Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:11, курсовая работа
С приходом в Россию рыночной экономики предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность.
Сравнение - это научный метод познания, в процессе которого изучаемого явления, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее показателями, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденций и закономерности их развития.
Различают:
При проведении анализа затрат на 1 рубль продукции метод сравнения применяется при анализе по элементам затрат (смете затрат). Проводится вертикальный сравнительный анализ элементов затрат в общей сумме сметы затрат путем расчета удельного веса каждого элемента в 1 рубле продукции.
Необходимо помнить, что при проведении вертикального анализа сметы по периодам исключается влияние изменения цены, то есть текущий выпуск продукции исчисляется по базисным ценам.
Потом проводится горизонтальный сравнительный анализ рассчитанных показателей - выявление абсолютного изменения величин текущего периода по сравнению с базисным. Для этого показатели базисного периода построчно вычитаются из показателей текущего периода:
Изменение = Текущий - Базисный
Как видно из формулы затраты на 1 рубль продукции - модель смешанная и анализируется по методу цепных подстановок.
Ипер - ставка переменных расходов на единицу продукции;
Ипост - сумма постоянных расходов
Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать - значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом, исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.
Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора.
Затраты на 1 рубль продукции зависят от следующих факторов:
Так как модель пятифакторная, анализ будет содержать шесть цепочек (одна базисная и пять постепенных изменений по факторам). Первая часть анализа проводится путем постепенного подставления текущих значений факторов в базисную цепочку.
a) Коэффициент изменения объема выпуска одинаково по всем изделиям (по ценам);
b) Коэффициент изменения объема выпуска одинаково по всем изделиям (по себестоимости).
Вторая часть анализа заключается в определении влияния изменения каждого фактора на изменение затрат на 1 рубль продукции. Анализ проводится путем вычитания предыдущей цепочки из последующей.
1. Влияние изменения объема
ЗW N = ЗW N - ЗW 0
2. Влияние изменения структуры
ЗW стр = ЗW стр - ЗW N
3. Влияние изменения переменных издержек
ЗW Ипер = ЗW Ипер - ЗW стр
4. Влияние изменения постоянных издержек
ЗW Ипост = ЗW Ипост - ЗW Ипер
5. Влияние изменения цены
ЗW Ц = ЗW Ц - ЗW Ипер
Сумма влияния всех факторов:
ЗW L = ЗW 1 - ЗW 0
На основе сравнения полученных показателей делается вывод об эффективности использования ресурсов и деятельности предприятия по снижению себестоимости продукции.
Таким образом,
1.3. Подходы
к оценке затрат на
Затраты на производство в любом виде деятельности – это производственные факторы. Существуют два подхода к оценке затрат на производство:
1) бухгалтерский
2) экономический
Бухгалтерский подход заключается в следующем: в условиях планово-регулируемой экономики предметом планирования и учета был только бухгалтерский подход. И это вполне объяснимо, т.к. издержки любого предприятия в любой период равны стоимости использованных ресурсов. Эта стоимость используемых ресурсов всегда была зафиксирована в счетах о деятельности предприятий. Это явные издержки (затраты). Но экономисты кроме явных затрат учитывают неявные (альтернативные) затраты. Для российских предприятий характерен бухгалтерский подход оценки затрат на производство.
Принимая управленческие решения и оценивая действительные затраты, экономисты должны рассматривать не только доход по отчету, но и альтернативные варианты, т.е. предприятие будет жизнеспособно, может иметь доход, прибыль, и при этом максимальная прибыль должна быть при минимальных затратах.
Предприятие может нести постоянные затраты даже тогда, когда фирма ничего не производит, т.е. зависящие от объема продукции или объема оказываемых услуг (амортизация, управленческие, страховые, рекламные и др.). Далее затраты на сырье, материалы, оплату труда рабочих и др. изменяются пропорционально изменению объема производства, изменению выпуска продукции – переменные затраты.
Время, в течение которого фирма изменяет объем производства лишь за счет переменных затрат, т.е. постоянные затраты остаются неизменными, называется коротким периодом. Время, в течение которого фирма настолько изменяет объем производства, что при этом все факторы становятся переменными, называется длительным периодом и в этом случае бывают:
- условно-постоянные затраты – не изменяются прямо пропорционально объему производства (предприятие сократило объем производства, а мастер работает также).
- условно-переменные – изменяются пропорционально затратам на производство.
Еще различаются три вида создания эффекта:
1) повышающийся эффект роста масштаба производства (т.е. объем производства увеличивается в пропорции, которая превышает увеличение затрат по ресурсам)
2) постоянный эффект роста масштаба производства, в этом случае объем производства увеличивается в той пропорции, что и затраты ресурсов (нормальный)
3) убывающий эффект роста масштаба производства, в этом случае объем производства увеличивается в меньшей степени, чем затраты ресурсов (плата возрастает) и при этом увеличивается средние и долгосрочные издержки ресурсов (ресурсы подорожают).
Таким образом, в практике оценки затрат на производство используется два подхода: бухгалтерский и экономический. На предприятиях Российской Федерации в основном используют бухгалтерский подход, поскольку гораздо легче оценивать ситуацию, основываясь только на фактических данных и документах, но при этом не рассматриваются альтернативные варианты.
Глава 2. Анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции на примере ОАО «Молоко Бурятии»
2.1. Краткая
характеристика предприятия. Те
Открытое акционерное общество «Молоко» создано в ноябре 1993 г. и является правопреемником государственного предприятия «Комбинат молочный «Улан-Удэнский». В 2010 году предприятие поменяло свое имя на ОАО «Молоко Бурятии», поскольку предыдущее название принадлежит Калининградскому молочному заводу.
Реализация программы «Развитие сырьевой базы», реконструкция и техническое перевооружение ОАО «Молоко Бурятии» за 2004-2005г.г. позволили предприятию сохранить свою нишу на республиканском продовольственном рынке. Была установлена линия по производству стерилизованного молока в бутылках с длительным хранением, автомат по розливу молока и кисломолочных продуктов в полиэтиленовую пленку и упаковку Пуэр-Пак, автомат по расфасовке сметаны и плавленых сыров в полистирольные стаканчики.
15 сентября 2005 года на ОАО "Молоко" в Улан-Удэ состоялся пуск в эксплуатацию крупнейшего в России комплекса солнечных батарей для производства тепловой энергии. Была запущена в работу первая очередь объекта площадью 500 квадратных метров. Вторая очередь была запущена на ОАО "Молоко" в марте следующего года.
2009 год для
ОАО «Молоко» стал годом
В 2009 году ОАО
«Молоко» приняло участие в
Кроме того, предприятие участвует в разработке программы «Школьное молоко», целью которой является обеспечение детей школьного возраста 200 гр. молока ежедневно. В мае 2010 года предприятию исполняется 55 лет со дня образования. К юбилею завода готовятся для горожан новинки – творожная масса с клубникой, а также – орехами. Будут запущены 5 видов био-йогурта и напитки на основе сыворотки.
Сегодня молочный комбинат перерабатывает до 40 тонн молока в сутки и выпускает 60 наименований молочной продукции. В последние годы предприятие изменило некоторые технологии производства продуктов, ввело в эксплуатацию новое оборудование, также увеличило ассортимент продукции, что позволило не только улучшить качество продукта, но и составить отличную конкуренцию другим предприятиям, выпускающим подобные изделия. Благодаря этому ОАО «Молоко Бурятии» занимает первое место в рейтинге по республике Бурятия и может разрабатывать собственную стратегию успеха и гибкую ценовую политику. Продукция предприятия участвует в смотрах по качеству, дегустационных ярмарках. Предприятие награждено Дипломами и Свидетельствами, как участник конкурса «10 лучших товаров Бурятии».
Основные конкуренты: ЗАО «Любинский молочноконсервный комбинат»; ООО «Бичурский Маслозавод»; сельскохозяйственный потребительский кооператив «Пищевик»; ИП Кункуров А.Н. «Онохойский масложиркомбинат»; ОАО «АРТА» и ИП Бредний Р.И. «Титан».
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия