Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:17, реферат
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в. в.).
Философия, сформировавшаяся в эпоху античности, впоследствии тысячелетия выполняла свои функции хранения и умножения теоретического знания, служила регулятором общественной жизни и объясняла законы природы.
1. Введение
2. Периоды средневековой философии. Основные принципы: номинализм и реализм.
3. Основные идеи средневековой философии
4. Основные проблемы средневековой философии: философия и теология; вера и разум; двойственность истины
5. Заключение
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
Проблема истины в средневековой философии
1. Введение
2. Периоды средневековой
философии. Основные принципы: номинализм
и реализм.
3. Основные идеи
средневековой философии
4. Основные проблемы
средневековой философии: философия и
теология; вера и разум; двойственность
истины
5. Заключение
Средневековье занимает длительный отрезок
истории Европы от распада Римской империи
в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в. в.).
Философия, сформировавшаяся в эпоху античности,
впоследствии тысячелетия выполняла свои
функции хранения и умножения теоретического
знания, служила регулятором общественной
жизни и объясняла законы природы.
Однако после того как на территории Римской
империи стало распространяться христианство,
античная философия подверглась серьезной
переработке. Осуществляя грандиозную
работу по осмыслению христианства, в
первую очередь Ветхого и Нового завета,
отцы христианской церкви заложили основы
средневековой философии, которая впоследствии
развивалась в течение тысячелетия. Ее
основой послужила античная философия
с ее грандиозной системой неоплатонизма,
сформировавшей универсальную целостную
картину мира.
Не только теология повлияла на средневековую
философию, но и философия в свою очередь
определила специфику религиозного освоения
действительности, художественное творчество,
средневековую словесность, школы, университеты
и научные дисциплины.
Возникновение средневековой философии
очень часто связывают с падением Западной
Римской империи (476 год н. э), однако такая
датировка является не совсем корректной.
В это время еще господствует греческая
философия, и с ее точки зрения началом
всего является природа. В средневековой
философии, напротив, реальностью, определяющей
все сущее есть Бог. Поэтому переход от
одного мышления к другому не мог произойти
мгновенно: завоевание Рима не могло сразу
изменить ни социальных отношений (ведь
греческая философия принадлежит эпохе
античного рабовладельчества, а средневековая
философия относится к эпохе феодализма),
ни внутреннего миропредставления людей,
ни религиозных убеждений, построенных
веками. Формирование нового типа общества
длится весьма продолжительно. В I-IV веках
н. э конкурируют между собой философские
учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников,
и в это же время формируются очаги новой
веры и мысли, которые в последствии составят
основу средневековой философии
Философия, которая складывалась в этот
период имела два основных источника своего
формирования. Первый из них - древнегреческая
философия, прежде всего в ее платоновской
и аристотелевской традициях. Второй источник
- Священное писание, повернувший эту философию
в русло христианства.
Идеалистическая ориентация большинства
философских систем средневековья диктовалась
основными догматами христианства, среди
которых наибольшее значение имели такие,
как догмат о личностной форме бога-творца,
и догмат о творении богом мира из ничего.
В условиях такого жестокого религиозного
диктата, поддерживаемого государственной
властью, философия была объявлена служанкой
религии, в рамках которой все философские
вопросы решались с позиции теоцентризма,
креационизма, провиденциализма.
Корни философии средних веков уходят
в религии единобожия (монотеизма). К таким
религиям принадлежат иудаизм, христианство
и мусульманство, и именно с ними связано
развитие как европейской, так и арабской
философии средних веков.
2. Периоды средневековой
Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько различных периодов и направлений.
Патристика (II-VI век н. э.) - совокупность
теолого-философских взглядов отцов церкви,
которые взялись за обоснование христианства,
опираясь на античную философию и прежде
всего на идеи Платона.
Свое название патристика
получила от латинского слова «патрис»,
означающее «отцы церкви». Соответственно
это период христианских отцов церкви,
которые заложили основы христианской,
а, следовательно, и средневековой философии.
Патристику можно условно разделить на
несколько периодов:
1) Апостольский период
(до середины II века) – время деятельности
апостолов-евангелистов.
2) Апологетика (середина
II века – начало IV) – Апологетами называли
образованных христиан, вставших на защиту
христианства от языческой философии.
Для защиты христианства апологеты прибегали
к помощи античной и греческой философии,
используя аллегорию и логические доказательства,
пытаясь показать что верования язычников
нелепы, их философия не имеет единства
и полна противоречий, что христианская
теология это единственная философия,
несущая людям единую для всех истину.
Виднейшими трудами, сохранившимися до
наших дней были апологии Юстина, Татиана,
Тертуллиана.
3) Зрелая патристика(IV-VI)
– Выделяют восточную (греческую) и западную
(латинскую) патристику. Благодаря греческому
языку восточная патристика связана с
античной философией сильнее западной.
Наиболее известные деятели восточной
патристики: Григорий Богослов, Афанасий
Александрийский, Иоанн Златоуст и другие;
западной: Аврелий Августин, Амвросий
Медиоланский, Иероним. Основные проблемы
патристики: формирование символов веры,
проблема трех ипостасей, христология,
креационизм и другие.
Схоластика (VII-XIV) - представляет собой
тип философствования, при котором средствами
человеческого разума пытаются обосновать
принятые на веру идеи и формулы.
Слово «схоластика»
происходит от слова schola (школа), пришедшего
в латинский язык из греческого, поэтому
схоластику часто называют школьной философией.
В отличие от отцов церкви, опиравшихся
на собственный разум и интуицию, схоластики
использовали рациональные пути познания
Бога. В схоластике существовало три основных
направления: реализм, номинализм и концептуализм.
1)Реализм: Средневековое
понятие реализма не имеет ничего общего
с современным значением этого слова.
Под реализмом подразумевалось учение,
согласно которому подлинной реальностью
обладают только общие понятия, или универсалии,
а не единичные предметы. Согласно средневековым
реалистам, универсалии существуют до
вещей, представляя собой мысли, идеи в
божественном разуме. И только благодаря
этому человеческий разум в состоянии
познавать сущность вещей, ибо эта сущность
и есть не что иное, как всеобщее понятие.
Реалисты, разделяя идеи Платона, считали,
что общие понятия есть форма сущностного
бытия. Наиболее известные последователи
реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский,
которого называли в Англии вторым Августином.
Ансельм Кентерберийский знаменит своим
онтологическим доказательством существования
бога – он утверждал, что само понятие
Бога доказывает его существование.
Выделяют крайний и умеренный реализм:
а) Крайний – универсалии существуют не зависимо от вещей. Они существуют вне и до конкретных вещей. Универсалии - это опосредующие звенья между Богом – Творцом и конкретными сотворенными вещами. Универсалии считаются сущностями более высокого порядка, нежели отдельные объекты. К крайнему реализму можно отнести многих представителей ранней схоластики: Эриугена, членов Шартрской и Сен-Викторской школ, а также Ансельма Кентерберийского.
б) Умеренный реализм – универсалии реальны, существуют в единичных вещах. К сторонникам умеренного реализма можно отнести позицию Фомы Аквинского, который как и Ибн-Сина (Авиценна), и Ибн-Рушд (Аверроэс) признавал троякое существование универсалий:
- до конкретных вещей (ante rem) – в уме Бога;
- в конкретных вещах (in re);
- после конкретных
вещей (post rem) – в уме человека
(как впечатления от них)
2)Номинализм: Термин
номинализм происходит от латинского
nomen - имя. Согласно номиналистам, общие
понятия - только имена; они не обладают
никаким самостоятельным существованием
и образуются нашим умом путем абстрагирования
некоторых признаков, общих для целого
ряда вещей. Например, понятие человек
получается откидыванием всех признаков,
характерных для каждого человека в отдельности,
и концентрации того, что является общим
для всех: человек - это живое существо,
наделенное разумом больше, чем кто либо
из животных. Данное определение можно,
в принципе, уточнить: у человека одна
голова, две руки, две ноги и т. д., но это
уже излишне, так как первое определение
уже однозначно определяет сущность человека.
Таким образом, согласно учению номиналистов,
универсалии существуют не до вещей, а
после вещей. Наиболее известным номиналистом
был Пьер Абеляр.
