Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:57, аттестационная работа
Целью предприятия является получение доходов от результатов своей деятельности, и маркетинговые службы призваны обеспечить производство товаров, которые будут привлекательны для целевых рынков. Макросреда маркетинга предприятия влияет не только на микросреду нашего предприятия, но и на конкурентов, но оказать влияние на нее невозможно. Поэтому приходится эти факторы исследовать и учитывать в планировании работы производства. Получить достоверные сведения о макросреде возможно из вторичной информации – то есть из различного рода документов и публикаций, справочников, сети интернет, а также путем опросов покупателей, поставщиков и наблюдением за поведением конкурентов.
Введение
Глава 1. Влияние факторов макросреды на рыночную позицию и перспективы развития компании
1.1. Характеристика факторов макросреды
1.2. Методы исследования факторов макросреды
Глава 2 Влияние факторов макросреды на рыночную позицию транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
2.1. Краткая характеристика компании
2.2. Характеристика рынка контейнерных перевозок по железной дороге в России
2.3. Оценка влияния факторов макросреды на рыночную позицию транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
Глава 3. Перспективы развития транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
Заключение
Список использованной литературы
Объемы выгрузки грузов в контейнерах за 2010 год увеличились по сравнению с тем же периодом 2009 года по общему показателю на 21,9 %, а по отношению к 2008 году произошло падение объемов контейнеров, прибывающих под выгрузку на 24%. Необходимо отметить, что основной причиной падения выгрузки контейнеров на дороге явилось снижение перевозок в среднетоннажных контейнерах, тогда как объем выгрузки в крупнотоннажных контейнерах вырос на 51% по отношению к 2009 году и на 1,8% по отношению к 2008 году.
Погрузка вагонов собственности ОАО «ТрансКонтейнер» гружеными контейнерами за 2010 год составила 33 вагона среднем в сутки, к уровню прошлого года увеличение составило 114,5%, а к уровню 2008 года объем перевозок вырос на 3,1%. Надо отметить, что погрузка в вагоны собственности ОАО «ТрансКонтейнер» могла быть значительно выше за счет погрузки контейнеров на экспорт и в СНГ, куда используются вагоны собственности РЖД и СНГ.
Доля погрузки вагонов собственности ОАО «ТрансКонтейнер» гружеными и порожними контейнерами за 2008 год по отношению к общей погрузки фитинговых платформ составила 73%, за тот же период прошлого года она составляла 77%.
На филиале погрузка вагонов собственности ОАО «ТрансКонтейнер» выше на 17,7%, чем выгрузка вагонов ОАО «ТрансКонтейнер», т.е. филиал постоянно испытывает дефицит вагонов. Такой дисбаланс между погрузкой и выгрузкой легко объясним. Южно-Уральский филиал обслуживает три области Челябинскую,Курганскую и Оренбургскую. Челябинская область находиться в менее чем 200 километрах от Екатеринбурга. В связи с тем, что на Екатеринбург образование груза с Московской и Октябрьской дороги значительно больше, соответственно идет быстрое формирование вагонов и поездов с указанных дорог на Екатеринбург. Соответственно срок доставки груза уменьшается. Учитывая непосредственную близость Челябинска и Екатеринбурга часть грузопотока завозиться железнодорожным транспортом на Екатеринбург, а далее автомобильным транспортом до Челябинска.
В связи с этим растет погрузка вагонов других собственников, ежемесячный рост к составляет 11,4% от общей погрузки вагонов гружеными контейнерами. Так, Челябинский Электрометаллургический комбинат, в связи с перебоями в обеспечении подвижным составом, с апреля месяца 2008 года частично перешел на работу с вагонами других собственников. По итогам работы за 2008 год загрузка вагонов других собственников от всей загрузки вагонов по данному предприятию составляет 14,5%.
По итогам работы за 2010 год доходы от предоставления услуг ОАО «Транс Контейнер» с учетом агентского вознаграждения и управленческого учета составили 943 млн. руб. при плане по бюджету - 763 млн.руб. (123,6%), к отчету прошлого года (690 млн.руб.) рост на 36,8%. Общие расходы с учетом расходов на ремонт вагонов составили 280 млн.руб. Получена прибыль в сумме 663 млн. руб., при этом рентабельность составила 70,3%. В сравнении с 2008 годом рост доходов с учетом агентского вознаграждения составил 82% (2008 – 517 млн.руб.) Расходы к 2008 году снизились на 23% (2008 – 321 млн. руб.)
Основные показатели сведены в таблицу 2.3.
