Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

С приходом в Россию рыночной экономики предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность.

Файлы: 1 файл

ахд.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Введение

С приходом в  Россию рыночной экономики предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность.

Переход к рыночной экономике требует от предприятий  повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции  и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится  комплексному экономическому анализу деятельности предприятий. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Значительной  частью данного анализа выступает  оценка затрат на 1 рубль продукции, которая является основой всего  анализа затрат. К тому же оценка затрат на 1 рубль продукции поможет найти определенные резервы их снижения, а значит, и повышения показателя прибыли. Поэтому данная тема крайне актуальна независимо от политической системы общества, отрасли рассматриваемого предприятия и так далее.

Все вышесказанное  будет доказано в данной курсовой работе на примере ОАО «Молоко Бурятии», которое занимается производством молока и молочной продукции на территории республики Бурятия.

 

Глава 1. Цели, задачи, источники анализа затрат на производство. Классификация затрат

1.1. Классификация затрат и ее использование в процессе формирования затрат и управления предприятием

В экономической  литературе и нормативных документах применяются такие понятия как  «издержки», «расходы», «затраты». Следует  отметить, что некоторые авторы считают эти термины различными, а другие – синонимами.

Термин «издержки» применяется, как правило, в экономической  теории. Они включают в себя как  явные (бухгалтерские), так и вмененные (альтернативные) издержки. Явные (бухгалтерские) издержки - это выраженные в денежной форме траты предприятия, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров, работ или услуг. Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д. Поэтому под затратами целесообразно понимать явные (бухгалтерские, фактические, расчетные) издержки предприятия.

Термин расходы означает уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы являются использованием сырья, материалов, услуг сторонних организаций и т.д. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат - расходы. На таком понимании указанных терминов ориентирует международный стандарт.

Отсюда, можно сказать, что понятия «издержки», «затраты», «расходы» прямыми синонимами не являются. Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель, как себестоимость продукции. От уровня себестоимости продукции зависят: объем прибыли и уровень показателей рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем выше эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.

Себестоимость продукции является объективной  экономической категорией, однако состав затрат, включаемых в себестоимость продукции в настоящее время регулируется государством.

Важным моментом в управлении предприятием является процесс принятия решений, в ходе которого определяются тактика и  стратегия развития предприятия. При  этом прежде всего имеет значение подразделение затрат на явные и неявные (альтернативные). Явные затраты - это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности. Затраты, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду. Когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы неограниченны, вмененные затраты равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.

В зависимости  от специфики принимаемых решений  затраты целесообразно подразделять на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время вмененные затраты (упущенная выгода) адекватны для принятия управленческих решений.

На результаты принимаемых решений существенное влияние может оказать деление  затрат на эффективные и неэффективные. Эффективные затраты - это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные затраты - это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты - это потери на производстве, к которым относятся потери от брака, простоев, недостачи и порчи товарно-материальных ценностей и др. Выделение неэффективных затрат позволяет не допустить проникновения потерь в планировании и нормировании.

Для минимизации затрат на единицу выпускаемой продукции, необходимо сделать так, чтобы принимаемые решения были ориентированы на снижение затрат, где важную роль играет процесс прогнозирования, в ходе которого затраты предприятия по критерию временного лага рассматриваются в краткосрочном и долгосрочном периодах. Это обусловлено тем, что краткосрочный и долгосрочный периоды отличаются по возможностям, которые возникают у организации.

К таким отличиям относятся:

  • в краткосрочном периоде организация не может изменить свои производственные мощности, а в долгосрочном периоде такая возможность имеется;
  • в краткосрочном периоде отсутствует возможность свободного доступа новых фирм в отрасль и на рынок, т.е. число функционирующих экономических единиц, как правило, не меняется; в долгосрочном периоде такая возможность возникает;
  • в краткосрочном периоде можно выделить постоянные и переменные затраты. В долгосрочном периоде все затраты становятся переменными в связи с изменением масштабной базы.

Принятые управленческие решения не могут быть осуществлены, если они не будут иметь непосредственные связи с процессом планирования, в ходе которого предполагаемые затраты, связанные с выполнением производственной и коммерческой деятельности, рассматриваются с точки зрения возможностей их охвата планом. В этих целях затраты предприятия необходимо подразделять на планируемые и непланируемые.

По составу  затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные. Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента: материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты независимо от места их возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты. Комплексными считаются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.

По экономическому содержанию затраты классифицируют по экономическим элементам и  статьям калькуляции. Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части. Для всех предприятий установлен единый перечень элементов затрат, включающий в себя следующие затраты: материальные, оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и  используется при составлении годовой  бухгалтерской отчетности. Данная группировка  дает возможность устанавливать потребности в основных и оборотных фондах, определении фонда оплаты труда и т.д.

Однако классификация  затрат по экономическим элементам  не позволяет исчислить себестоимость  отдельных видов продукции. Для решения этой задачи применяют классификацию затрат по статьям калькуляции. Она позволяет определить назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, устанавливать по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения затрат, На основе этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции. В коммерческих организациях данная группировка затрат является основной, но ее содержание дифференцируется исходя из специфики каждой отрасли.

При установлении системы учета затрат можно выделить группировку затрат по отношению  к изменениям объема производства. По данному признаку затраты разделяются  на постоянные и переменные. Постоянными считаются затраты, величина которых не изменяется при изменении объема производства, например, общехозяйственные расходы. Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства. К ним относят расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др.

Особое значение для учета и управления затратами  имеет способ включения затрат в  себестоимость продукции. По данному  признаку затраты предприятия разделяются  на прямые и косвенные. Прямыми называются затраты по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления на основании данных первичных документов. Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например затраты по управлению и обслуживанию производства. Косвенные расходы сначала собирают на отдельных счетах учета, а затем включают в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обусловливается отраслевыми особенностями предприятия.

Важное значение в процессе управления затратами, имеет  группировка затрат по их роли в  технологическом процессе. По данному  признаку затраты предприятия делятся  на основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из управленческих и коммерческих расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления организации, эффективности менеджмента и других факторов.

Большую роль в  управлении затратами имеет группировка  затрат в зависимости от времени  их возникновения и отнесения  на себестоимость продукции. По данному  признаку затраты подразделяются на текущие и будущих периодов. Текущими называются затраты по производству и реализации продукции данного отчетного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем. Расходы будущих периодов - это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды.

Немаловажное  значение в управлении затратами  имеет система контроля, которая  обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Для обеспечения системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые - это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления. Неконтролируемые затраты не зависят от деятельности субъектов управления, например, переоценка основных средств увеличивает суммы амортизационных отчислений.

При построении эффективной системы контроля затрат на предприятии, необходимо выделить центры ответственности, где формируются  затраты, классифицировать затраты а затем организовать управление затратами. В результате руководитель предприятия получит возможность своевременно выделять «узкие места» в формировании затрат и принимать соответствующие решения. Процесс управления затратами на предприятии включает в себя и процесс регулирования их уровня. Для этих целей затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые. Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного предприятия, поэтому универсальной методики классификации затрат по этому признаку не существует. Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые необходимо предусмотреть в отчетах по центрам ответственности. Это позволит выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроля за затратами подразделения предприятия.

Опыт успешных предприятий показывает, что четкое определение затрат и их классификация  имеют немаловажное значение для  организации оптимального управления ими и, соответственно, для их снижения и максимизации прибыли.

1.2. Методы анализа затрат на 1 рубль продукции

При анализе затрат на 1 рубль продукции используются два  метода: метод сравнения и сопоставления  элементов (метод алгебраической суммы  частных показателей сметы затрат) и метод цепных подстановок.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия