Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:08, дипломная работа
Цель исследования: комплексное изучение и анализ роли бюджетов в системе социальной защиты населения в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
7
1.1. Понятие регионального бюджета. Источники формирования доходов и основные направления расходов средств региональных бюджетов
7
1.2. Содержание, функции и задачи социальной защиты населения в Российской федерации
15
1.3. Система социальной защиты населения и ее структура
21
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
34
2.1. Органы социальной защиты населения в Тюменской области, их функции
34
2.2. Основные направления в работе по социальной защите населения в Тюменском регионе
48
2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы.
68
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
90
3.1. Перспективы развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения
90
3.2. Предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами
97
3.3. Направления совершенствования социальной защиты населения в Тюменской области
103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
114
Пенсионный Фонд РФ - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации.
Фонды социальной поддержки населения один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения. Эти фонды созданные с целью социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.
Система фондов социальной поддержки населения состоит из федерального и территориальных фондов. Основные направления расходования средств этого фонда определяет Министерство здравоохранения и социального развития РФ. На территории субъектов РФ фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения. Право на получение помощи из этих фондов предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
Меры социальной поддержки,
предоставляемые органами социальной защиты Тюменской области
Табл.2.2.1
1. | Предоставление отдельным категориям населения льготных путевок в оздоровительные организации и учреждения |
2. | Возмещение расходов по оплате абонентской платы за телефон, радио и коллективную антенну |
3. | Возмещение расходов по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива |
4. | Возмещение расходов по оплате установки телефона |
5. | Компенсация страховых премий по договору обязательного страхования |
6. | Социальная подписка на периодическое издание |
7. | Приобретение лекарств по рецептам врачей |
8. | Возмещение расходов на оплату проезда на городском, пригородном транспорте |
9. | Льготное обеспечение лекарственными средствами по выписке из ТФОМС |
10. | Ежегодная денежная выплата гражданам, награждённым знаком «Почётный донор СССР», «Почётный донор Общества Красного Креста», «Почётный донор России» |
11. | Выдача справок для получения социальной стипендии |
12. | Единовременная материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации |
13. | Единовременная материальная помощь согласно распоряжениям |
14. | Ежемесячная материальная помощь согласно распоряжениям муниципальных образований |
15. | Социальное пособие на погребение на основании свидетельства о смерти |
16. | Адресное социальное пособие (от 11.10.2001 № 422, от 15.12.2004 № 184-пк) |
17. | Единовременная материальная помощь для погребения умерших близких родственников |
18. | Компенсации части затрат на уплату процентов за ипотечный кредит на приобретение жилья или создание объекта индивидуального жилищного строительства |
19. | Самообеспечение, финансовая помощь на развитие личного подсобного хозяйства |
20. | Самообеспечение, финансовая помощь на развитие частного предпринимательства |
21. | Самообеспечение, оказание услуг здравоохранения |
22. | Самообеспечение, оказание услуг по обучению или трудоустройству |
23. | Самообеспечение, финансовая помощь на лечение |
24. | Самообеспечение, финансовая помощь на обучение или трудоустройство |
25. | Единовременная компенсация за вред здоровью (ЧАЭС ст. 39, п. 2) |
26. | Единовременная компенсация семьям, потерявшим кормильца (ЧАЭС ст. 39, п. 4) |
27. | Ежегодная компенсация за вред здоровью (ЧАЭС ст. 39, п. 1) |
28. | Ежегодная материальная помощь детям, потерявшим кормильца (ЧАЭС ст. 41, п. 3) |
29. | Ежегодная материальная помощь на оздоровление (ЧАЭС ст. 40, ст. 17) |
30. | Ежемесячная выплата на приобретение продовольственных товаров (ЧАЭС) |
31. | Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда (ЧАЭС ст. 14, п. 15) |
32. | Ежемесячная компенсация за потерю кормильца (ЧАЭС ст. 41, п. 1-2) |
33. | Оплата дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации |
34. | Пособие на погребение пострадавших от радиационного воздействия |
35. | Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву |
36. | Единовременное пособие вставшим на учёт в ранние сроки беременности |
37. | Единовременное пособие гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений |
38. | Единовременное пособие при рождении ребёнка |
39. | Ежемесячная выплата детям погибших военнослужащих |
40. | Ежемесячная компенсация гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений |
41. | Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до 3 лет |
42. | Ежемесячное пособие на ребёнка |
43. | Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком |
44. | Ежемесячное пособие ребёнку военнослужащего, проходящего службу по призыву |
45. | Пособие на отпуск по беременности и родам |
46. | Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг |
47. | Возмещение расходов по найму жилья для детей-сирот |
48. | Единовременное пособие при рождении и (или) усыновлении третьего или каждого последующего ребёнка |
49. | Единовременная выплата к памятным датам (областная) |
50. | Пенсии за выслугу лет вышедшим на пенсию с государственной службы |
51. | Ежемесячная доплата к пенсии Героям СССР, РФ, Социалистического Труда (Зак. Тюм. обл. № 138) |
52. | Ежемесячная доплата к пенсии имеющим заслуги перед Тюменской областью и РФ |
53. | Ежемесячная доплата к пенсии проработавшим не менее 20 лет в ХМАО |
54. | Ежемесячная доплата к пенсии спортсменам-призёрам чемпионатов (Расп. 58-р) |
55. | Ежемесячная доплата неработающим пенсионерам (инвалидам) со стажем 15 (10) лет в ЯНАО по программе «Сотрудничество» |
56. | Ежемесячное пособие инвалидам вследствие военной травмы, полученной в результате боевых действий при прохождении военной службы по призыву (пост. ТО № 197-п) |
57. | Ежемесячное пособие родителю (супруге) погибшего военнослужащего (Зак. Тюм. обл. №№ 427, 473, Пост. № 104-п) |
58. | Компенсационная выплата членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти (постановление правительства РФ № 475) |
59. | Единовременное пособие при передаче детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью |
60. | Ежемесячные выплаты денежных средств на содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей при всех формах устройства в семьи граждан |
61. | Выплата вознаграждения опекунам (попечителям), приемным родителям за каждого ребенка, принятого на воспитание |
62. | Предоставление оздоровительных, санитарно-курортных путевок |
63. | Выплата за осуществление функций патронатного воспитателя |
64. | Единовременное денежное поощрение награждённым медалью Тюменской области «Материнская слава» |
65. | Обеспечение техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень |
66. | Предоставление гарантированных государством и дополнительных социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения |
67. | Предоставление социальных услуг в отделении социальной помощи на дому |
Источник[77]
2.2. Социальная защита населения Тюменской области
Тюменская область относится к числу наиболее успешно развивающихся регионов России и располагает при этом значительным социально-экономическим и научно-техническим потенциалом. За последние годы среди регионов, входящих в состав Уральского федерального округа, Тюменская область (без автономных округов) имела наиболее высокие показатели по темпам роста инвестиций в основной капитал и реальной заработной платы работающих, вводу жилых домов в расчете на 1000 жителей.
