Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:57, аттестационная работа
Целью предприятия является получение доходов от результатов своей деятельности, и маркетинговые службы призваны обеспечить производство товаров, которые будут привлекательны для целевых рынков. Макросреда маркетинга предприятия влияет не только на микросреду нашего предприятия, но и на конкурентов, но оказать влияние на нее невозможно. Поэтому приходится эти факторы исследовать и учитывать в планировании работы производства. Получить достоверные сведения о макросреде возможно из вторичной информации – то есть из различного рода документов и публикаций, справочников, сети интернет, а также путем опросов покупателей, поставщиков и наблюдением за поведением конкурентов.
Введение
Глава 1. Влияние факторов макросреды на рыночную позицию и перспективы развития компании
1.1. Характеристика факторов макросреды
1.2. Методы исследования факторов макросреды
Глава 2 Влияние факторов макросреды на рыночную позицию транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
2.1. Краткая характеристика компании
2.2. Характеристика рынка контейнерных перевозок по железной дороге в России
2.3. Оценка влияния факторов макросреды на рыночную позицию транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
Глава 3. Перспективы развития транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
Заключение
Список использованной литературы
Система культуры организации предполагает наличие единого комплекса духовных ценностей в трудовом коллективе, культуру психологического взаимодействия, социальную ответственность за результаты труда, его безопасность с использованием элементов социально-правовой защиты, стимулирования труда, профилактики здоровья.
Данная среда имеет социальную сущность и прямо влияет на:
- мнение людей о себе, своих желаниях по схеме «Я-Общество»;
- мнение людей о других;
- отношение людей к природе;
- отношение людей к мирозданию, его загадочности, отсутствие научно взвешенных ответов на происхождение человека, земли, космоса, миссию инопланетян, параллельные миры.
Культурные факторы определяются:
- приверженностью к культурным традициям;
- субкультурой в рамках единой культуры;
- временными изменениями вторичных культурных ценностей (прически, мода);
- отношением людей к самим себе - приверженностью к определенным товарам;
- отношением людей к обществу, природе, к мирозданию (культовые интересы)[25].
Особо важное место среди факторов воздействия внешней среды на перспективы развития и эффективность деятельности предприятия занимают экологические факторы. Механизм их действия на предприятия настолько сложен и многогранен, что они в равной степени являются как факторами прямого, так и косвенного воздействия. Важность и значимость изучения влияния экологических факторов определяется природой этих факторов и ростом силы их воздействия в современных условиях общественного производства. Чаще всего экологические факторы выступают в качестве ограничений как с точки зрения возможностей использования первичного природного сырья, так и с позиций загрязнения окружающей среды отходами, выбросами и сбросами, образующимися в процессе производства. Предприятия многих отраслей промышленности в планах и прогнозах развития своего производства должны учитывать ограниченность, и даже дефицитность большинства видов природных невозобновляемых ресурсов, усложнение горно-геологических и природно-климатических условий добычи и переработки этих ресурсов, что и обуславливает существенное их удорожание. Не менее важное значение с точки зрения эффективности деятельности и перспектив развития любого предприятия имеют устанавливаемые государственными органами достаточно жесткие ограничения по загрязнениям окружающей природной среды действующими производствами.
Особую значимость приобретают факторы среды государственного регулирования. Наиболее существенными методами прямого воздействия на поступательное развитие российского бизнеса являются:
- прямое бюджетное финансирование;
- выполнение государственного заказа;
- квотирование и лицензирование продукции;
- целевые программы в области рационального использования природных богатств, охраны окружающей среды, производства новейших товаров и услуг[26].
Методы косвенного государственного регулирования направлены на использование гибких рычагов кредитно-денежной политики, установление налоговых льгот для важнейших отраслей с социальной ориентацией, таможенной политики в части использования лицензий, квот, пошлин и привлечения выгодных инвестиций.
Маркетинговая информационная среда — исходная база для выполнения маркетинговых исследований, разработки стратегии и тактики поведения фирмы на рынке, корректировки планово-управленческих решений для получения намеченных результатов. В современных условиях появления новых информационных технологий, необходимости формирования позитивного общественного мнения значимость этой среды резко усилилась. Для каждой компании стало чрезвычайно важным сформировать собственную корпоративную маркетинговую информационную систему, которая направлена на обоснование рыночного присутствия (формирование целевого рынка сбыта); выгодные каналы распределения с учетом уровня конкуренции и стоимости услуг посредников; создание информационной обеспеченности основных блоков управления маркетингом.
К естественному фактору относятся разнообразные стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, ураганы; экологические катастрофы, которые охватывают гео-, гидро-, био-и атмосферу планеты Земля. Этот фактор является фактором риска для любой организации, а его действие может оказаться для нее катастрофической. Указанный фактор включает также наличие в регионе расположения предприятия природных богатств, определенных природно-климатических условий и т.д.
Международный фактор особое значение приобретает для предприятий, деятельность которых связана с перевозкой грузов в зарубежных странах.
Общим признаком всех внешних факторов непрямого действия является то, что организация в большинстве случаев не может оказывать на них влияние. Реакцией на проявление этих факторов может быть или адаптация (приспособление) к ним или уклонение от них.
В процессе своего функционирования любое предприятие должно не только учитывать воздействие внешней среды, но и использовать все имеющиеся возможности своего дальнейшего развития, реализуя для этой цели те или иные пути, большое многообразие которых принято объединять в две большие группы: экстенсивные и интенсивные пути (факторы) развития предприятия. Несколько слов о применяемых здесь терминах. Довольно часто в литературе по отношению к предприятию употребляется термины «экономическое развитие», «экономический рост», «техническое развитие», «социальное развитие» и т.д. Представляется, что во многом эти понятия схожи, но между ними, безусловно, есть свои отличия, подчеркивающие тот или иной аспект развития предприятия. В данном случае под термином «развитие предприятия» предполагается его комплексное, системное и всестороннее социально-экономическое и техническое развитие предприятия. Правомерность использования такого термина («развитие предприятия») обусловлена теснейшей взаимосвязью и взаимозависимостью экономических, технических, социальных, экологических и других аспектов деятельности предприятия, поскольку экономическое развитие является, как правило, следствием (а в последующем — фактором) технического развития, социальное воздействие предприятия возможно при непременном экономическом его развитии, наконец, экологическое развитие практически невозможно без технологического развития. Исходя из этого, применяемый в данном разделе термин «развитие предприятия» характеризует его всестороннее, комплексное развитие.
Понятие «путь» в данном случае рассматривается как одно из возможных направлений развития предприятия, а «фактор» — как условие, некая предпосылка, реализация которой обеспечит развитие предприятия по экстенсивному или интенсивному пути. Поэтому все факторы, способствующие развитию предприятия принято дифференцировать на экстенсивные и интенсивные.
Термин «экстенсивное развитие» подразумевает развитие предприятия, осуществляемое исключительно за счет количественного увеличения (дополнительного привлечения) основных факторов производства. Экстенсивный путь развития предприятия, предполагает расширение производства на основе вовлечения в него дополнительного объема экономических ресурсов: живого труда, основных производственных фондов и оборотных средств. При этом технико-технологическая база производства остается неизменной. Конечным результатом экстенсивного пути развития является рост объемов производства и более полное удовлетворение рыночного спроса на этой основе, что может обеспечить конкретному предприятию увеличение массы получаемой прибыли. Однако роста экономических показателей, характеризующих экономическую эффективность (себестоимость и рентабельность продукции, производительность труда, уровень фондоотдачи и т.д.), практически не происходит. Экстенсивное развитие предприятия обеспечивает расширенное воспроизводство при расширении поля производства. Следовательно, основными факторами экстенсивного развития предприятия выступают:
• вовлечение в производство дополнительного числа рабочих;
• расширение производства продукции за счет строительства и ввода в действие новых производственных объектов;
• расширение используемых земельных площадей;
• дополнительное вовлечение в производственный оборот материально-сырьевых и топливно-энергетических природных ресурсов.
При наличии безусловных недостатков, присущих экстенсивному пути производства, тем не менее, нельзя не отметить, что, во-первых, на начальных этапах общественного производства это был практически единственный путь удовлетворения все возрастающих потребностей, а во-вторых, использование экстенсивных факторов роста обеспечивает получение так называемых побочных эффектов в виде: все более широкого вовлечения в производство свободных трудовых ресурсов, что приводит к снижению уровня безработицы; повышения эффективности использования всей инфраструктуры действующих предприятий в случае расширения производства (строительство в составе предприятия новых цехов, участков, технологических линий на той же технической основе); улучшения финансового состояния предприятия вследствие получения дополнительной суммы прибыли от расширения производства и др. Поэтому экстенсивный путь развития нельзя признать ошибочным или вредным, он выполнил свою историческую роль, обеспечив существенное развитие экономики, и подготовил основу для реализации нового типа производства — интенсивного.
