Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:57, аттестационная работа
Целью предприятия является получение доходов от результатов своей деятельности, и маркетинговые службы призваны обеспечить производство товаров, которые будут привлекательны для целевых рынков. Макросреда маркетинга предприятия влияет не только на микросреду нашего предприятия, но и на конкурентов, но оказать влияние на нее невозможно. Поэтому приходится эти факторы исследовать и учитывать в планировании работы производства. Получить достоверные сведения о макросреде возможно из вторичной информации – то есть из различного рода документов и публикаций, справочников, сети интернет, а также путем опросов покупателей, поставщиков и наблюдением за поведением конкурентов.
Введение
Глава 1. Влияние факторов макросреды на рыночную позицию и перспективы развития компании
1.1. Характеристика факторов макросреды
1.2. Методы исследования факторов макросреды
Глава 2 Влияние факторов макросреды на рыночную позицию транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
2.1. Краткая характеристика компании
2.2. Характеристика рынка контейнерных перевозок по железной дороге в России
2.3. Оценка влияния факторов макросреды на рыночную позицию транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
Глава 3. Перспективы развития транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
Заключение
Список использованной литературы
- крупный парк подвижного состава;
- крупный парк автотехники;
- эффективное использование подвижного состава;
- широкая сеть агентств и представительств;
- возможность отправить контейнер в труднодоступные районы РФ;
- внедрение электронных методов оформления перевозочных документов;
- разработка и внедрение новых транспортных продуктов.
На основе структурированной схемы управления конкурентоспособностью предпринимательской организации на примере ОАО «ТрансКонтейнер» предложено внедрение стратегии концентрированного роста, а также проведена оценка готовности анализируемой организации к расширению сферы деятельности и применяемых инструментов.
На основании проведенного исследования характера перспективной стратегии для ОАО «ТрансКонтейнер» автором было выявлено, что наиболее эффективной с учетом специфики российской экономики и возможностей развития рынка контейнерных перевозок на фоне повышения капитализации компании, является стратегия концентрированного роста. Она подразумевает деятельность организации, направленную на изменение производимого ассортимента услуг по перевозке грузов в контейнерах и ее совершенствование или даже рынка, на котором этот товар реализуется.
Рис. 3.1. Направление разработки стратегии ОАО «ТрансКонтейнер» в плоскости возможных вариантов
В данном случае уместно синтезировать два направления при формировании стратегии: усиление борьбы с конкурентами за долю на рынке; поиск новых рынков на территории РФ и СНГ для уже существующих услуг по перевозке грузов в контейнерах.
На этом основании для ОАО «ТрансКонтейнер» предлагается конкурентная стратегия концентрированного роста (рис. 3.2).
Реализуя сформированную стратегию концентрированного роста
ОАО «ТрансКонтейнер», необходимо помнить, что прежде чем разрабатывать саму стратегию, на базе которой осуществляется управление организацией, следует оценить готовность последней к такому стратегическому подходу. Это немаловажный элемент в процессе управления конкурентоспособностью организации.
Усовершенствована существующая методика оценки и анализа признаков, степень проявления которых в деятельности организации характеризует ее готовность к управлению конкурентоспособностью. Эти признаки проявляются в организации в разной мере и характеризуют в конечном итоге ее конкурентные преимущества: определенность миссии; согласованность целей и конкурентной стратегии организации; наличие отлаженного механизма сбора, анализа и обработки маркетинговой информации; работа по повышению конкурентоспособности организации; адаптируемость организации к открывающимся возможностям; ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач организации; организационное разделение задач стратегического и оперативного управления; наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития; приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач; постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах организации; высокий уровень корпоративной культуры; наличие в организации эффективно работающего маркетингового подразделения.
Рис 3.2. Алгоритм стратегии концентрированного роста ОАО «ТрансКонтейнер»
Степень готовности организации к стратегическому управлению конкурентоспособностью следует оценивать как: очень высокая; высокая; умеренная; низкая.
В таблице 3.1 приведен результат обобщенной оценки менеджерами ОАО «ТрансКонтейнер» эффективности управления конкурентоспособностью по двенадцати перечисленным признакам.
Таблица 3.2
Готовность ОАО «ТрансКонтейнер» к реализации стратегии концентрированного роста
Проявляющиеся признаки | Оценка степени проявления признака |
1. Определенность миссии | проявляется слабо |
2. Согласованность целей и конкурентной стратегии организации | проявляется слабо |
3. Наличие отлаженного механизма сбора, анализа и обработки маркетинговой информации | проявляется не полностью |
4. Работа по повышению конкурентоспособности организации | проявляется не полностью |
5. Адаптируемость организации к открывающимся возможностям | проявляется слабо |
6. Ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач организации | не проявляется |
7. Организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления | не проявляется |
8. Наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития | не проявляется |
9. Приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач | проявляется не полностью |
10. Постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах организации | проявляется слабо |
11. Высокий уровень корпоративной культуры | проявляется не полностью |
12. Наличие в организации эффективно работающего маркетингового подразделения | проявляется слабо |
Итоговый рейтинг | 0,308 |
Таким образом, полученный результат (0,308) попадает в диапазон (bср– b2)→(0,35–0), что означает высокую степень готовности ОАО «ТрансКонтейнер» к стратегическому управлению конкурентоспособностью.
