Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:57, аттестационная работа
Целью предприятия является получение доходов от результатов своей деятельности, и маркетинговые службы призваны обеспечить производство товаров, которые будут привлекательны для целевых рынков. Макросреда маркетинга предприятия влияет не только на микросреду нашего предприятия, но и на конкурентов, но оказать влияние на нее невозможно. Поэтому приходится эти факторы исследовать и учитывать в планировании работы производства. Получить достоверные сведения о макросреде возможно из вторичной информации – то есть из различного рода документов и публикаций, справочников, сети интернет, а также путем опросов покупателей, поставщиков и наблюдением за поведением конкурентов.
Введение
Глава 1. Влияние факторов макросреды на рыночную позицию и перспективы развития компании
1.1. Характеристика факторов макросреды
1.2. Методы исследования факторов макросреды
Глава 2 Влияние факторов макросреды на рыночную позицию транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
2.1. Краткая характеристика компании
2.2. Характеристика рынка контейнерных перевозок по железной дороге в России
2.3. Оценка влияния факторов макросреды на рыночную позицию транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
Глава 3. Перспективы развития транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
Заключение
Список использованной литературы
ОАО «ТрансКонтейнер» располагает сетью продаж из более чем 140 офисов по всей России, что позволило сформировать обширную клиентскую базу, превышающую 20 тысяч активно работающих клиентов, диверсифицированных по регионам, отраслям и направлениям перевозок.
ОАО «ТрансКонтейнер» расширяет свое международное присутствие. В настоящее время эмитент имеет за рубежом 7 представительств, 12 компаний-агентов, 2 зависимых общества, 6 дочерних обществ, а также неконтрольную долю участия в одном предприятии.
Таким образом, результаты деятельности ОАО «ТрансКонтейнер» оцениваются как удовлетворительные.
В последние годы на рынке железнодорожных контейнерных перевозок складывалась ситуация значительного превышения спроса на контейнерные перевозки над предложением.
Основным фактором, сдерживающим рост предложения, являлся дефицит фитинговых платформ для перевозки контейнеров в целом по рынку, ограниченные возможности производителей подвижного состава по производству таких платформ в России и странах СНГ и запаздывание темпов прироста производственных мощностей производителей платформ по отношению к росту спроса на контейнерные перевозки. Однако, начиная с октября 2008 год, ввиду снижения объемов перевозок, влияние данного фактора значительно снизилось.
Обострение дефицита подвижного состава для перевозки крупнотоннажных контейнеров ожидается вновь по мере восстановления рынка, а также выбытия устаревшего парка.
Таким образом, ключевым фактором, влияющим на деятельность ОАО «ТрансКонтейнер» и его рыночные позиции, является размер парка фитинговых платформ, а также наличие разветвленной сети продаж и широкой клиентской базы.
К прочим факторам, влияющим на деятельность ОАО «ТрансКонтейнер», относятся факторы оптимизации управления подвижным составом:
- снижение времени простоев парка (в ожидании, в ремонте, при погрузо-разгрузочных операциях);
- оптимизация маршрутов следования контейнеров;
- оптимизация структуры парка контейнеров и ж. д. платформ по типоразмерам;
- своевременное отслеживание местонахождения контейнера и вагона.
На деятельность ОАО «ТрансКонтейнер» оказывает влияние экономическая ситуация в стране и мире. Влияние, как на деятельность ОАО «ТрансКонтейнер», так и на все предприятия транспортного сектора, оказывают последствия мирового финансового кризиса, который привел к непрогнозируемому ранее снижению объемов контейнерных перевозок.
ОАО «ТрансКонтейнер» не располагает достоверными прогнозными данными относительно периода действия указанного фактора. Действия, предпринимаемые ОАО «ТрансКонтейнер», и действия, которые ОАО «ТрансКонтейнер» планирует предпринять в будущем для эффективного использования данных факторов и условий, состоят в следующем.
ОАО «ТрансКонтейнер» развивает и планирует в среднесрочной перспективе дальнейшее развитие собственной производственной базы, а именно:
- активное расширение парка фитинговых платформ и контейнеров;
- приобретение современного погрузо-разгрузочного оборудования;
- приобретение автотранспорта;
- модернизацию имеющихся контейнерных терминалов;
- создание и развитие крупных логистических центров («хабов») в крупных транспортных узлах.
Обладание значительными конкурентными преимуществами (крупный парк подвижного состава и автотранспорта, относительно низкий уровень долговой нагрузки, широкая диверсифицированная база клиентов и др.), дает ОАО «ТрансКонтейнер» возможность увеличивать долю на рынке, смягчить негативные последствия мирового финансового кризиса и быстрее преодолеть его последствия.
Способы, применяемые ОАО «ТрансКонтейнер», и способы, которые ОАО «ТрансКонтейнер» планирует использовать в будущем для снижения негативного эффекта факторов и условий, влияющих на деятельность ОАО «ТрансКонтейнер»:
- качественное корпоративное управление;
- развитие кадрового потенциала эмитента;
- активизация маркетинговой работы, включая предложение новых транспортно-логистических услуг;
- внедрение передовых информационно-технологических систем.
Наиболее существенным фактором, способным оказать влияние на деятельность ОАО «ТрансКонтейнер», следует признать интенсивность восстановления после длительного и значительного снижения спроса на контейнерные перевозки.
Другими факторами, которые могут негативно повлиять на деятельность ОАО «ТрансКонтейнер», являются: конкурентное давление со стороны, как железнодорожных перевозчиков, так и автотранспортных и морских компаний (на отдельных направлениях перевозок). Возможная в будущем интеграция России в ВТО может привести к появлению новых игроков на логистическом рынке: крупнейших транснациональных логистических корпораций, что осложнит конкурентную ситуацию на рынке. Вероятность наступления этих факторов зависит от макроэкономической ситуации в России и в мире, от ситуации на рынке, от состояния российской законодательной базы.
Факторы, которые могут улучшить результаты деятельности ОАО «ТрансКонтейнер»:
- улучшение экономической ситуации в Российской Федерации;
- повышение спроса на рынке контейнерных перевозок;
- рост объемов производства и отсутствие резкого удорожания стоимости фитинговых платформ;
- снижение процентных расходов по обслуживанию займов.
Вероятность возникновения этих факторов зависит от мировой макроэкономической ситуации, от эффективности антикризисных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации.
Все факторы влияния факторов макросреды на рыночную позицию транспортной компании рассмотрим в виде четырехпольной таблицы ОАО «ТрансКонтейнер» (табл. 2.5).
Таблица 2.5
PEST-анализ факторов макроокружения ОАО «ТрансКонтейнер»
Политико-правовые факторы | Экономические факторы |
1. Государственная транспортная политика 2. Государственная бюджетная политика 3. Система управления рынком контейнерных перевозок грузов 4. Транспортное законодательство 5. Антимонопольное законодательство 6. Законодательство об охране окружающей среды | 1. Уровень инфляции 2. Инвестиционный климат в транспортной отрасли 3. Налогообложение, определенное для транспортных предприятий и железно-дорожных предприятий 4. Цены на энергоресурсы 5. Валовый региональный продукт 6. Среднедушевые доходы населения и доходы организаций |
Социокультурные факторы | Технологические факторы |
1. Демографические тенденции 2. Изменение законодательства в социальной сфере 3. Баланс доходов и расходов населения 4. Система ценностей общества 5. Перемены в мобильности населения 6. Уровень образованности населения 7. Потребительские предпочтения | 1. Новые технологии на рынке контейнерных перевозок 2. Спутниковые системы глобального позиционирования мониторинга рынка контейнерных перевозок 3. Уровень государственного и отраслевого финансирования научно-технических исследований и разработок в области развития контейнерных перевозок грузов |
Как видно из таблицы, политико-правовыми факторами, воздействующими на рынок контейнерных перевозок, являются государственная транспортная, бюджетная политика, система управления рынком контейнерных перевозок, транспортное, антимонопольное законодательство, а также законодательство об охране окружающей среды. Остановимся на каждом из факторов подробнее.
