсолютные истины далее неопровержимые. К их числу, например, относятся такие суждения, как "материальные тела состоят из молекул, а молекулы из атомов", "атомы имеют сложную структуру" и др.

       В-третьих, этим термином обозначаются такие знания, в которых фиксируются какие-либо факты. Достоверность этих фактов либо очевидна, либо доказана наукой. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные  факты (даты событий, рождения, смерти и т.п.). Примером подобных абсолютных истин могут быть суждения типа "философ  Гегель родился в 1770 году", "Гавайские  острова находятся в Тихом  океане", "вода при нормальном атмосферном давлении кипит при 100° по Цельсию" и др. Такие истины всегда строго "привязаны" к определенному  месту и времени. Они являются абсолютными истинами лишь в границах своей применимости, при точном соблюдении всех необходимых, строго определенных условий. Суждение, что "философ Гегель родился в 1770 году", верно лишь в современной системе летоисчисления. Даже то, что " ", истинно лишь в  десятеричной системе исчисления. При  изменении условий эти суждения перестают быть истинными.

       Абсолютные  истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверностью, не встречают  более доказательных возражений. Иными словами, абсолютная истина есть тождество понятия и объекта  в мышлении - в смысле завершенности  охвата, совпадения и сущности и  всех форм ее проявления. Таковы, например, положения науки: «Ничто в мире не создается из ничего, и ничто не исчезает бесследно»; «Земля вращается  вокруг солнца» и т.п. Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Любое суждение является истинным лишь тогда, когда учитываются конкретные условия существования предмета или явления.

       Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это  значит, что оценивать факты, явления  и события необходимо в конкретных, реальных условиях и обстоятельствах. Например, "дождь - это благо или  зло?". Ответить на этот вопрос без  учета конкретных условий невозможно, так как дождь может быть благом в одних условиях и злом в других.

       Далее встает вопрос о достижимости абсолютной истины. Существует довольно распространенное мнение, что абсолютная истина не достижима  в принципе. Однако следует отметить, что в каждый конкретно-исторический момент времени познающий субъект имеет только относительную истину о мире в целом, и лишь в своей развивающейся потенции, по мере усиления познавательной мощи он способен приближаться к абсолютной истине.

       Другими словами, абсолютная истина о мире в  целом существует лишь в качестве предела и идеала, к которому стремится  человечество. По своему содержанию истина объективна, а по форме - относительна. Ее объективность является основой  преемственности истин.

       Итак, наука располагает не только абсолютными  истинами, но в ещё большей мере - истинами относительными, хотя абсолютное, всегда частично реализовано в наших актуальных знаниях. Неразумно увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо помнить о безмерности ещё непознанного, об относительности нашего знания.

       истина познание диалектика практика

       4. Критерии истины  в познании

       Исследования, многократно предпринимаемые учеными  и методологами на современном этапе  развития научной рациональности, приводят к утверждению о невозможности  исчерпывающего реестра критериев  истинности. Это справедливо в  связи с постоянно прогрессирующим  развитием науки, ее трансформацией, вступлением в новую, постнеклассическую стадию, во многом отличную от предшествующих классической и неклассической. Чтобы заполнить нишу критериев, указывают на такие новомодные понятия, как прогрессизм или нетривиальность, достоверность, критицизм, оправданность. Выделяемые прежде критерии, среди которых на первых местах оказываются предметно-практическая деятельность, объективность, а на вторых - логическая непротиворечивость, а также простота и эстетическая организованность, также корреспондируются в список критериев истинного знания.

       Проблема  критерия истины всегда была центральной  в теории познания, т.к. выявление  такого критерия означает найти способ отделить истину от заблуждения. Субъективистски настроенные философы не в состоянии правильно решить вопрос о критерии истины. Одни из них утверждают, что критерием истины является выгода, полезность и удобство (прагматизм), другие полагаются на общепризнанность (концепция “социально-организованного опыта”), третьи ограничиваются формально-логическим критерием истинности, согласую новые знания со старыми, приводя их в соответствие с прежними представлениями (теория когеренции), четвертые вообще считают истинность знаний делом условного соглашения (конвенционализм). В любом из этих случаев критерий истины (если он признается) не выводится за пределы разума, так что знание замыкается в самом себе.

       Не  выходит за пределы сознания критерий истины и в случае, когда он ограничивается в качестве одностороннего воздействия  объекта на органы чувств субъекта. Однако, во-первых, все большее количество получаемых опосредованно научных  понятий и положений не обладают и в силу этого не могут быть подвергнуты проверке с помощью  чувственного опыта. Во-вторых, чувственный  опыт индивидуального субъекта недостаточен; обращение же к чувственному опыту  массы людей означает не что иное, как все ту же пресловутую общепризнанность, мнение большинства.

Информация о работе Проблема истины в философии