На основании полученной оценки степени готовности организации можно сделать следующий вывод: в ОАО «ТрансКонтейнер» в целом созрела необходимость формирования единой службы маркетинга, на которую будут возложены обязанности по подготовке непосредственно структуры организации и персонала к реализации конкурентной стратегии концентрированного роста на основе активной экспансии на российский рынок контейнерных перевозок грузов.
Основной целью для ОАО «ТрансКонтейнер» должно стать укрепление позиций на рынке контейнерных перевозок грузов. Представленные в таблице 3.2 предложения по развитию маркетинговой деятельности компании и в таблице 3.3 расчет планируемых финансово-экономических показателей позволяют судить о целесообразности внедрения предложенных мероприятий по повышению сбыта препаратов в текущей перспективе.
Таблица 3.3
Затраты и ожидаемые результаты
Мероприятия | Затраты | Ожидаемые результаты |
Расширение спектра средств рекламы реализуемых услуг на рынке контейнерных перевозок грузов | 16000 тыс. руб. | Размещение рекламы препаратов не только для специализированных оптовых потребителей, но и для широкого рынка |
Совершенствование стимулирования сбыта услуг на рынке контейнерных перевозок грузов | 3-5% прибавки к зарплате от суммы покупки | Мероприятия по внедрению системы накопительных бонусов положительно скажется на увеличении рыночной доли компании и валового годового дохода |
Также не следует забывать, что основные затраты текущих мероприятий ложатся на создание единой службы маркетинга, которое сказывается не на текущих (тактических) финансовых результатах, а имеет характер стратегического мероприятия, которое сказывается на повышении конкурентоспособности организации в целом.
В ходе проведения теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.
Макросреда включает общие факторы, которые не касаются напрямую краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения
Основные элементы и факторы макросреды представляют собой силы, не поддающиеся контролю со стороны организации, поэтому филиал должен внимательно следить за их воздействием и предвидеть его последствия.
Внешняя среда включает общие факторы, которые не касаются напрямую краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения.
Существуют следующие факторы, оказывающие влияние на макросреду организации: демографические, экологические, природные, научно-технические, политико-правовые, культурные.
На деятельность любой организации оказывают влияние огромное количество внешних факторов прямого и косвенного воздействия. Для проведения анализа макросреды и оценки степени воздействия ее составляющих на предприятия последние используют стандартные методы анализа: PEST – анализ; STEP – анализ; ситуационный анализ и т.д.
PEST анализ позволяет оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды которые могут повлиять на стратегию компании.
Цель PEST-анализа – отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.
Выделяют следующие этапы проведения PEST-анализа:
1. Разрабатывается перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.
2. Оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.
3. Дается оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5-бальной шкале.
4. Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия, и подсчитывается суммарная и взвешенная оценка для данного предприятия.
Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.
Практическая часть работы была рассмотрена на примере деятельности ОАО «ТрансКонтейнер» и его филиала на ЮУЖД.
ОАО «ТрансКонтейнер»— крупнейшая российская компания, работающая в сфере интермодальных контейнерных перевозок и интегрированных логистических решений.
ОАО «ТрансКонтейнер» является дочерним предприятием открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).
ОАО «ТрансКонтейнер» осуществляет деятельность на рынке железнодорожных контейнерных перевозок практически во всех субъектах Российской Федерации. Общество создано и развивается как вертикально-интегрированная компания, нацеленная на комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание клиентов по принципу «от двери до двери». Для этого Общество развивает и совершенствует собственную базу активов, включающую в себя подвижной состав, контейнерный парк, сеть железнодорожных контейнерных терминалов и автопарк.
ОАО «ТрансКонтейнер» решает задачи по перевозке грузов в контейнерах любого уровня сложности и в любом объеме. Существующие на сегодняшний день ресурсы и технологии позволяют компании оказывать клиентам различные виды услуг по приоритетным направлениям деятельности. Услугами, предлагаемыми и оказываемыми ОАО «ТрансКонтейнер» являются: ЖД перевозки, доставка автотранспортом, перевозки река/море (фрахт), терминальная обработка груза, экспедиторские услуги, таможенное оформление, услуги таможенных складов временного хранения (СВХ).
Продукт, предлагаемый клиентам, может состоять как из единичного сервиса с использованием одной или нескольких из перечисленных услуг, так и представлять собой интегрированный пакет услуг, смоделированный индивидуально и предлагаемый клиенту как единый транспортно-логистический продукт по единому «сквозному» тарифу.
Основная деятельность ОАО «ТрансКонтейнер» связана с контейнерными перевозками по железной дороге в Российской Федерации, в том числе, в международном сообщении. Среднегодовой темп прироста объемов железнодорожного контейнерного оборота в России за период с 2004 по 2008 г. составлял 12%, что более чем в 1,5 раза выше средних темпов роста российского ВВП. Данный прирост был, главным образом, обусловлен ростом экспорта и импорта: в 2004-2008 гг. средние темпы прироста железнодорожного контейнерного экспорта и импорта составляли 24%.