Схоластика - средневековая
ученость. Она тесно связана со складывающейся
с VIII- IX вв. системой образования на Западе.
Вместе с тем это и новый этап в развитии
духовной культуры Европы, пришедший на
смену патристике. Он базировался на святоотеческой
литературе, являя собой одновременно
вполне своеобразное и специфическое
культурное образование.
Принята следующая периодизация
схоластики: первый этап - от VI до IX
в. – предварительный; второй этап - от
IX до XII в. - период интенсивного формирования;
третий этап - XIII в. - «золотой век схоластики»;
четвертый этап - XIV-XV вв. - угасание схоластики.
Схоластическая ученость
на практике представляла собой ряд ступеней,
поднимаясь по которым ученик мог дойти
до самых высших. В монастырских и церковных
школах изучали «семь свободных искусств».
Последние делились на «тривиум» (от числа
«три») и «квадривиум» (от числа «четыре»).
Ученик должен был сначала освоить тривиум,
т. е. грамматику (латинскую), диалектику,
риторику. Квадривиум, как более высокая
ступень, включал арифметику, геометрию,
музыку и астрономию. Учебными заведениями,
обеспечивавшими еще более высокий уровень
подготовки, были университеты. Средневековая
философия вошла в историю мысли под именем
схоластики, которое уже с давних пор употребляется
в нарицательном смысле как символ оторванного
от реальности, пустого словопрения. И
для этого, несомненно, имеются основания.
Главная отличительная
особенность схоластики состоит в том,
что она сознательно рассматривает себя
как науку, поставленную на службу теологии,
как «служанку теологии». В центре изучаемых
вопросов был вопрос об отношении знания
и веры. Схоласты исходили из тезиса о
первенстве и главенстве веры. Но зачастую
спор велся по псевдопроблемам. Например,
таким. Сколько чертей уместится на кончике
иглы? Улыбаются ли ангелы? Из-за подобных
вопросов впоследствии слово «схоластика»
стало синонимом науки, оторванной от
жизни, практически бесплодной, далекой
от наблюдений и опыта.
Один из вопросов,
обсуждаемых схоластами, представляет
и сегодня сложную проблему. Может ли всемогущий
Бог создать такой камень, который сам
не сможет поднять? Любой ответ на этот
вопрос приводит к выводу о том, что Бог
не всемогущ.
Обсуждение некоторых
религиозных догматов вело к постановке
философских вопросов. Важнейшим из них
был вопрос об отношении общего к единичному,
или спор об универсалиях, возникший при
обсуждении догмата о Троице. Библия кроме
Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа
называет еще и Бога. Возникает вопрос:
кто он?
Одни утверждали,
что существуют три отдельных бога — Отец,
Сын, Святой Дух, а Бог — это просто общее
имя — номин для всех троих [как фамилия
у людей]. Тех, кто так считал, назвали номиналистами.
Другие же утверждали,
что Бог существует реально. Их назвали
реалистами. Но им нужно было ответить
на вопрос, кто же Отец, Сын и Святой Дух.
Реалисты считали, что это — три лица,
три ипостаси, которыми нам является один
и тот же реально существующий Бог.
Впоследствии слово
«Бог» был заменен понятием универсалии,
а вопрос стал звучать так: как соотносятся
универсалии и единичные вещи? Например,
спорили: что появилось вперед — лошадность
или лошади? Номиналисты утверждали, что
вначале появились лошади, а затем понятие
лошадности. Номиналисты считали, что
все общие понятия лишены объективного
значения. Они — термины, знаки. Вне ума
все вещи единичны. Реалисты, наоборот,
утверждали, что вначале идея лошадности
появилась в голове Бога, а потом он создал
лошадей.
Впоследствии был
сформулирован современный философский
вопрос: как соотносятся общее и единичное?
И сегодня при ответе на этот вопрос философов
можно разделить на номиналистов и реалистов.
Еще в античности
все варианты решения этого
вопроса были рассмотрены. У
Платона общее существует до
вещей как идея. У Аристотеля
общее существует как форма
в единичных вещах. Схоласты
только повторили эти варианты. Это значит,
что этот вопрос для философии является
вечным.
Наиболее выдающимся
реалистом был Фома Аквинский (1225-1274). Он
из итальянского графского рода. Был профессором
в Париже. Член ордена доминиканцев. Причислен
к лику святых.
Цель учения Фомы
— показать, что вера и разум не различны,
а образуют единство, гармонически согласуются
между собой. Двигаясь к истине, разум
может вступить в противоречие с догматом
веры. По мнению Фомы, в этом случае ошибается
разум, так как в божественном откровении
ошибок нет. Но философия и религия имеют
общие положения, поэтому существуют и
истины разума, и лучше понимать, чем просто
верить. Есть истины, которые недоступны
рассудку, а есть истины, которые он может
достичь. Например, о том, что Бог есть.
Но постигать эту истину трудно. Для тех,
кто не хочет взять на себя этот труд, Бог
проявил милосердие и спасительную предусмотрительность,
приписав принять на веру и то, что способен
исследовать рассудок. Теперь каждый может
быть причастен к Богу.
В философии Фома
опирается на Аристотеля. Основные понятия
у него — это возможность (материя) и действительность
(форма, которую приняла материя). Форма
может существовать без материи, но для
телесных вещей природного мира необходимо
соединение формы и материи.
Сущность и существование реально совпадают
только в Боге. В остальных вещах сущность
отличается от существования.
Единство веры и разума у Фомы достигается
доказательством бытия Бога. По его мнению,
бытие Бога, коль скоро оно не является
самоочевидным, должно быть нам доказано
через свои, доступные нашему познанию
средства.
Фома приводит пять доказательств:
1) Из понятия о движении.
Не подлежит сомнению и подтверждается
чувствами, что в этом мире нечто движется.
Но все, что движется, имеет источник движения.
Следовательно, должен быть перводвигатель,
так как не может быть бесконечной цепи
движущих предметов. Другого не может
быть, так как само ничто не движется: посох
сообщает движение, так как сам движим
рукою. А перводвигатель — это Бог.
2) Из понятия производящей причины.
Каждое явление имеет причину. Поднимаясь
по лестнице причин, мы приходим к мысли
о необходимости существования Бога, как
верховной причины всех реальных явлений
и процессов, ибо невозможно, чтобы вещь
была своей собственной производящей
причиной. А если бы ряд причин уходил
в бесконечность, то не было бы и конечного
следствия. А это ложно.
3) Из понятия возможности и необходимости.
Люди видят, что вещи возникают и гибнут.
Рано или поздно они перейдут в небытие.
Но если все может быть, а может и не быть,
то когда-нибудь в мире ничего не будет.
Если это так, то уже сейчас ничего не должно
быть. Но так как не все существующее случайно,
значит, в мире нечто должно быть необходимо,
которое должно иметь внешнюю причину
своей необходимости. А так как не может
быть бесконечности, значит необходимо
полагать некую необходимую сущность
— Бога.
4) Из различных степеней в вещах.
Люди находят в вещах совершенные, истинные.
Но насколько они лучше, мы можем говорить,
если имеется приближенность к какому-либо
пределу. Значит, то, что обладает этим
предельным качеством, имеет причину этого
качества. Так, огонь есть причина всего
теплого. Значит, есть некоторая сущность,
которая есть причина для всех сущностей.
Это Бог.
5) Исходя из распорядка природы.
Все предметы, лишенные разума, подчиняются
целесообразности. Все их действия направлены
к наилучшему исходу. Отсюда они достигают
цели не случайно, а будучи ведомы сознательной
волей. Поскольку же сами они лишены разумения,
они могут подчиняться целесообразности,
лишь поскольку их направляет некто одаренный
разумом. Значит, есть разумное существо,
полагающее цель для всего, что происходит
в природе. Это Бог.
Как видим, первые три доказательства
основаны на убеждении, что бесконечности
нет. Признание ее существования сразу
же делает эти доказательства неверными.
Четвертое доказательство опирается на
то, что само нуждается в доказательстве:
почему нужна причина сущности. Пятое
доказательство основано на убеждении,
что все неразумное не существует. А это
надо еще доказать. Но даже если все доказательства
Фомы Аквинского неверны, это не может
служить опровержением существования
Бога.
Информация о работе Проблема истины в средневековой философии