Теоретическое понятие анализа и диагностики эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы – анализ финансовых результатов от продаж продукции и рентабельности продаж организации ОАО «Бакалымолоко».
Задачи написания работы:
- определение понятия, видов и классификации издержек предприятия, методов управления затратами;
- анализ динамики основных технико-экономических показателей предприятия;

Оглавление

Аннотация…………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………….……………………....3
Глава 1. Теоретическое понятие анализа и диагностики эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия………………………....4
1.1. Финансовое состояние предприятий……………………………….5
1.2. Этапы анализа финансового состояния организации……………..6
1.3. Оценка и анализ экономического потенциала организации…….8
1.3.1. Оценка имущественного положения……………………………8
1.3.2. Оценка финансового положения…………………………….…..9
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Бакалымолоко»…………………………………………………………………14
2.1. Краткая характеристика предприятия и работники……………14
2.2. Экономическое производство………………………...…………16
2.3. Организационный план…………………………………………..17
Глава 3. Анализ финансовых результатов от продаж продукции и рентабельности продаж организации ОАО «Бакалымолоко»………………..22
3.1. Анализ себестоимости производимой продукции предприятия….22
3.2. Факторный анализ себестоимости отдельных видов продукции…28
3.3. Расчет прибыли и рентабельности……………………………...…35
3.4. Анализ финансового состояния…………………………………...36
Заключение……...………………………………………………………...43
Библиографический список………………………………………………47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АФХД.doc

— 620.50 Кб (Скачать)

     3.1. Анализ себестоимости производимой продукции предприятия

 

     Для практического использования в  системе управления формированием  затрат и издержек целесообразно выделить и рассмотреть классификацию затрат с учетом вида расходов – по статьям калькуляции и элементам затрат.

     Анализ  себестоимости продукции по статьям  и элементам затрат осуществляется сравнением сумм по статьям затрат за ряд лет и определением сумм отклонений в абсолютных и относительных показателях. На основании таких данных можно сделать вывод об имеющихся тенденциях, сложившихся на данном предприятии.

     В отличие от статей калькуляции, группировка  которых носит рекомендательный характер, затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по общепринятым элементам.

     При анализе сметы затрат на производство устанавливается пропорция, в которой  суммарные затраты распределяются между предметами труда, средствами труда и затратами на оплату живого труда. В результате дается оценка характера производства (материалоемкое, фондоемкое, трудоемкое) и отсюда определяются важнейшие направления поиска резервов снижения себестоимости продукции.

     Для анализа по данным отчета о затратах на производство ОАО «Бакалымолоко» (форма №5-З «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции») составляются аналитические таблицы.

     Произведем  анализ себестоимости по элементам  затрат по ОАО «Бакалымолоко» (табл. 5).

 

Таблица 5. Анализ себестоимости по элементам затрат ОАО «Баклымолоко» за 2007-2009 гг.

Элемент затрат Сумма, тыс. р. Структура затрат,%
2007 2008 2009 Отклонения 2007 2008 2009 Отклонения
2008 от 2007 2009 от 2008 2008 от 2007 2009 от 2008
Материальные  затраты 8496 13221 10298 4725 -2923 86,5 85,0 78,2 1,5 6,8
Заработная  плата 330 750 1049 420 299 3,4 4,8 8,0 1,4 3,2
Отчисления  в фонды 127 303 386 176 83 1,3 1,9 2,9 0,6 1,0
Амортизация основных средств 115 140 203 25 63 1,2 0,9 1,5 0,3 0,6
Прочие  затраты 750 1142 1241 392 99 7,6 7,3 9,4 0,3 2,1
Полная  себестоимость 9818 15556 13177 5738 2379 100 100 100 - -
 

     Как видно из таблицы, в 2008 году произошло увеличение себестоимости продукции предприятия на 5738 тыс. р. по сравнению с 2007 годом в связи с ростом объема выпуска продукции. В целом себестоимость продукции в 2008 году увеличилась на 58% в сравнении с 2007 годом.

     По  сравнению с 2008 годом себестоимость продукции в 2009 году увеличилась на 18%, это произошло в результате уменьшения материальных затрат на производство продукции.

       Как свидетельствуют данные таблицы  основными элементами себестоимости  являются материальные затраты и  прочие затраты. Материальные затраты  в анализируемом периоде составили: 2007 год - 86,5%, 2008 год - 85%, 2009 год - 78%. В составе материальных затрат основную долю составляет сырье, то есть молоко, закупаемое у сельскохозяйственных производителей и у населения.

       Наглядно  изменение структуры затрат предприятия за 2009 год представлено графически (рис. 1). 

Рис. 1. Структура себестоимости продукции предприятия за 2009 год

 

     Структура элементов затрат, свидетельствует, что производство ОАО «Бакалымолоко» очень материалоемкое. Наибольший удельный вес в структуре себестоимости составляют материальные затраты, причем в 2009 году они снизились на 6,8%, что связано с уменьшением объема производства завода.

     Анализ  данных таблицы показывает, что в  структуре элементов затрат на производство произошли значительные изменения. В 2009 г. увеличилась доля прочих затрат, также возрос удельный вес затрат на заработную плату, амортизация основных фондов. Доля прочих расходов велика из-за большого веса в них таких расходов как содержание помещений, аренда оборудования, налога на землю, содержание охраны.

