- Особенности
философии средних
веков
- Мировоззрение
средневековья— теоцентрично. Реальностью,
определяющей все сущее в мире, для христианства
является не природа, космос, а Бог. Бог
является личностью, которая существует
над этим миром.
- тесной связи
с религией. Церковная догма являлась
исходным пунктом и основой философского
мышления. Содержание философской мысли
приобрело религиозную форму.
- В основе
средневекового миросозерцания лежит
идея творения (учение о сотворении мира
Богом из ничего — креационизм).
- Философское
мышление средних веков было ретроспективным,
обращенным в прошлое. Для средневекового
сознания «чем древнее, тем подлиннее,
чем подлиннее, тем истиннее».
- Ценилось
не творчество и оригинальность мысли,
а эрудиция и приверженность традициям.
- Философское
мышление средневековья было авторитарным,
полагалось на авторитеты. Самый авторитетный
источник — Библия.
- Ведущим жанром
философской литературы в средние века
был жанр комментариев.
- Для средневекового
мыслителя исходным пунктом теоретизирования
становится текст Священного Писания.
Философия средних веков — это философия
текста.
- Средневековый
философ не говорит от собственного имени,
он рассуждает от имени «христианской
философии».
- Философскому
мышлению средневековья был присущ дидактизм
(учительство, назидательность). Почти
все известные мыслители того времени
были либо проповедниками, либо преподавателями
богословских школ.
- Два
главных направления:
реализм и номинализм.
Концептуализм.
Главным
спором средневековой схоластики был
спор об общих объектах, именах о
природе всеобщего, или об универсалиях.
Соответствуют ли реальные объекты общим
понятиям, а если соответствуют то каким.
По сути, сопор состоит в том что: существует
ли «человек вообще» реально, или это только
слово, название? А если он существует
реально, то, как он существует? Существует
«человек вообще» в виде чего то отдельного,
подобно человеку Ивану, Петру и Фоме?
Или он существует, в какой то другой форме?
Сторонники
одной точки зрения назывались «реалистами»,
другого «номиналистами» существовала
так же третья, промежуточная точка
зрения, сторонники которой назывались
«концептуалистами».
Реализм (от лат. realis-
реальный, действенный) - философское учение,
согласно которому, самостоятельно существуют
только общие понятия (универсалии), а
вещи произвольны от них.
Согласно
реализму, мысли должны соответствовать
некоторые реальные объекты и
процессы, либо их части или стороны
и т.д. В целом мысль и бытие
тождественны. Что есть в мысли, то есть
и в бытии.
Номинализм (от лат. nomen - имя
) - философское учение, согласно которому
универсалии применяются не к классу вещей
как к целому, а порознь к каждой отдельной
вещи из этого класса.
Суть
номинализма в том, что «общее»
не существует реально. «Общее»- это
слова, в мире есть только единичные
предметы.
Концептуализм
– одно из философических учений схоластической
философии. В споре об универсалиях концептуалисты,
как и номиналисты, отвергая учение реализма,
отрицали реальное существование общего
независимо от отдельных вещей, но в отличие
от номиналистов признавали существование
в уме общих понятий, концептов как особой
формы познания действительности.
Это
было выражением психологического взгляда:
он приписывал универсалиям не физическое
и не идеальное, а психическое
бытие.
- Августин
Блаженный
О
бытии
Бог сотворил материю
и наделил её различными формами,
свойствами и назначениями, тем самым
сотворив все сущее в нашем
мире. Деяния Бога есть благо, а значит
и все сущее, именно потому, что
оно существует, есть благо.
Бог, мир и человек
Проблема Бога
и его отношения к миру выступает
у Августина как центральная.
Бог, по Августину, сверхприроден. Мир,
природа и человек, будучи результатом
творения Бога, зависят от своего Творца.
Августин истолковывал Бога как личность,
сотворившую все сущее.
О благодати
Силой, которая во многом
определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать — особая
божественная энергия, которая действует
по отношению к человеку и производит
изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способностьстремиться к чему-либо,
но реализовать свои стремления в лучшую
сторону человек способен только с помощью благодати.
О свободе и божественном
предопределении
Первые люди
до грехопадения обладали свободной
волей — свободой от внешней (в том числе
сверхъестественной) причинности и способностью
выбирать между добром и злом. Ограничивающим
фактором в их свободе выступал нравственный
закон — чувство долга перед Богом.После грехопадения
люди лишились свободной воли, стали рабами
своих желаний и уже не могли не грешить.
- Альберт
Великий
Богословие
и философия
Альберт Великий
изложил и прокомментировал почти
все работы Аристотеля. Именно через его работы философия и богословие средневековой Европы
восприняло идеи и методы аристотелизма.
Кроме того, на философию Альберта сильно
повлияли идеи арабских философов, со
многими из которых он полемизировал в
своих работах. Альберт оставил гигантское
письменное наследие — его собрание сочинений
насчитывает 38 томов, большая часть которых
посвящена философии и теологии.
- Роджер
Бэкон
Бэкон выдвинул
идею о качественно различных элементах,
комбинации которых образуют конкретные
вещи. Бэкон отрицал атомистическое учение
о неделимости атомов и пустоте. Критикуя
схоластов, видел основу всякого познания
в опыте (последний может быть двух видов:
внутренний – мистический «озарение»
и внешний). Бэкон предугадал большое значение
математики, без которой, по его мнению,
не может существовать ни одна наука, и
ряд открытий (телефона, самодвижущихся
повозок, летательных аппаратов и др.).
Разработал проект утопической сословной
республики, в которой источником власти
явится народный плебисцит, требовал искоренения
невежества и расширения светского образования.
- Пьер
Абиляр
В споре реализма
с номинализмом, господствовавшим в
то время в философии и богословии,
Абеляр занимал особое положение. Он
не считал, подобно Росцелину, главе номиналистов,
идеи или универсалии (universalia) только простыми
наименованиями или отвлечённостями,
равно не соглашался с представителем
реалистов, Гильомом
из Шампо,
что идеи составляют всеобщую действительность,
равно как не допускал того, что действительность
общего выражается в каждом отдельном
существе. Напротив, Абеляр доказывал
и заставил Гильома из Шампо согласиться
с тем, что одна и та же сущность подходит
к каждому отдельному лицу не во всём её
существенном (бесконечном) объёме, но
только индивидуально, конечно («inesse
singulis individuis candem rem non
essentialiter, sed individualiter tantum»). Таким образом,
в учении Абеляра заключалось уже примирение
двух великих противоположностей между
собой, конечного и бесконечного, и поэтому
его справедливо называли предтечей Спинозы. Но всё-таки место,
занятое Абеляром по отношению к учению
об идеях, остаётся спорным вопросом, так
как Абеляр в своём опыте выступить посредником
между платонизмоми аристотелизмом высказывается весьма
неопределённо и шатко.
Большинство учёных
считают Абеляра представителем концептуализма. Религиозное учение
Абеляра состояло в том, что Бог дал человеку
все силы для достижения благих целей,
следовательно, и ум, чтобы удержать в
пределах игру воображения и направлять
религиозное верование. Вера, говорил
он, зиждется непоколебимо только на убеждении,
достигнутом путём свободного мышления;
а потому вера, приобретённая без содействия
умственной силы и принятая без самодеятельной
проверки, недостойна свободной личности.
Абеляр утверждал,
что единственными источниками
истины являются диалектика и Священное
писание.
По его мнению, даже апостолы иотцы церкви могли заблуждаться.
Это означало, что любая официальная догма
церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть
ложной.