Таблица 2.3
Основные показатели деятельности ОАО «ТрансКонтейнер»
Показатель | 2010г. | 2009г. (факт) | 2008г. (факт) | % | |||
План (бюджет) | Факт | К плану | К факту 2009г. | К факту 2008г. | |||
Доходы, млн. руб | 763 | 943 | 690 | 517 | 123,6 | 136,8 | 182,6 |
Расходы, млн. руб | 288 | 280 | 253 | 322 | 97,3 |
|
|
Прибыль, млн.руб | 475 | 663 | 437 | 195 | 139,5 | 151,8 | 339,9 |
Рентабельность продаж | 62,3 | 70,3 | 63,4 | 37,8 |
|
|
|
Рентабельность продаж ПРР | 29,8 | 29,1 | 25 | 24 |
|
|
|
Рентабельность продаж собственного а/транспорта | 25 | 26,7 | 2 | 1,8 |
|
|
|
Производительность труда, тыс. руб/ чел | 2377,88 | 3264,39 | 2346,27 | 1682,99 | 137,3 | 139,1 | 194 |
Средняя заработная плата. Руб/чел | 31200 | 31578 | 29213 | 25760 | 101,2 | 108,1 | 122,6 |
Численность, чел | 321 | 298 | 294 | 307 | -32 | -5 | -18 |
Расходы к 2009 году возросли всего на 10,6% и снижены по отношению к 2008 году на 13% (в 2009– 253 млн.руб. и в 2008 году – 322 млн.руб.)
Доходы 2009 и 2010 годов по видам и удельный вес в общем объеме доходов предоставления вагонов и контейнеров и терминальных услуг представлены в таблице 2.4.
Как видно из таблицы 2.4, удельный вес доходов от предоставления вагонов и контейнеров в общей сумме доходов не увеличился по сравнению с 2009 г., так и с 2008 годом, вместе с тем, доля ТЭУ с учетом сквозной ставки увеличилась в 2,5раза. Причина изменений по ВКС (вагонно-контейнерная составляющая) в росте тарифов на эти услуги и снижение уровня АВ (агентское вознаграждение). 2010 год в сравнении с 2008 годом имеет значительные изменения в структуре доходов из-за отсутствия в 2008 годом перевозок по сквозным ставкам. Удельный вес предоставления вагонов и контейнеров в составе общих начисленных доходов снизился на 46%, удельный вес терминальных с учетом сквозной ставки вырос на 159%.
Таблица 2.4
Доходы 2009 и 2010 годов по видам и удельный вес в общем объеме доходов
предоставления вагонов и контейнеров и терминальных услуг
Период | Доходы | В том числе | Удельный вес предоставления вагонов и контейнеров | Удельный вес терми- | ||
Предоставление вагонов и контейнеров | Терминальные с учетом сквозной | Агентс- | ||||
2008 | 517 | 202 | 227,1 | 87,9 | 39 | 44 |
2009 | 690 | 162 | 465,5 | 62,5 | 23 | 67,5 |
2010 | 943 | 202 | 656 | 85 | 21 | 70 |
%% 2010г. к 2009г. | 136 | 124,7 | 140,9 | 136 | -2 | +2,5 |
%% 2010г. к 2008 г. | 182 | 100 | 288,8 | 96,7 | -18 | +26 |
В составе филиала 5 агентств на станциях: Челябинск, Магнитогорск, Курган, Миасс, Оренбург. Получаемые доходы в 2010 году филиалом распределяются между агентствами следующим образом: 38% - Челябинск-Грузовой; 20% - Магнитогорск; 10%- Курган; по 3% - Оренбург и 2% -Миасс. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года уменьшился удельный вес доходов агентства на ст. Челябинск-Грузовой (с 38 до 35%) и на ст. Магнитогорск (с 20 до 19%). Улучшили свои позиции агентства на ст. Курган и Оренбург.
Всего расходы по филиалу ОАО «ТрансКонтейнер» на ЮУЖД за 2010 г. составили - 280 млн.руб. против расходов 2009 г. – 253 млн.руб. рост к 2209 году на 10,6%. В 2008 году расходы составляли 322 млн.руб.
