- Особенности 
  философии средних 
  веков
 
  
  - Мировоззрение 
  средневековья— теоцентрично. Реальностью, 
  определяющей все сущее в мире, для христианства 
  является не природа, космос, а Бог. Бог 
  является личностью, которая существует 
  над этим миром.
 
  - тесной связи 
  с религией. Церковная догма являлась 
  исходным пунктом и основой философского 
  мышления. Содержание философской мысли 
  приобрело религиозную форму.
 
  - В основе 
  средневекового миросозерцания лежит 
  идея творения (учение о сотворении мира 
  Богом из ничего — креационизм).
 
  - Философское 
  мышление средних веков было ретроспективным, 
  обращенным в прошлое. Для средневекового 
  сознания «чем древнее, тем подлиннее, 
  чем подлиннее, тем истиннее».
 
  - Ценилось 
  не творчество и оригинальность мысли, 
  а эрудиция и приверженность традициям.
 
  - Философское 
  мышление средневековья было авторитарным, 
  полагалось на авторитеты. Самый авторитетный 
  источник — Библия.
 
  - Ведущим жанром 
  философской литературы в средние века 
  был жанр комментариев.
 
  - Для средневекового 
  мыслителя исходным пунктом теоретизирования 
  становится текст Священного Писания. 
  Философия средних веков — это философия 
  текста.
 
  - Средневековый 
  философ не говорит от собственного имени, 
  он рассуждает от имени «христианской 
  философии».
 
  - Философскому 
  мышлению средневековья был присущ дидактизм 
  (учительство, назидательность). Почти 
  все известные мыслители того времени 
  были либо проповедниками, либо преподавателями 
  богословских школ.
 
  
  - Два 
  главных направления: 
  реализм и номинализм. 
  Концептуализм. 
   
     Главным 
спором средневековой схоластики был 
спор об общих объектах, именах о 
природе всеобщего, или об универсалиях. 
Соответствуют ли реальные объекты общим 
понятиям, а если соответствуют то каким. 
По сути, сопор состоит в том что: существует 
ли «человек вообще» реально, или это только 
слово, название? А если он существует 
реально, то, как он существует? Существует 
«человек вообще» в виде чего то отдельного, 
подобно человеку Ивану, Петру и Фоме? 
Или он существует, в какой то другой форме?
     Сторонники 
одной точки зрения назывались «реалистами», 
другого «номиналистами» существовала 
так же третья, промежуточная точка 
зрения, сторонники которой назывались 
«концептуалистами».
     Реализм (от лат. realis- 
реальный, действенный) - философское учение, 
согласно которому, самостоятельно существуют 
только общие понятия (универсалии), а 
вещи произвольны от них.
     Согласно 
реализму, мысли должны соответствовать 
некоторые реальные объекты и 
процессы, либо их части или стороны 
и т.д. В целом мысль и бытие 
тождественны. Что есть в мысли, то есть 
и в бытии.
     Номинализм (от лат. nomen - имя 
) - философское учение, согласно которому 
универсалии применяются не к классу вещей 
как к целому, а порознь к каждой отдельной 
вещи из этого класса.
     Суть 
номинализма в том, что «общее» 
не существует реально. «Общее»- это 
слова, в мире есть только единичные 
предметы.
     Концептуализм 
– одно из философических учений схоластической 
философии. В споре об универсалиях концептуалисты, 
как и номиналисты, отвергая учение реализма, 
отрицали реальное существование общего 
независимо от отдельных вещей, но в отличие 
от номиналистов признавали существование 
в уме общих понятий, концептов как особой 
формы познания действительности. 
     Это 
было выражением психологического взгляда: 
он приписывал универсалиям не физическое 
и не идеальное, а психическое 
бытие.
  - Августин 
  Блаженный
 
О 
бытии
Бог сотворил материю 
и наделил её различными формами, 
свойствами и назначениями, тем самым 
сотворив все сущее в нашем 
мире. Деяния Бога есть благо, а значит 
и все сущее, именно потому, что 
оно существует, есть благо.
Бог, мир и человек
Проблема Бога 
и его отношения к миру выступает 
у Августина как центральная. 
Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, 
природа и человек, будучи результатом 
творения Бога, зависят от своего Творца. 
Августин истолковывал Бога как личность, 
сотворившую все сущее. 
О благодати
Силой, которая во многом 
определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать — особая 
божественная энергия, которая действует 
по отношению к человеку и производит 
изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способностьстремиться к чему-либо, 
но реализовать свои стремления в лучшую 
сторону человек способен только с помощью благодати.
О свободе и божественном 
предопределении
Первые люди 
до грехопадения обладали свободной 
волей — свободой от внешней (в том числе 
сверхъестественной) причинности и способностью 
выбирать между добром и злом. Ограничивающим 
фактором в их свободе выступал нравственный 
закон — чувство долга перед Богом.После грехопадения 
люди лишились свободной воли, стали рабами 
своих желаний и уже не могли не грешить.
  - Альберт 
  Великий
 
Богословие 
и философия
Альберт Великий 
изложил и прокомментировал почти 
все работы Аристотеля. Именно через его работы философия и богословие средневековой Европы 
восприняло идеи и методы аристотелизма. 
Кроме того, на философию Альберта сильно 
повлияли идеи арабских философов, со 
многими из которых он полемизировал в 
своих работах. Альберт оставил гигантское 
письменное наследие — его собрание сочинений 
насчитывает 38 томов, большая часть которых 
посвящена философии и теологии.
  - Роджер 
  Бэкон
 
Бэкон выдвинул 
идею о качественно различных элементах, 
комбинации которых образуют конкретные 
вещи. Бэкон отрицал атомистическое учение 
о неделимости атомов и пустоте. Критикуя 
схоластов, видел основу всякого познания 
в опыте (последний может быть двух видов: 
внутренний – мистический «озарение» 
и внешний). Бэкон предугадал большое значение 
математики, без которой, по его мнению, 
не может существовать ни одна наука, и 
ряд открытий (телефона, самодвижущихся 
повозок, летательных аппаратов и др.). 
Разработал проект утопической сословной 
республики, в которой источником власти 
явится народный плебисцит, требовал искоренения 
невежества и расширения светского образования.
  - Пьер 
  Абиляр
 
В споре реализма 
с номинализмом, господствовавшим в 
то время в философии и богословии, 
Абеляр занимал особое положение. Он 
не считал, подобно Росцелину, главе номиналистов, 
идеи или универсалии (universalia) только простыми 
наименованиями или отвлечённостями, 
равно не соглашался с представителем 
реалистов, Гильомом 
из Шампо, 
что идеи составляют всеобщую действительность, 
равно как не допускал того, что действительность 
общего выражается в каждом отдельном 
существе. Напротив, Абеляр доказывал 
и заставил Гильома из Шампо согласиться 
с тем, что одна и та же сущность подходит 
к каждому отдельному лицу не во всём её 
существенном (бесконечном) объёме, но 
только индивидуально, конечно («inesse 
singulis individuis candem rem non 
essentialiter, sed individualiter tantum»). Таким образом, 
в учении Абеляра заключалось уже примирение 
двух великих противоположностей между 
собой, конечного и бесконечного, и поэтому 
его справедливо называли предтечей Спинозы. Но всё-таки место, 
занятое Абеляром по отношению к учению 
об идеях, остаётся спорным вопросом, так 
как Абеляр в своём опыте выступить посредником 
между платонизмоми аристотелизмом высказывается весьма 
неопределённо и шатко.
Большинство учёных 
считают Абеляра представителем концептуализма. Религиозное учение 
Абеляра состояло в том, что Бог дал человеку 
все силы для достижения благих целей, 
следовательно, и ум, чтобы удержать в 
пределах игру воображения и направлять 
религиозное верование. Вера, говорил 
он, зиждется непоколебимо только на убеждении, 
достигнутом путём свободного мышления; 
а потому вера, приобретённая без содействия 
умственной силы и принятая без самодеятельной 
проверки, недостойна свободной личности.
Абеляр утверждал, 
что единственными источниками 
истины являются диалектика и Священное 
писание. 
По его мнению, даже апостолы иотцы церкви могли заблуждаться. 
Это означало, что любая официальная догма 
церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть 
ложной.