Интенсивные факторы обеспечивают интенсивный путь развития, основанный на применении более эффективных орудий и предметов труда, более совершенных форм организации труда и технологических процессов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса, наиболее полном и эффективном использовании всех факторов. Переход к интенсивному пути развития обусловлен, прежде всего, тем, что возможности экстенсивного развития, предусматривающего увеличение объемов производства за счет чисто количественного роста применяемых элементов производства в границах качественной независимости, практически исчерпаны. Уровень эффективности использования накопленного производственного потенциала, созданного преимущественно на этапе экстенсивного пути развития, стал снижаться.
Вся совокупность факторов интенсивного развития может быть дифференцирована на следующие группы:
- технико-технологические;
- организационно-управленческие;
- социально-экономические;
- экологические.
Важнейшими с точки зрения достижения положительных результатов интенсивного развития являются факторы, входящие в первую группу. Сущность, природа и механизм влияния этих факторов на масштабы, и темпы развития предприятия могут быть раскрыты их краткой характеристикой. В первую очередь необходимо отметить, что воздействие этих факторов направлено на совершенствование применяемых средств производства, т.е. как на средства, так и на предметы труда. Постоянное развитие техники и совершенствование технологии производства, обеспечивающие повышение экономической эффективности использования важнейших факторов производства, достигаемое в результате увеличения отдачи с каждой единицы вложенных в них средств, является важнейшим условием (фактором) интенсивного развития предприятия. Применение более прогрессивного оборудования, механизация и автоматизация технологических процессов, использование качественных материально-сырьевых ресурсов являются наиболее значимыми факторами интенсивного развития предприятия, реализация которых возможна на основе использования самых современных достижений науки и техники.
Группа факторов, характеризующих организационно-управленческие условия интенсивного развития предприятия, имеют большое самостоятельное значение, поскольку новая техника и технология образуют потенциальные факторы интенсификации. Чтобы они стали реальностью, необходимо привести в действие организационные и управленческие факторы. Среди таких факторов необходимо назвать развитие таких форм организации производства, как концентрация, специализация, комбинирование, кооперирование и диверсификация, развитие организационной структуры предприятия, совершенствование процесса управления предприятием и его подразделениями. Именно они выступают важнейшими предпосылками реализации технико-технических факторов интенсификации производства, поскольку способствуют повышению уровня эффективности использования накопленного производственного потенциала, степени загрузки основных фондов, обеспечивают совершенствование их технологической структуры, благодаря чему возрастает степень использования исходного сырья, в том числе и в результате увеличения глубины его переработки, приводят к повышению производительности труда.
Социально-экономические факторы интенсификации представляют собой реальные предпосылки дальнейшего повышения эффективности использования в первую очередь живого труда. К ним относятся: совершенствование организации труда, повышение квалификации работающих, развитие системы оплаты и экономического стимулирования, все более полное удовлетворение жилищных и культурно-бытовых условий трудящихся, обеспечение их здравоохранения. Реализация перечисленных факторов обуславливает повышение выработки работающих, снижение текучести кадров, увеличение степени удовлетворенности трудовых коллективов условиями труда и его оплаты, что в свою очередь обеспечивает ликвидацию социальной напряженности и потерь рабочего времени в связи с забастовками, невыходами на работу и другими протестными действиями работающих.
Экологические факторы интенсификации производства в современных условиях играют одно из самых важных значений в развитии предприятия. Установленные законодательством ограничения по объемам загрязнения окружающей среды, выражающиеся в нормировании сбросов в водоемы, выбросов в атмосферу и размещении образующихся отходов производства, а также во взимании платы, как за нормативные, так и за сверхнормативные загрязнения окружающей среды, в определенной мере вынуждают предприятия сокращать их объемы, в том числе и за счет уменьшения объемов производства продукции. В группу экологических факторов интенсификации, реализация которых обеспечит повышение экологической эффективности производства и снизит воздействие указанных ограничений в процессе развития предприятия, входят:
- развитие очистных систем, обеспечивающих сокращение и даже ликвидацию выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы загрязняющих веществ;
- внедрение малоотходных технологий и организация безотходных производств;
- развитие процесса вовлечения в производственный оборот образующихся отходов.
Основным средством реализации всех охарактеризованных факторов интенсивного развития предприятия являются инновации, представляющие собой различного рода нововведения в технике, технологии, организации и управлении производством. Инновационная деятельность предприятия заключается в практическом использовании результатов научных исследований и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта либо способа (или метода) его производства.
Итак, для выполнения комплексной оценки факторов рыночной среды коммерческая фирма выполняет маркетинговые исследования.
Макросреда маркетинга должна учитывать:
- Экономические факторы, к которым относятся: покупательская способность, уровень безработицы, налогообложение, уровень инфляции, стоимость потребительской корзины, доступность кредита, уровень сбережений населения.