Географические научные школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 20:54, творческая работа

Краткое описание

Под научной школой понимается - группа ученых во главе с ее лидером, основателем, объединяемых единым теоретическим и методологическим подходами и общими взглядами на сущность изучаемых явлений, владеющих сходными методами исследований.
Важнейшая черта научной школы - преемственность от учителя к ученику.

Файлы: 1 файл

география.pptx

— 573.71 Кб (Скачать)

Географические научные школы

 

Работу выполнила: студентка 1 курса, группы ЭПБ-11/2, Врублевская А.И

Под научной школой понимается - группа ученых во главе с ее лидером, основателем, объединяемых единым теоретическим и методологическим подходами и общими взглядами на сущность изучаемых явлений, владеющих сходными методами исследований.  
Важнейшая черта научной школы - преемственность от учителя к ученику. Научная школа - это широкое понятие. Школы могут существенно различаться по численности, форме единения (вокруг профессора в вузе, вокруг научного журнала, академической лаборатории, проблемного семинара), по времени существования, по значимости и масштабу решаемых проблем. 

 Ведущей силой развития науки являются ее творцы -ученые. Но роль и значение их значительно возрастают, когда они создают свою научную школу. "Особенно сильны, оригинальны, прогрессивны и перспективны те школы, которые возникли в переломные стадии развития науки и культуры и благодаря широте исследовательской программы, базисной концепции и многогранности поставленных проблем имеют междисциплинарный характер".

Научные школы делят:  
а) собственно научные школы, созданные выдающимися учеными (такой, достаточно общепризнанной, является школа В. В. Докучаева),  
б) университетские школы (например, географическая школа Д. Н. Анучина, сформировавшаяся в Московском университете, была в основном "учебной") в) национальные географические школы (примером здесь может служить французская географическая школа конца Х1Х-начала XX в.).

Во второй половине XIX в. в России складывается крупная географическая школа, во главе которой стоял П.П. Семенов Тян-Шанский. Эта школа была одной из величайших из когда-либо создававшихся в мире географических школ. Она насчитывала несколько тысяч исследователей, в том числе таких ученых мирового значения, как сам П.П. Семенов Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, В. И. Роборовский, Г. Н. Потанин, М. В. Певцов, В. А. Обручев, И. В. Мушкетов, А. П. Федченко, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.

 

 П.П. Семенов Тян-Шанский

С 1863 по 1897 годы П.П. Семенов Тян-Шанский стоял во главе государственной статистики России, и под его руководством был осуществлен ряд крупных обследований нашей страны. В это же время развивается земская статистика. В рассматриваемый период накапливается также материал по изучению природы нашей страны. Все это позволяет создать ряд крупных сводных географических работ, имевших важное значение для развития экономической географии. Среди них выделяются: «Географическо-статистический словарь Российской империи» (5 томов, 1863-1885 годы.), «Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России» (8 выпусков, 1880-1886 годы) и «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (11 томов, 1899-1913 годы). П.П. Семенов Тян-Шанский был редактором и автором части статей в указанных изданиях. Ему принадлежит также видное место в районировании дореволюционной России, использованном для статистики и многих экономических работ.

В конце XIX-начале XX века в России развивается целое созвездие географических научных школ: Д. Н. Анучин и его ученики Л. С. Берг и А.А. Борзов, деятельность которых особенно развернулась уже в советское время, В.В. Докучаев и несколько поколений его учеников, среди них В.И. Вернадский, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, Б.Б. Полынов, А.Е. Ферсман, А.И. Войеков. Многие выдающиеся географы в своих работах обращали огромное внимание на хозяйственное использование природных условий и ресурсов и тем самым внесли важнейший вклад в целостное развитие географической науки, что имеет принципиальное значение для экономической географии.

 

Д.Н. Анучин

 

В.В.Докучаев

Научная школа Василия Васильевича Докучаева (1846-1903) уникальна в географии не только по числу ее участников и количеству развиваемых направлений, но и потому, что Докучаев, никогда не числивший себя географом, объективно оказался основоположником одного из основных направлений современной географии - ландшафтоведения. Богатство плодотворных идей Докучаева столь велико, что его по праву причисляют к числу своих корифеев и почвоведы, и лесоводы, и ботаники, и геологи.

В советской географии значительное место занимает Николай Иванович Вавилов. Вообще, советская школа географии является преемницей анучинской школы. Ее развитием занимались ученики Анучина А. А. Борзов и Л. С. Берг. Их учение в основном относится к физической географии. Его хорошо дополнила географо-физическая школа Полынова Б. Б. Кроме того, в Советском Союзе развивались географо-гидрологическая школа В. Г. Глушкова и С. Д. Муравейского, океанологическая школа Ю. М. Шокальского и Н. Н. Зубова, биогеографическая школа В. Н. Сукачева и В. Б. Сочавы, а также экономико-географическая школа М. Н. Баранского и Н. Н. Колосовского.

 

Н.И.Вавилов

Среди иностранных исследователей географии следует выделить Оскара Пешеля, опубликовавшего книгу «Новые проблемы сравнительного землеведения как попытка морфологии земной поверхности». Вслед за Пешелем последовал Фердинанд Рихтгофен. В 1883 году Рихтгофен сформулировал свой взгляд на географию как на науку о различных явлениях, существующих во взаимодействии с ликом Земли, прежде всего с ее рельефом и другими сторонами природы. Он придавал особенно большое значение процессам формирования земной поверхности, прежде всего геологическим. Цель географии Рихтгофен видел в установлении взаимодействия человека с неорганической и органической природой земной поверхности. В одно время с ним жил и работал профессор Фридрих Ратцель, который заложил основы антропогеографии. Хотя это название и можно перевести как «география человека» и им, например, пользовался Д. Н. Анучин, но это не совсем точно. Антропогеография в понимании Ратцеля и его последователей, представлялась как применение к изучению размещения человека и его деятельности теоретических положений дарвинизма. В 1882-1891 годах Ратцель опубликовал 2 тома «Антропогеографии». Главная идея этого большого сочинения состоит в том, что существует много общего между группами животных и группами людей в их жизни, размещении, взаимодействии с окружающей природой: и те, и другие должны бороться за свое существование, чтобы уцелеть.  

Одним из самых видных иностранных географов того времени был Альфред Геттнер. Геттнера беспокоил теоретический разлад в географии, распадение на самостоятельные науки цикла общего землеведения, потеря целостности географии. Он попытался заняться обоснованием такой географии, которая бы не расплывалась в разные стороны, не разменивалась бы на частности, не захватывалась бы другими науками и имела бы сущность, относящуюся только к географии и ни к какой другой науке. В основу своей теоретической концепции он положил старые идеи Риттера о «заполнении пространства». Сущность географии, считал Геттнер, заключается в применении пространственного метода исследования. Его итоговое определение географии звучит так: «наука о пространствах земной поверхности по их вещественному наполнению». И еще: «рассматривать вещи и процессы с хорологической2 точки зрения – это значит принимать их не как таковые и не в их развитии во времени, как в наполнении пространства». 
Среди ненемецких географов выделялся знаменитый французский географ Видаль де ла Блаш, который возглавлял кафедру географии в Сорбонне. Видаль заложил основы так называемого поссибилизма, то есть теории отбора человеком таких возможностей природы, которые соответствуют его способу жизни.

Среди ненемецких географов выделялся знаменитый французский географ Видаль де ла Блаш, который возглавлял кафедру географии в Сорбонне. Видаль заложил основы так называемого поссибилизма, то есть теории отбора человеком таких возможностей природы, которые соответствуют его способу жизни.


Информация о работе Географические научные школы