Наибольший удельный вес в расходах имеют фонд оплаты труда с соц. отчислениями - 51% или 142 млн. руб. (ФОТ и соцотчисления на него); прочие материальные затраты 27% - 76 млн. руб.(ремонты вагонов, зданий и сооружений, оборудовании); прочие расходы 11 % -31 млн. руб., амортизация 5%-14 млн. руб. Материальные затраты включают в себя: затраты на топливо – 2 млн. руб.; на материалы (металл, спецодежда, ЗПУ) – 8,2 млн. руб.; электроэнергия – 2,6 млн. руб. По прочим материальным затратам – оплата автотранспорта привлекаемого к завозу-вывозу – 16,214 млн. руб. и выполнение капитального ремонта подрядным способом – 3,34 млн.руб., коммунальные услуги – 0,4 млн.руб. По элементу «прочие» – значительные расходы составляют расходы на охрану объектов (5 млн. руб.); услуги связи (0,7 млн. руб.). В сравнении 2010 год и прошлый год по составу затрат доля затрат на оплату труда в 2010 году снизилась с 44% до 42%, амортизация снизилась с 10% до 5%, а доля прочих материальных возросла с 20% до 27% за счет увеличившейся оплаты услуг стороннего автотранспорта, выполнения капитального ремонта подрядным способом и ремонта вагонов. В состав расходов филиала включена сумма за отстой вагонов в ожидании ремонта 1,4 млн. руб. и подача и уборка на п/пути для ремонта 0,1 млн. руб.
Основная деятельность ОАО «ТрансКонтейнер» связана с контейнерными перевозками по железной дороге в Российской Федерации, в том числе, в международном сообщении. Среднегодовой темп прироста объемов железнодорожного контейнерного оборота в России за период с 2004 по 2008 г. составлял 12%, что более чем в 1,5 раза выше средних темпов роста российского ВВП. Данный прирост был, главным образом, обусловлен ростом экспорта и импорта: в 2004-2008 гг. средние темпы прироста железнодорожного контейнерного экспорта и импорта составляли 24%.
Основные факторы роста контейнерного оборота:
- экономический рост РФ, обусловливающий значительный потребительский и инвестиционный спрос;
- рост контейнеризации грузооборота (текущий уровень контейнеризации в России в 5-6 раз ниже, чем в Европе и США).
Начиная с IV квартала 2008 года, вследствие мирового финансового кризиса тенденция роста преломилась. Объем железнодорожных контейнерных перевозок всеми операторами в России за 2009 год снизился, по сравнению с данными 2008 года, на 20,9%.
Однако с начала 2010 года стала прослеживаться тенденция роста железнодорожных контейнерных перевозок. Всего за 2010 год по сравнению 2009 годом прирост перевозок составил 20%.
Восстановление рынка железнодорожных контейнерных перевозок продолжилось и в I квартале 2011 года. Общий объём контейнерных перевозок по сети РЖД вырос против аналогичного периода 2010 года на 22,1%. При этом импортные, экспортные и транзитные перевозки возросли соответственно на 40,6%, 19,1% и 15,3%, внутренние перевозки возросли меньше – на 17,9%.
ОАО «ТрансКонтейнер» позиционирует себя как российский национальный контейнерный оператор.
ОАО «ТрансКонтейнер» располагает крупнейшим в России парком крупнотоннажных контейнеров (20 и 40 футов) и специализированных (фитинговых) платформ для их перевозки, является лидером среди российских железнодорожных контейнерных операторов по объему перевозок собственным подвижным составом, а также лидером рынка по объему переработки контейнеров на собственных железнодорожных терминалах.
Объем перевозок на фитинговых платформах Компании за I квартал 2011 года вырос на 23,6% к аналогичному периоду 2010 года и составил 313,2 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), из них: во внутригосударственном сообщении перевезено 179,1 тыс. ДФЭ, в международном сообщении – 134,2 тыс. ДФЭ.
ОАО «ТрансКонтейнер», в отличие от конкурентов, использует вертикально-интегрированную бизнес-модель, располагает общероссийской сетью продаж и диверсифицированной клиентской базой, что позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Также положительное влияние на результаты деятельности эмитента оказали его сильные позиции на рынке контейнерных перевозок во внутригосударственном сообщении: доля контейнерных перевозок во внутригосударственном сообщении в I квартале 2011 года составила 57% от всего объема перевозок подвижным составом ОАО «ТрансКонтейнер».
В I квартале 2011 года на терминалах ОАО «ТрансКонтейнер», расположенных на 46 железнодорожных станциях в ключевых транспортных узлах по всей территории России, переработано 367,5 тыс. ДФЭ, что на 16,3% выше уровня I квартала 2010 года. Доля переработки контейнеров на терминалах ОАО «ТрансКонтейнер» от общего объема переработки контейнеров на сети РЖД составила за квартал 30,5%.