Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:52, курсовая работа
Основная цель работы – анализ финансовых результатов от продаж продукции и рентабельности продаж организации ОАО «Бакалымолоко».
Задачи написания работы:
- определение понятия, видов и классификации издержек предприятия, методов управления затратами;
- анализ динамики основных технико-экономических показателей предприятия;
Аннотация…………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………….……………………....3
Глава 1. Теоретическое понятие анализа и диагностики эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия………………………....4
1.1. Финансовое состояние предприятий……………………………….5
1.2. Этапы анализа финансового состояния организации……………..6
1.3. Оценка и анализ экономического потенциала организации…….8
1.3.1. Оценка имущественного положения……………………………8
1.3.2. Оценка финансового положения…………………………….…..9
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Бакалымолоко»…………………………………………………………………14
2.1. Краткая характеристика предприятия и работники……………14
2.2. Экономическое производство………………………...…………16
2.3. Организационный план…………………………………………..17
Глава 3. Анализ финансовых результатов от продаж продукции и рентабельности продаж организации ОАО «Бакалымолоко»………………..22
3.1. Анализ себестоимости производимой продукции предприятия….22
3.2. Факторный анализ себестоимости отдельных видов продукции…28
3.3. Расчет прибыли и рентабельности……………………………...…35
3.4. Анализ финансового состояния…………………………………...36
Заключение……...………………………………………………………...43
Библиографический список………………………………………………47
Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами.
Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Очевидно,
что ликвидность и
Величина собственных оборотных средств. Характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия его текущих активов (т.е. активов, имеющих оборачиваемость менее одного года). Это расчетный показатель, зависящий как от структуры активов, так и от структуры источников средств. Показатель имеет особо важное значение для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью и другими посредническими операциями. При прочих равных условиях рост этого показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Основным и постоянным источником увеличения собственных средств является прибыль. Следует различать «оборотные средства» и «собственные оборотные средства». Первый показатель характеризует активы предприятия (II раздел актива баланса), второй — источники средств, а именно часть собственного капитала предприятия, рассматриваемую как источник покрытия текущих активов. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами. Возможна ситуация, когда величина текущих обязательств превышает величину текущих активов. Финансовое положение предприятия в этом случае рассматривается как неустойчивое; требуются немедленные меры по его исправлению.
Маневренность функционирующего капитала. Характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Приемлемое ориентировочное значение показателя устанавливается предприятием самостоятельно и зависит, например, от того, насколько высока его ежедневная потребность в свободных денежных ресурсах.
Коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере теоретически). Значение показателя можно варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В западной учетно-аналитической практике приводится нижнее критическое значение показателя - 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.
Коэффициент быстрой ликвидности. Показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов. Из расчета исключается наименее ликвидная их часть - производственные запасы. Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению.
Ориентировочное нижнее значение показателя - 1; однако эта оценка также носит условный характер. Анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание на факторы, обусловившие его изменение. Так, если рост коэффициента быстрой ликвидности был связан в основном с ростом. неоправданной дебиторской задолженности, то это не может характеризовать деятельность предприятия с положительной стороны.
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия и показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендуемая нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе, - 0,2. Поскольку разработка отраслевых нормативов этих коэффициентов - дело будущего, на практике желательно проводить анализ динамики данных показателей, дополняя его сравнительным анализом доступных данных по предприятиям, имеющим аналогичную ориентацию своей хозяйственной деятельности.
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов. Характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Традиционно имеет большое значение в анализе финансового состояния предприятий торговли; рекомендуемая нижняя граница показателя в этом случае - 50%.
Не существует каких-то единых нормативных критериев для рассмотренных показателей. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и др. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате сопоставления по группам.
Однако возможны и отклонения от этой идеальной зависимости, причем не всегда их следует рассматривать как негативные, такими причинами являются: освоение новых перспектив направления приложения капитала, реконструкция и модернизация действующих производств и т.п. Эта деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовых ресурсов, которые по большей части не дают быстрой выгоды, но в перспективе могут полностью окупиться.
