Философия средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 22:55, реферат

Краткое описание

Особенности философии средних веков. Два главных направления: реализм и номинализм. Концептуализм.

Файлы: 1 файл

Философия (5).docx

— 23.77 Кб (Скачать)
  1. Особенности философии средних  веков
    1. Мировоззрение средневековья— теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Бог является личностью, которая существует над этим миром.
    1. тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму.
    2. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего — креационизм).
    3. Философское мышление средних веков было ретроспективным, обращенным в прошлое. Для средневекового сознания «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».
    4. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.
    5. Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник — Библия.
    6. Ведущим жанром философской литературы в средние века был жанр комментариев.
    7. Для средневекового мыслителя исходным пунктом теоретизирования становится текст Священного Писания. Философия средних веков — это философия текста.
    8. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии».
    9. Философскому мышлению средневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ.
  1. Два главных направления: реализм и номинализм. Концептуализм. 

     Главным спором средневековой схоластики был  спор об общих объектах, именах о  природе всеобщего, или об универсалиях. Соответствуют ли реальные объекты общим понятиям, а если соответствуют то каким. По сути, сопор состоит в том что: существует ли «человек вообще» реально, или это только слово, название? А если он существует реально, то, как он существует? Существует «человек вообще» в виде чего то отдельного, подобно человеку Ивану, Петру и Фоме? Или он существует, в какой то другой форме?

     Сторонники  одной точки зрения назывались «реалистами», другого «номиналистами» существовала так же третья, промежуточная точка  зрения, сторонники которой назывались «концептуалистами».

     Реализм (от лат. realis- реальный, действенный) - философское учение, согласно которому, самостоятельно существуют только общие понятия (универсалии), а вещи произвольны от них.

     Согласно  реализму, мысли должны соответствовать  некоторые реальные объекты и  процессы, либо их части или стороны  и т.д. В целом мысль и бытие  тождественны. Что есть в мысли, то есть и в бытии.

     Номинализм (от лат. nomen - имя ) - философское учение, согласно которому универсалии применяются не к классу вещей как к целому, а порознь к каждой отдельной вещи из этого класса.

     Суть  номинализма в том, что «общее»  не существует реально. «Общее»- это  слова, в мире есть только единичные  предметы.

     Концептуализм одно из философических учений схоластической философии. В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты, отвергая учение реализма, отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности.

     Это было выражением психологического взгляда: он приписывал универсалиям не физическое и не идеальное, а психическое  бытие.

  1. Августин Блаженный

    Учения

О бытии

Бог сотворил материю  и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым  сотворив все сущее в нашем  мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что  оно существует, есть благо.

Бог, мир и человек

Проблема Бога и его отношения к миру выступает  у Августина как центральная. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее.

О благодати

Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать — особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способностьстремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати.

О свободе и божественном предопределении

Первые люди до грехопадения обладали свободной волей — свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон — чувство долга перед Богом.После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить.

  1. Альберт Великий

Богословие  и философия

Альберт Великий  изложил и прокомментировал почти  все работы Аристотеля. Именно через его работы философия и богословие средневековой Европы восприняло идеи и методы аристотелизма. Кроме того, на философию Альберта сильно повлияли идеи арабских философов, со многими из которых он полемизировал в своих работах. Альберт оставил гигантское письменное наследие — его собрание сочинений насчитывает 38 томов, большая часть которых посвящена философии и теологии.

  1. Роджер Бэкон

Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний – мистический «озарение» и внешний). Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука, и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др.). Разработал проект утопической сословной республики, в которой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования.

  1. Пьер Абиляр

В споре реализма с номинализмом, господствовавшим в  то время в философии и богословии, Абеляр занимал особое положение. Он не считал, подобно Росцелину, главе номиналистов, идеи или универсалии (universalia) только простыми наименованиями или отвлечённостями, равно не соглашался с представителем реалистов, Гильомом из Шампо, что идеи составляют всеобщую действительность, равно как не допускал того, что действительность общего выражается в каждом отдельном существе. Напротив, Абеляр доказывал и заставил Гильома из Шампо согласиться с тем, что одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всём её существенном (бесконечном) объёме, но только индивидуально, конечно («inesse singulis individuis candem rem non essentialiter, sed individualiter tantum»). Таким образом, в учении Абеляра заключалось уже примирение двух великих противоположностей между собой, конечного и бесконечного, и поэтому его справедливо называли предтечей Спинозы. Но всё-таки место, занятое Абеляром по отношению к учению об идеях, остаётся спорным вопросом, так как Абеляр в своём опыте выступить посредником между платонизмоми аристотелизмом высказывается весьма неопределённо и шатко.

Большинство учёных считают Абеляра представителем концептуализма. Религиозное учение Абеляра состояло в том, что Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера, говорил он, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.

Абеляр утверждал, что единственными источниками  истины являются диалектика и Священное писание. По его мнению, даже апостолы иотцы церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной.

Информация о работе Философия средневековья