Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:57, аттестационная работа
Целью предприятия является получение доходов от результатов своей деятельности, и маркетинговые службы призваны обеспечить производство товаров, которые будут привлекательны для целевых рынков. Макросреда маркетинга предприятия влияет не только на микросреду нашего предприятия, но и на конкурентов, но оказать влияние на нее невозможно. Поэтому приходится эти факторы исследовать и учитывать в планировании работы производства. Получить достоверные сведения о макросреде возможно из вторичной информации – то есть из различного рода документов и публикаций, справочников, сети интернет, а также путем опросов покупателей, поставщиков и наблюдением за поведением конкурентов.
Введение
Глава 1. Влияние факторов макросреды на рыночную позицию и перспективы развития компании
1.1. Характеристика факторов макросреды
1.2. Методы исследования факторов макросреды
Глава 2 Влияние факторов макросреды на рыночную позицию транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
2.1. Краткая характеристика компании
2.2. Характеристика рынка контейнерных перевозок по железной дороге в России
2.3. Оценка влияния факторов макросреды на рыночную позицию транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
Глава 3. Перспективы развития транспортной компании на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
Заключение
Список использованной литературы
При анализе воздействия экономических факторов внешней среды (уровень инфляции, инвестиционный климат в транспортной отрасли, налогообложение, определенное для транспортных предприятий, цены на энергоресурсы, валовый региональный продукт, среднедушевые доходы населения) на функционирование рынка контейнерных перевозок .
Говоря о технологических факторах (новые технологии в производстве железнодорожных составов, спутниковые системы глобального позиционирования мониторинга транспорта, уровень государственного и отраслевого финансирования научно-технических исследований и разработок в области развития рынка контейнерных перевозок), в разрезе проводимого анализа, отметим:
1. В последние годы в области изготовления нового подвижного железнодорожного состава отмечается тенденция роста. Это выражается, прежде всего, в разработке новых концепций, новых методов производства в части улучшения потребительских свойств, повышения качества, соблюдения требований ГОСТов и правил, действующих на территории РФ в отношении железнодорожных составов.
Железнодорожные составы конструируются и оборудуются с учетом требований, предъявляемых по экономичности и безопасности, сохранению окружающей среды, что очень актуально, имеют современные салоны с повышенным уровнем комфорта, сочетают в себе такие качества как маневренность, скорость. Поскольку количество перевозимых грузов в контейнерах напрямую влияет на окупаемость. Кроме этого, применение в производстве железнодорожных составов новых перспективных современных материалов и технологий, делают его конкурентоспособным.
2. Спутниковые системы глобального позиционирования мониторинга транспорта. Речь идет об изменении коммуникационных технологий в области рынка контейнерных перевозок, предназначенных для:
- слежения, управления, контролинга подвижного состава;
- повышения эффективности использования транспортных средств;
- снижения риска возникновения нештатных ситуаций и оперативного реагирования на их возникновение;
- минимизации непроизводственных расходов и предотвращение убытков;
- повышения эффективности планирования маршрутов;
- оптимизации работы автотранспортных предприятий и т.д.
3. Уровень государственного и отраслевого финансирования научно-технических исследований и разработок в области рынка контейнерных перевозок. В данном направлении в августе 2001 года Правительство Российской Федерации одобрило федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России», к числу приоритетных задач, которой, в частности относятся: создание нормативного, методического, инвестиционного и научно-технического обеспечения процессов модернизации и функционирования подвижного состава, отвечающего современным требованиям рыночной экономики; совершенствование и усиление механизмов господдержки; осуществление комплекса мероприятий, которые должны обеспечить коренное улучшение технической основы и базы функционирования отрасли, повышение безопасности и улучшение экологических характеристик функционирования и т.д.
При оценке относительной значимости для транспортной инфраструктуры муниципалитета отдельных факторов внешней и внутренней среды автор опирался на метод профиля среды, суть которого заключается в:
- определении экспертным путем относительной важности для транспортной инфраструктуры рынка контейнерных перевозок каждого фактора внешней среды – его вес от 0 до 3: 3 - большая, 2 - умеренная, 1 - слабая;
- оценке в баллах степени влияния фактора на рынок контейнерных перевозок (от 0 до 3): 3 - сильное, 2 - умеренное, 1 - слабое, 0 - отсутствие влияния;
- направленности влияния (позитивное или негативное) которое присваивается экспертами в соответствии с выбранной шкалой (от -1 до +1): +1 - позитивная, -1 - негативная.
В результате произведения перечисленных выше всех трех экспертных оценок определяется интегральная оценка, отражающая степень важности влияния того или иного фактора (как положительного, так и отрицательного) на рынок контейнерных перевозок
Экспертами в нашем исследовании выступили руководящие сотрудники ОАО «РЖД» (7 человек) и сотрудники ОАО «ТрансКонтейнер» (3 человека).
Результаты оценок воздействия на рынок контейнерных перевозок факторов внешней среды представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Ранги, предложенные экспертами, при анализе факторов внешней среды на рынок контейнерных перевозок
Факторы внешней среды | Присвоенный ранг |
Положительные | |
инвестиционные | 7,15 |
социо-культурные | 4,1 |
технологические | 0,35 |
Отрицательные | |
организационные | -6,0 |
правовые | -2,0 |
экономические | -3,3 |
Как мы видим положительное воздействие на рынок контейнерных перевозок оказывают инвестиционные (7,15), социо-культурные (4,1) и техно-логические (0,35) факторы внешней среды. Однако при этом общее отрицательное воздействие наблюдается со стороны организационных (-6,0), правовых (-2,0) и экономических (-3,3) факторов.
Если рассматривать отдельные факторы, то среди факторов, оказывающих наиболее положительное влияние, можно назвать приобретение подвижного состава посредством лизинга, кредитных механизмов (6,0), изменение потребностей пользователей транспортных услуг (потребности в услугах высокого качества) (3,1), создание автоматизированной системы диспетчерского сопровождения «ГЛОНАСС» рынка контейнерных перевозок грузов (1,1), перемены в мобильности населения (1,19). Наиболее отрицательное влияние оказывает высокий уровень автомобилизации населения (-3,8).
Матрица SWOT-анализа ОАО «ТрансКонтейнер» представлена в табл. 2.7.
Таблица 2.7
Матрица SWOT-анализа ОАО «ТрансКонтейнер»
| Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
| 1. Большой опыт в организации оптовых продаж 2. Высокий уровень организации управленческого учета 3. Наличие высококвалифицированного персонала 4. Налаженная система поставок продукции и оборудования | 1. Недостаточный уровень клиентского сервиса 2. Недостаточный уровень развития каналов товародвижения 3. Средняя позиция в доле рынка 4. Европейский стиль руководства и структуры организации 5. Отсутствие системы стратегического планирования |
Возможности (О) | SO-стратегия | WO-стратегия |
1. Расширение рынка сбыта за счет старшего поколения 2. Изменение общественных стереотипов по отношению к рекламе 3. Увеличение покупательной способности населения
| 1. Расширение номенклатуры услуг по перевозке грузов в контейнерах 2. Развитие системы персональных продаж для оптовых покупателей по перевозке грузов в контейнерах | 1. Создание и распространение бесплатных рекламно-информационных материалов о деятельности организации 2. Создание единой службы маркетинга организации 3. Увеличение рыночной доли организации за счет создания новых товаров и завоевания новых сегментов рынка по перевозке грузов в контейнерах |
Угрозы (Т) | ST-стратегия | WT-стратегия |
1. Замедление темпов экономического развития 2. Увеличение налогового пресса 3. Рост цен на перевозку грузов в контейнерах 4. Развитие инновационных технологий | 1. Создание системы учета и снижения затрат 2. Применение инновационных разработок | 1. Расширение каналов товародвижения по перевозке грузов в контейнерах 2. Создание системы обратной связи с клиентами организации 3. Развитие технологий продаж и продвижения перевозок грузов в контейнерах |
На основании результатов матрицы SWOT-анализа были сформулированы недостатки в системе управления конкурентоспособностью ОАО «ТрансКонтейнер»:
– отсутствие единого методологического подхода к концепции управления конкурентоспособностью организации;
– ориентация руководства организации на устаревшие маркетинговые концепции «интенсификации коммерческих усилий» и «совершенствования производства»;
– отсутствие единой службы маркетинга и целенаправленной деятельности в области управления маркетинговой деятельностью в России и СНГ;
– отсутствие ясных и согласованных стратегических целей и планов организации и подразделений;
– недостаточная деятельность организации в области рекламы и стимулирования сбыта услуг по перевозке грузов в контейнерах;
– отсутствие налаженной системы «обратной» связи с покупателями препаратов;
– отсутствие единой политики в области развития торговых марок организации.
Нами было проведен анализ конкурентных преимуществ ОАО «ТрансКонтейнер» на основе SPACE-метода (таблица 2.8) для формирования стратегии развития.
Таблица 2.8
Конкурентные преимущества ОАО «ТрансКонтейнер»
Конкурентные преимущества |
| Оценка |
| ||||||
1.Доля бизнеса компании в отрасли | Сильное сокращение | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Сильный рост |
2.Изменение уровня персонала | Сильное сокращение | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Сильный рост |
3.Наполнение портфеля заказами | Неудовлетво- | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Удовлетво- |
4.Приверженность потребителей к продукции компании | Низкая | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Высокая |
5.Финансовое положение компании | Плохо | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Хорошее |
6.Состояние бизнеса у конкурентов | Хорошее | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Плохое |
7.Уровень деловых связей | Низкий | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Высокий |
КП = ∑ / 7 = 3,43
Далее были оценены факторы, определяющие стратегический потенциал компании (таблица 2.9).
Таблица 2.9
Стратегический потенциал ОАО «ТрансКонтейнер»
Показатели стратегического потенциала |
| Оценка |
| ||||||
1.Возможности выхода на новых клиентов | Сильно ограниченные | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Неограничен- ные |
2.Возможности определения и диагностики запросов потребителей препаратов | Низкие | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Высокие |
3.Научно–исследовательский потенциал | Низкий | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Высокий |
4.Внедренческий потенциал, возможности поддержки и сопровождения | Низкие | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Высокие |
5.Уровень исследования и экспертизы потребностей рынка | Неудовлет- ворительный | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Превосходный |
6.Уровень новизны идей и рекомендаций | Низкий | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Высокий |
7.Эффективность внедрения разработок | Низкая | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Высокая |
8.Организационно–методический уровень использования потенциала | Низкий |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Высокий |