Для реализации второго направления могут быть рассчитаны различные показатели, характеризующие эффективность использования, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основные из них - выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного цикла, оборачиваемость авансированного капитала.
При анализе оборачиваемости оборотных средств особое внимание должно уделяться производственным запасам и дебиторской задолженности. Чем меньше омертвляются финансовые ресурсы в этих активах, тем более эффективно они используются, быстрее оборачиваются, приносят предприятию все новые и новые прибыли.
Оборачиваемость оценивают, сопоставляя показатели средних остатков оборотных активов и их оборотов за анализируемый период. Оборотами при оценке и анализе оборачиваемости являются:
- для производственных запасов – затраты на производство реализованной продукции;
-
для дебиторской задолженности – реализация
продукции по безналичному расчету (поскольку
этот показатель не отражается в отчетности
и может быть выявлен по данным бухгалтерского
учета, на практике его нередко заменяют
показателем выручки от реализации).
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Бакалымолоко»
ОАО «Бакалымолоко» на протяжении многих лет стабильно входит в группу лидеров среди перерабатывающих предприятий Башкортостана. Выпускает 14 наименований молочной продукции, в том числе сыр голландский, который пользуется спросом не только в республике, но далеко за ее пределами. Заводчане поставляют его в Москву, Самарскую, Челябинскую, Свердловскую области и другие регионы России. Изготавливаемый в Бакалах сыр голландский стал лауреатом республиканского конкурса «100 лучших товаров республики» и вошел в число лучших 100 товаров России. Наград, в том числе медалей высокой пробы, удостаивалась продукция завода на Всероссийских смотрах-конкурсах и выставках в разные годы.
Растет не только качество, но и количество «золотого» бакалинского сыра. В прошлом году его выработано 788 тонн, на 47 тонн больше, чем в 2006 году. По итогам 2007 года объем промышленной продукции составил 71 млн. 642 тыс.рублей. Залог успешной деятельности завода – это молоко. За последние 5 лет заготовка сырья увеличилась в полтора раза. Основные поставщики – сельхозпредприятия района, ООО «Партнер», а также личные подсобные хозяйства.
За последние годы на заводе произошло много перемен. Провели модернизацию молокофасовочного автомата, установили линию по выработке плавленого колбасного сыра, приобрели автомобиль «Газель», молоковозы. Работа в этом направлении продолжается. Главной задачей заводчан является – увеличение заготовок молока, рост производства и качества продукции.
Четко контролирует качество сырья и готовой продукции заводская лаборатория, которой заведует Ольга Белова. Здесь трудятся опытные, квалифицированные специалисты Раиса Хабибуллина, Альфия Гимаева, Тамара Митрофанова и другие.
Добросовестно выполняют свои обязанности приемщицы молока Зиляра Ахметшина, Анастасия Шамыкаева, аппаратчицы Фаягуль Кабирова, Клавдия Акбатырова. Всю душу вкладывают в дело главные кудесники – сыровары Ляйсира Харисова, Людмила Петрова, Лариса Тимербулатова. 2-2,5 тыс. головок сыра проходят за сезон ежедневно через руки прессовщиц, формовщиц Зифы Ахметшиной, Любови Семирановой, Надежды Коноваловой, Эльзы Мухаметгалиевой, Любови Жижиной, Галины Дойниковой. Несмотря на большое физическое напряжение, они работают увлеченно, красиво. Спустя полтора месяца готовый сыр отгружает бригада сырохранилища во главе с Розой Нугумановой.
Цельномолочная продукция, как и сыр пользуются в районе большим спросом. Кефир, катык, сметана, сливки, творог приобретают специфический привлекательный вид, вкус и аромат благодаря опыту, знаниям, мастерству, стараниям Галины Шаймуратовой, Хатиры Назиповой, Ларисы Балтаевой.