     Удельный вес заработной платы в структуре затрат увеличился за 2007-2009 гг. на 4,6%. Доли амортизационных отчислений и прочих затрат в структуре себестоимости в 2009 году возросли соответственно на 0,6% и на 2,1% по сравнению с 2007 годом.

     Важный  обобщающий показатель себестоимости  продукции – затраты на рубль  продукции, который выгоден тем, что очень универсальный: может  рассчитываться в любой отрасли  производства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к себестоимости произведенной продукции в действующих ценах.

     В системе показателей экономической  эффективности производства анализируются такие показатели, как производство продукции на 1 рубль затрат, а также снижение затрат на 1 рубль реализованной продукции (табл. 6.).

Таблица 6. Анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп  роста,%
2008 г. к 2007 г. 2009 г. к 2008 г.
  Объем производства продукции,  тыс.р. 13995 19798 21877 141,5 110,5
Объем реализованной продукции, работ, услуг, тыс. р. 13650 19310 21338 141,2 110,2
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, тыс. р. 12694 16258 18728 128,1 115,2
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, работ, услуг, коп. 93,2 84,0 88,4 90,1 105,2
Затраты на 1 рубль произведенной продукции, работ, услуг, коп. 90,7 82,1 85,6 90,2 104,3
 

     По  данным табл. 6 видно, что в течение анализируемого периода наблюдается рост себестоимости работ, однако темп роста себестоимости намного меньше темпа роста выполненных и реализованных работ.

     В 2008 году наблюдаем снижение затрат на рубль реализованной и произведенной продукции в силу превышающего темпа роста объемов производства и реализации работ над темпом роста себестоимости продукции.

     Причем  темп роста показателей 2009 года по отношению к предыдущему составил: себестоимости 115,2%, объема реализованной продукции 110,2%. В данном случае имеем ухудшение показателей в отчетном году по сравнению с прошлым годом.

     Следовательно, вывод следующий – имеется  ухудшение соотношения показателей  себестоимости и объема работ в течение 2009 периода. При дальнейшем совершенствовании хозяйственной деятельности предприятия, оно сможет выйти на уровень 2008 года, а затем постепенно и улучшить данные показатели.

     В итоге затраты на 1 рубль произведенных работ за период 2007-2009 гг. уменьшились на 5,1 коп. В то же время в 2009 году по отношению к прошлому году затраты на 1 р. работ возросли на 3,5 коп.

       Данные  табл. 3.2 говорят о том, что себестоимость  затрат на 1 рубль произведенной  продукции сложилась ниже уровня 2007 года на 5,6% и составила в 2008 году 0,82 р. против 0,90 р., и выше уровня 2008 года на 4,2% и составила в 2009 году 0,86 р. Таким образом, на протяжении анализируемого периода себестоимость на 1 рубль произведенной продукции имеет тенденцию к уменьшению благодаря опережающему росту доходов над ростом затрат.

       Далее произведем факторный анализ изменения суммы затрат на рубль товарной продукции.

     Товарная  продукция по двум видам товаров  определяется по формуле:

      , (3.1)

     где – объем производства масла;

       – объем производства сметаны;

       – цена масла за 1 кг;

       – цена сметаны за 1 кг. 

Таблица 7. Факторный анализ товарной продукции за 2007–2008 гг.

Показатель Объем производства Структура Цена Решение
ТП  план План План План 126,0 * 56 + 25,2 * 27 = 7736,4
ТП  усл.1 Факт План План 126,0 * 56 + 25,2 * 27 * 0,95 = 7349,6
ТП  усл.2 Факт Факт План 116,8 * 56 + 26,7 * 27 = 7261,7
ТП  факт Факт Факт Факт 116,8 * 60 + 26,7 * 30 = 7809,0
Изменение -386,8 -787,9 547,3 72,6
 

     Общее изменение товарной продукции за 2008 год на 72,6 тыс. р. произошло под влиянием следующих факторов:

  • сокращение объема производства на –386,8 тыс. р.;
  • изменение структуры производства –787,9 тыс. р.;
  • повышение цени на продукцию 547,3 тыс. р.
 

Таблица 8. Факторный анализ товарной продукции за 2008–2009 гг.

Показатель Объем производства Структура Цена Решение
ТП  план План План План 116,8 * 60 + 26,7 * 30 = 7809,0
ТП  усл.1 Факт План План 116,8 * 60 + 26,7 * 30 * 1,12 = 8746,1
ТП  усл.2 Факт Факт План 131,7 * 60 + 29,5 * 30 = 8787,0
ТП  факт Факт Факт Факт 131,7 * 62 + 29,5 * 32 = 9109,4
Изменение 937,1 40,9 322,4 1300,4
 

     Общее изменение товарной продукции за 2009 год на 1300,4 тыс. р. произошло под влиянием следующих факторов:

  • увеличение объема производства на 937,1 тыс. р.;
  • изменение структуры производства 40,9 тыс. р.;
  • повышение цен на продукцию 322,4 тыс. р.

     3.2 Факторный анализ  себестоимости отдельных  видов продукции

 

     По  важнейшим видам продукции  проводят более глубокий анализ себестоимости и причин ее изменений.

     Анализ  начинают с изучения динамики и выполнения плана по производству каждого вида продукции с разбивкой себестоимости на переменные и постоянные расходы.

Таблица 9. Анализ динамики и структуры себестоимости основных видов продукции

Информация о работе Теоретическое понятие анализа и диагностики эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия