Влияние факторов на прибыль организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 22:02, контрольная работа

Краткое описание

Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.
К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников.
Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров.

Файлы: 1 файл

Влияние факторов на прибыль.docx

— 26.59 Кб (Скачать)

Влияние факторов на прибыль

Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности  предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников.

Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров.

Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокращением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно.

Прибыль является синтетическим показателем, ее исследования должны носить системный характер. Это означает, что совокупность факторов, влияющих на прибыль, представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов. К подсистеме образующих факторов, от которых зависит формирование валовой прибыли, относятся валовой доход, прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества, сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям. Другую подсистему образуют взаимовлияющие факторы. На формирование прибыли от реализации товаров влияют те же факторы, что и на валовой доход и издержки обращения.

          Основными взаимовлияющими факторами  являются: объем продажи товаров, розничные цены на реализуемые  товары, издержки обращения, оборачиваемость  и состав оборотных средств (оборотного  капитала), фондовооруженность работников, налогоемкость предприятия, численность работников. К подсистеме взаимовлияющих факторов можно отнести элементы, которые традиционно не включаются при исчислении валовой (балансовой) прибыли, но фактически являются составляющими экономической прибыли. Это группа расходов предприятия, не учитываемых в издержках обращения, но относимых на прибыль, которая остается в распоряжении предприятия. Одним из факторов, снижающих величину экономической прибыли, является изъятие средств у предприятия за допущенные нарушения налогового законодательства.                    

          Разделив подсистему взаимовлияющих  факторов на отдельные элементы  показатели, можно выявить степень  влияния каждого из них на  прибыль на основе применения  методов и приемов экономико-математического  анализа. Сначала определяется степень  зависимости между каждым фактором  и прибылью, а затем оценивается  их комплексное влияние.

          Для выявления степени воздействия  того или иного взаимовлияющего  фактора на величину прибыли  можно применить метод комплексного  анализа экономической эффективности  хозяйственной деятельности. При  этом в совокупность взаимовлияющих  факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты и конечные результаты. Затраты возникают в ходе целенаправленного потребления ресурсов. Можно сказать, что ресурсы трансформируются через затраты в конечные результаты хозяйственной деятельности.

            При использовании метода комплексного  анализа исходят из того, что  рост значения любого взаимовлияющего  фактора должен вызвать адекватный  рост другого.

Развитие предприятия возможно при следующих необходимых условиях:

Тп > Тт > Ти > Тф > Тр                                                            формула 3

 

где Тп - темп роста прибыли;

Тт - темп роста товарооборота;

Ти - темп роста издержек обращения;

Тф - темп роста фондовооруженности работников;

Тр - темп роста численности работников. [10, c.42]

 

            Коэффициенты роста того или  иного показателя исчисляются  путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие предприятия  может характеризоваться не только  ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности  труда работников, увеличением капитала.

            Результаты факторного анализа  служат экономической основой  подготовки и принятия управленческих  решений, направленных на выбор  наиболее рационального пути  дальнейшего развития торгового  предприятия. По отношению валовой  и чистой прибыли ко всем  затратам, т.е. экономическим издержкам, можно определить, насколько валовой  доход покрывает расходы предприятия, т.е. эффективность осуществления  затрат.

            Снижение издержек обращения  в розничной торговле зависит  от сокращения затрат на оплату  труда и связанных с ними  отчислений на социальные нужды. Стимулирование труда работников  в зарубежной практике наряду  с повышением должностных окладов  осуществляется через так называемую  систему участия работников в  прибылях фирмы: работники приобретают  акции фирмы по льготным ценам, а затем получают по ним  соответствующие дивиденды. Работник  участвует не только в получении  прибыли, но и в распределении  убытка фирмы, который может возникнуть  в связи с изменениями рыночной  конъюнктуры, снижением спроса населения, сокращением производства товаров  и т.п.

             Предполагается, что отдача от  увеличения затрат на оплату  труда должна расти быстрее, чем  размер его оплаты. Фирма распределяет  ту или иную часть прибыли  не в форме наличных выплат, а в форме акций или переводит  ее на банковские счета работников. Средства, зачисленные на банковские  счета работников, образуют кредитный  фонд, который фирма пускает в  оборот, что в определенной мере  снижает потребность в заемных  средствах, при этом сокращаются  затраты на выплату процентов  по банковским кредитам.