Работоспособность завода во многом зависит от механической службы, которая включает в себя компрессорную, слесарные мастерские. Зимний период – это горячая пора ремонта технологического оборудования , подготовки завода к сезону большого молока. Эту работу качественно выполняют слесари Иван Дойников, Руслан Аптикаев, машинист Владимир Ташев, слесарь котельной Иван Леонтьев, строительная бригада.
80% закупленного молока доставляется на завод своим транспортом. Не допуская срывов вывозке сырья, оптимальную работу молоковозов организует диспетчер Л.Сархантеева. Общий пробег молоковозов за минувший год составил 536 тыс. км, при этом на завод доставлено 8987 тонн молока. Самая большая выработка у шоферов Салавата Зиганшина, Фидрата Гимаева, Мукамиля Шангареева, Рашата Садриева. Зарекомендовали себя надежными водителями Наиль Гимаев, Алексей Трунин, Виктор Кустов, отец и сын Хасаншины. Круглый год обеспечивал бесперебойную доставку работников на предприятие водитель автобуса Сергей Лобанов. Алмаз Валиуллин по 3-4 раза в неделю выезжает в Уфу на автомашине «Газель», вывозя сыр на реализацию. Словом, как и в любом деле, в переработке молока, производстве молочной продукции, успех дела решают люди, их мастерство, знания, опыт, старание, и ответственное отношение к делу.
Экономическая эффективность производства молока характеризуется системой показателей, основные из которых — надой молока на 1 корову, выход телят на 100 коров, расход кормов на 1 ц молока, затраты труда на 1 ц продукции (трудоемкость), себестоимость единицы продукции, прибыль от реализации молока, уровень рентабельности производства.
О значимости ОАО «Бакалымолоко» для района можно судить по сумме перечисленных в прошлом году налогов и сборов – 11 мил. 642 тыс.рублей. предприятие спонсирует все крупные мероприятия, проводимые в районе. А самое главное – деловыми отношениями с ним связаны все сельскохозтоваров – производители района также многие сотни владельцев личных подсобных хозяйств. Достаточно сказать, что населению только через ООО «Партнер» в прошлом году выплачено за сданное молоко 32млн.168тыс. рублей. Одним словом, стабильная ритмичная работа ОАО «Бакалымолоко» - это большое благо для всего района, а не только для 130 работников предприятия.
Рост производства сыра обеспечивает в первую очередь увеличение закупок молока. В минувшем году на сырзавод поступило 12723 тонны молока, что на 12% больше, чем 2007 году. Самый высокий объем поставок молока из СПК «Якты чишма» - 999 тонн, «Звезда» - 623 тонны. На 93 тонны больше, чем в предыдущем году, а всего 559 тонн этой продукции реализовало ООО «Умирово». Существенно увеличили продажу молока СПК «Дружба», ООО «Восход», «Чишма», «Михайловское», «Искра-транс».Однако в целом сельхозпредприятия несколько уменьшили поставку молока на сырзавод. К сожалению, эта тенденция сохраняется уже несколько лет.
А вот закуп молока от населения увеличивается из года в год. В минувшем году ООО «Партнер» заготовило в личных подсобных хозяйствах 3119 тонн молока. 825 тонн закупили этой продукции от населения ПО «Бакалы» и МУТП «Юлдаш». Сельхозпредприятия поставили на завод молоко со средней жирностью 3,8 % при базисной норме 3,4 %. Первым сортом принято 95 % этой продукции, вторым – 3 %, несортовым – 2% . Эти показатели могли быть и лучше, если бы молоко поступало на завод в охлажденном виде. Работа по обеспечению высококачественной продукции начинается с постоянного взаимодействия с хозяйствами. Работники лаборатории постоянно выезжают на фермы, чтобы на местах решить проблемы с качеством молока. И это дает свои результаты, качество продукции улучшается. Об этом свидетельствует востребованность ее на рынке, подобной импортной и отечественной продукцией. Покупатели предпочитают свое молоко, натуральное.