Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:38, реферат
Истина же есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
1.Введение…………………………………………………………стр. 3
2. Краткий экскурс в историю развития гносеологии...…….стр. 3-6
3. Проблема №1…………………………………………..………стр. 6-7
4. Проблема №2……………………………………………..……стр. 7-8
5. Проблема №3………………………………………..................стр. 8-10
6. Проблемы истины глазами Стивена Лоу………………….стр. 10-11
7. Заключение……………………………………………………..стр. 11
8. Список использованной литературы……………………… стр. 12
ГОСУдарственный университет – высшая школа экономики |
Философские проблемы истины |
Реферат по философии |
Петина Виолетта |
Факультет менеджмента 1 курс, 121 группа |
11.06.2010 |
Москва, 2010 |
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2. Краткий экскурс в историю развития гносеологии...…….стр. 3-6
3. Проблема №1…………………………………………..………стр. 6-7
4. Проблема №2……………………………………………..……стр. 7-8
5. Проблема
№3……………………………………….............
6. Проблемы
истины глазами Стивена Лоу…………
7. Заключение……………………………………………………
8. Список использованной литературы……………………… стр. 12
Введение
Философия состоит из тысячи вопросов, на которые ищет ответы уже многие века. Но в поисках ответов на одни вопросы, возникают другие. А из последних вопросов возникают новые. И на этом цепочка не прерывается и уходит в бесконечность.
В философии вопрос о природе познания и формах его проявления является традиционным и фундаментальным. Альберт Эйнштейн не зря утверждал: «Самое удивительное в нашем мире – это то, что он познаваем». И это сущая правда. Познание мира, общества, самого себя – специфический вид мыслительной деятельности человека. Человек как единственный представитель животного мира, умеющего не просто адаптироваться к условиям среды, но и анализировать происходящее и делать определенные выводы, стремится понять мир. В процессе понимания ему помогает разобраться гносеология.
Гносеология – это философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая. Основная цель гносеологии состоит в поиске истинного, достоверного знания1.
Истина же есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
А в чем же, собственно, заключаются философская проблема истины?
Краткий экскурс в историю развития гносеологии
Для начала рассмотрим историческое развитие гносеологического учения. Для античного периода проблема истинного знания решалась довольно просто: бытие и природа едины, следовательно, возникает представление о единстве предмета и знания о нем. Древнегреческие философы рассуждают так: раз человек ориентирован на идею гармонии с миром, то человек вместе со своим сознанием «вписан» в мир.
В Средние века, когда различали божественный и человеческий разум, проблемы познания также не пользовались особым вниманием: человеческий разум в сравнении с божественным ограничен и слаб, часто подталкивает к греху. Так что единственное, что остается средневековому человеку – это повиноваться воле божьей.
И вот, наконец, в Новое Время благодаря становлению естествознания, во многом основанного на опытах, проблема познания встала достаточно остро. Возник вопрос: как достичь истины? Каковы способы достижения истинного знания? Какова истина? Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. То есть именно в Новое Время произошел переход от абсолютной (полной, безусловной, исчерпывающей) к относительной (неполной, незавершенной, условной) истине.
Осознав изменчивость мира, европейская философия 17-18 веков сделала ещё один шаг, заключавшийся в выделении ряда характеристик знания:
Данные характеристики решили вопрос неабсолютности знания. Следующей преградой к достижению истины стал метод. Стремясь достичь абсолютно достоверного знания, появилось несколько разных путей решения этой задачи – рационализм и эмпиризм. Но к этому мы вернемся позже, а сейчас перейдем в следующую историческую эпоху.
Далее в немецкой классической философии проблемы теории познания связывались с исследованием исторического развития форм практической и познавательной деятельности. В философской системе И. Канта впервые предпринимается попытка построить такую теорию познания, которая была бы совершенно независима от всяких допущений о реальности. Эти идеи вылились в труд И.Канта «Критика чистого разума».
Постклассическая философия 19 века положила начало материалистическому взгляду3 на сознание и прагматизму, родоначальник которого Ч. Пирс считает, что сознание выступает главным образом в виде теории сомнения — веры и теории значения. Отрицая бесспорный факт отражения объективной реальности в сознании человека, Пирс утверждал, что единственная функция мышления — это преодоление сомнения и выработка устойчивого верования4.
С конца XIX — середины XX вв. в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Ф. Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.
Согласно наиболее распространенным воззрениям в западной философии середины XX в. истина есть особый идеальный объект (Ж. Маритен, Н. Гартман и др.). Такое понимание истины неразрывно связано с пониманием бытия как трансцендентного, сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена.
Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе. Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.
Также необходимо выделить тезис о конкретности истины. Конкретность истины есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются. В содержание этого тезиса входит идея, которая была востребована в сравнительно позднее время при достижении понимания мира как динамичного целого, изменяющейся материальной системы.
В некотором смысле доводя эту точку зрения до логического завершения, теоретики постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез) изображали познание в качестве обреченного на неудачу процесса вечной «погони» за истиной как иллюзией или «симулякром».
Проблема №1: способы достижения истины
Начиная с 17-18 веков, рассматриваются два основных пути познания: рационализм и эмпиризм.
Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм 17—18 веков, утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии Просвещения. Идея – это научный подход к получению истины с помощью индукции, дедукции, аналогии и моделирования.
Но в 20 веке многие философы начинают говорить о кризисе рациональности. Познание исключительно разумом представляет нам идеализированные данные. Возникает некоторая переоценка достоверности умозрительных конструкций. Логические принципы часто опровергаются жизненной практикой. Рационализм не знает диалектику. Познание должно соприкасаться с практикой, что при рациональном познании не происходит. Следовательно, истина – это всего лишь идеал, который невозможно достичь.
Эмпиризм (греч. empeiria — опыт) — это направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. При этом, другая познавательная способность человека — разум — рассматривается в эмпиризме только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане эмпиризм — это принцип, согласно которому жизненная практика, мораль и наука должны базироваться исключительно на соответствующем опыте.
От эмпиризма исходит клич: «перестаньте вращаться в пустых абстракциях, смотрите открытыми глазами, постигайте человека и природу, как они предстоят перед вами здесь, пользуйтесь настоящим моментом!» «Здесь», настоящее должно заменить собой паутину и туманные образы абстрактного рассудка. Этим приобретается также прочная опора, отсутствие которой чувствовалось в прежней метафизике, т. е. приобретается бесконечное определение.
Согласно воззрению эмпириков, восприятие есть форма постижения внешнего мира, и в этом состоит недостаток эмпиризма. Восприятие как таковое всегда есть нечто единичное и преходящее; познание, однако, не останавливается на нем, я в воспринятом единичном оно отыскивает всеобщее и пребывающее, и это составляет переход от простого восприятия к опыту. В опыте эмпиризм пользуется преимущественно формой анализа. В восприятии мы имеем многообразное конкретное, определения которого мы должны разобрать подобно тому, как снимают слои с луковицы. Это расчленение имеет, следовательно, тот смысл, что мы разъединяем сросшиеся определения, разлагаем их и ничего к ним не прибавляем, кроме субъективной деятельности разложения.
Проблема №2: существование объективной истины и познаваемость мира
Говоря об объективной истине, мы подразумеваем такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желаний субъекта. И, когда существует такая объективная истина, мы можем заявить о познаваемости мира. В свою очередь, познаваемым может быть лишь мир, обладающий универсальными законами существования и развития. Если бы мир был только изменяющимся, то существование в нем каких бы то ни было устойчивых структур было бы невозможным; если бы он был только неизменным, то для существования в нем живому существу было бы достаточно рефлекса.
Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека - как возможно познание, познаваем ли мир в принципе.
В самом деле, Вселенная бесконечна,
а человек конечен, и в границах
его конечного опыта невозможно
познание того, что бесконечно. Этот
вопрос неотвязно преследовал
В современной немарксистской философии выдвигаются различные доводы в защиту невозможности познания тех или иных явлений и сторон действительности. Натуралистические доводы ссылаются на специфику органов чувств человека, сводятся к утверждению невозможности преодолеть ограниченность условий познания.
Основная проблема, с которой столкнулся агностицизм, заключается в том, что предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления.
Относительность истины обусловливается, прежде всего, тем, что мир находится в вечном и бесконечном развитии и изменении. Развиваются и углубляются и наши знания о мире. Познание развивается беспредельно, поступательно. Относительность истины следует также из ее конкретности.
Проблема №3: критерии истины
Проблема критерия истины имеет большую важность даже в повседневной жизни людей, так как является одной из основ системы мировоззрения человека. Отвечая на вопрос о том, что же является критерием истины, человек во многом определяет свое собственное место в мире и свои идеалы и ценности .Для многих понятие «истинность» (как правосудие, справедливость и полнота знаний) тесно связано с понятиями «искренность, спокойствие, благополучие, счастье». Так образом эта так называемая повседневная истина является высшей социальной и личной ценностью.