             Величина прибыли зависит от  объемов спроса на товары и  их предложения. Трудности, возникающие  при продаже товаров в виду  снижения спроса на них, могут  привести к уменьшению как  валового дохода от реализации  товаров, так и валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса  и предложения на рынке выступают  цены. При низких ценах на товары  объем спроса на них больше, а при высоких меньше, поскольку  существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема  продаж норма прибыли растет, затем рост ее замедляется  и, наконец, она стабилизируется  или снижается, что зависит от  группы товаров. [42, c.72]

            Различная степень покупательского  спроса на те или иные товары определяет дифференциацию объемов их продажи, что в свою очередь приводит к коммерческому риску, проистекающему из-за сокращения жизненного цикла товаров. Продолжительность пребывания товара на рынке сейчас значительно сократилась в связи с постоянным обновлением потребительских свойств изделий. В настоящее время из пяти выходящих на рынок новинок четыре вскоре снимаются с производства, так как не находят спроса у потребителей.

            Объектом налогообложения предприятия  помимо прибыли являются расходы  на оплату труда работников, поэтому  прибыль и численность работников - взаимовлияющие факторы. Чем больше  численность занятых, тем больше  расходы на оплату труда и  соответственно больше налогов, исчисляемых от фактического  фонда оплаты труда, уплачивает  предприятие. В конечном счете  это приводит к росту финансовых  затрат (издержек обращения и  расходов, относимых на чистую  прибыль) и к уменьшению прибыли (валовой и чистой).

            Методика расчета влияния факторов  на прибыль от обычной деятельности  включает следующие шаги:

1. Расчет влияния фактора  «Выручка от продажи».

Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации — это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом

1.1. Расчет влияния фактора  «Цена»

1.2. Расчет влияния фактора  «количества проданной продукции (товаров)»

2. Расчет влияния фактора  «Себестоимость проданной продукции»

Здесь при анализе нужно быть внимательным, так как расходы — это факторы обратного влияния по отношению к прибыли.

3. Расчет влияния фактора  «Коммерческие расходы»

4. Расчет влияния фактора  «Управленческие расходы»

          Расчет влияния фактора «Управленческие  расходы»Остальные показатели — факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности и чрезвычайные — не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида. [25, c.122] (http://globalteka.ru/order/5765.html)

 

2.Факторы, влияющие на прибыль, и резервы ее увеличения

Прибыль — это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. она характеризует финансовый результат предпринима­тельской деятельности предприятий. Прибыль является показате­лем, который наиболее полно отражает эффективность производ­ства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

 

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятель­ности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее се­бестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, по­вышение эффективности использования производственных фон­дов, рост производительности труда.

 

К факторам, не зависящим от деятельности организаций, от­носятся изменения государственных регулируемых цен на реализу­емую продукцию, влияние природных, географических, транс­портных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

 

СЛЕДУЕТ учесть, что на прибыль от реализации ТП влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли пред­приятие получит от реализации продукции. Величина нереализо­ванной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести продукции больше, чем способно реализовать. Кроме того, в нереализованных остатках готовой про­дукции может возрасти удельный вес более рентабельных изде­лий, что повлечет суммарный рост этих остатков. В целях увеличения прибыли фирма должна предпринять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количе­ственном, так и в суммарном выражении.

 

Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конеч­ном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных усло­виях прямо пропорциональная.

 

Вторым, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации ТП, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реали­зации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот.

 

Фактором, напрямую определяющим величину прибыли пред­приятия от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зави­симости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.

 

Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реали­зации безусловно влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной про­дукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себесто­имости этой продукции), тем больше прибыли получит предпри­ятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли.

 

Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воз­действующие на объем прибыли от реализации ТП как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны яв­ляться предметом тщательного анализа, прежде всего со стороны фирмы.          Важная роль в системе экономических показателей эффектив­ности предпринимательской деятельности принадлежит показате­лю рентабельности.

 

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабель­ность — это относительный показатель интенсивности производ­ства, так как отражает уровень прибыльности относительно опре­деленной базы. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реа­лизации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

 

Рентабельность может исчисляться по-разному. В период, пред­шествовавший перестройке экономики России, широко приме­нялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производ­ственных фондов и материальных оборотных средств).

 

Учитывая, что данный показатель в прежних условиях хозяй­ствования был плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних. Однако, как показало время, постав­ленная цель не была достигнута. Тем не менее показатель рента­бельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уров­ня прибыльности, доходности.          

Информация о работе Влияние факторов на прибыль организации