1. Главная задача государства в сфере функционирования и развития транспорта определяется как создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через обеспечение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество. В целом, стратегические цели развития автотранспортной системы нашей страны обозначены в Транспортной стратегии России до 2030 года.
2. Государственная бюджетная политика направлена на бюджетное финансирование важнейших транспортных проектов, гарантированное финансирование законодательно закрепленных государственных обязательств, в том числе по финансированию выданных федеральными и региональными властями социальных мандатов, целевое субсидирование перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки или пользователей транспортных услуг и т.д.
3. Основными направлениями совершенствования антимонопольного регулирования являются: совершенствование антимонопольного законодательства, разработка и законодательное закрепление правил доступа на рынки автотранспортных предприятий и правил их функционирования, совершенствование методик реального контроля рыночной концентрации и оценки фактического уровня конкуренции и т.д.
4. Законодательство об охране окружающей среды закрепляющее, что удовлетворение транспортных потребностей, не должно вступать в противоречие с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья граждан, приводить к необратимым последствиям в природной среде, нарушать интересы будущих поколений.
5. Основной задачей в сфере транспортного законодательства выступают: формирование нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования, направленных на обеспечение: гарантированного уровня доступности и качества транспортных услуг, безопасности и устойчивости транспортной системы, развития структур транспортной деятельности в целях обеспечения качества транспортных услуг, в том числе мотивирование создания и развития национальных и интернациональных транспортных компаний, способных обеспечить инновационное развитие и повышение качества и конкурентоспособности транспортных услуг, а также содействие развитию малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе и т.д.
В результате анализа социокультурных факторов (демографические тенденции, изменение законодательства в социальной сфере, баланс доходов и расходов населения, система ценностей общества, перемены в мобильности населения, уровень образованности населения, потребительские предпочтения), оказывающих влияние на развитие рынка контейнерных перевозок было отмечено:
1. Демографические тенденции. По прогнозам Министерства экономического развития Российской Федерации численность постоянного населения нашей страны к 2013 году увеличится до 142,9 млн. человек. При условии успешной реализации демографических программ по стимулированию рождаемости и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения ожидается к 2013 году увеличение общего коэффициента рождаемости до 13 к 2013 году, против 12,4 в 2009 году, а консолидация ресурсов национального проекта «Здоровье», ряда федеральных программ, внепрограммных мероприятий позволит сократить общий коэффициент смертности населения до 13,4 в 2013 году, против 14,2 в 2009 года. Несмотря на рост численности постоянного населения, численность населения в трудоспособном возрасте в указанный период будет сокращаться (ежегодно на 0,8-1,1 млн. человек). Численность экономически активного населения даже с учетом положительного сальдо миграции и при сохранении высокого уровня экономической активности населения к 2013 году сократится на 0,5 млн. человек.
2. Изменение законодательства в социальной сфере. Конституция Российской Федерации, определившая Россию как социальное государство, несомненно, требует значительных изменений в законодательстве о социальном обеспечении и его дальнейшего развития.
4. В направлении четвертого фактора, проводимого PEST-анализа – «системы ценностей общества», автором отмечается интенсивное развитие экологических ценностей (например, присоединение России к Европейским экологическим стандартам «Евро», введенным для контроля содержания токсичных веществ в выхлопе автомобиля, это означает, что все автомобили, ввозимые на территорию Российской Федерации, должны иметь документ подтверждающий соответствие экологическому стандарту), духовных ценностей.
5. На развитие услуг рынка контейнерных перевозок оказывают влияние перемены в мобильности населения города, подразумевающей выбор более удобного вида транспортировки грузов: автомобильный, железнодорожный, воздушный.
6. Уровень образованности населения – речь идет о повышении процента населения с высшим образованием, и, как следствие этого, изменение потребительских предпочтений населения: предпочтение транспортных услуг железнодорожным транспортом более высокого качества.