2010 год был стабильным для социальной сферы Тюменской области. В рамках реализации нового федерального законодательства и приоритетных национальных проектов проведен комплекс мероприятий правового, финансового, экономического и организационного характера, направленных на улучшение качества жизни людей.
Практически во всех отраслях социальной сферы Тюменская область перешла на оказание услуг в форме размещения социального заказа, получили развитие новые организационно-правовые формы, внедрены более технологичные методы хозяйствования и управления. Центральным звеном стал конкретный человек - потребитель социальных услуг: дошкольник, школьник, студент, пациент, житель.
Одним из основных приоритетов деятельности на ближайшую перспективу определена демографическая политика: поставлены задачи снижение смертности, роста рождаемости, решение проблем здоровья населения.
Таблица 2.2.1.
| на 1 января 2008 | на 1 января 2009 | на 1 января 2010 |
Численность населения- всего ( тыс. чел.) | 3373365 | 33989921 | 3430313 |
Источник[73]
В 2010г. по предварительным данным в области отмечался естественный прирост населения в 24106 человек, в 2009 – этот показатель составлял 22853 человек, в 2008 – 20371 человек.[73]
В целом значения демографических показателей по области более благоприятны, чем в среднем по Российской Федерации.
Таблица 2.2.2.
| 2008 | 2009 | 2010 |
Число родившихся | 51043 | 52992 | 54628 |
Число умерших | 30672 | 30139 | 30576 |
Источник[73]
Данные таблицы говорят о том, что в области наблюдается стабильный рост рождаемости, а также рождаемость превышает смертность. В регионе сформирована и реализуется комплексная система мер по улучшению демографической ситуации, направленная на стимулирование рождаемости, повышение качества жизни и социального статуса семьи.
Демографические показатели постепенно улучшаются вследствие роста рождаемости и снижения смертности, что позволяет прогнозировать постепенное улучшение ситуации. За последние пять лет темпы прироста рождаемости составили 20 процентов. Этому способствует ряд социально-демографических факторов:
Санаторно-курортное и профилактическое лечение, работа геронтологических центров;
Формирование здорового образа жизни (антисмокинговая, антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда);
Оказание первичной и специализированной медицинской помощи;
Доходы населения;
Создание условий для занятий физической культурой и спортом в любом возрасте;
Социальное обслуживание на дому и в центрах социальной помощи;
Ранее выявление заболевания.
Однако, в области и дальше продолжает формироваться комплексная система мер по улучшению демографической ситуации, направленная на стимулирование рождаемости, повышение качества жизни и социального статуса семьи. Мероприятия по улучшению демографической ситуации носят комплексный, межотраслевой характер. Решение проблемы зависит не только от организации и качества медицинской помощи, во многом оно определяется уровнем экономического развития региона, развитием социальной инфраструктуры, образом жизни населения, снижением процента по ипотечному кредитованию. Для того, чтобы укрепить демографические показатели правительству Тюменской области необходимо и в дальнейшем работать по следующим напралениям:
- субсидии молодым семьям для приобретения жилья (в рамках нацпроекта «Доступное и комфортное жилье») ;
- увеличение детских пособий;
- социальные выплаты матерям при рождении детей (сумма материнского капитала выросла в 2011 примерно на 22 тыс. рублей и составляет 365 698,4 рубля; 11 703,12 рубля – единовременное пособие при рождении ребенка; 438,87 рубля – пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности; 2194,33 рубля – минимальное ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком; 4388,67 рубля – минимальное ежемесячное пособие по уходу за вторым и последующим ребенком);[75]
- выдача бесплатных родовых сертификатов. Программа родовых сертификатов «работает» в рамках нацпроекта «Здоровье» с 2006 года и настолько хорошо себя зарекомендовала, что было принято решение о ее развитии и расширении. Стоимость родовых сертификатов планируется значительно увеличить к 2011 году.
Родовой сертификат ввели для того, чтобы повысить качество медицинской помощи женщине во время беременности и родов и ее новорожденному малышу, что должно привести к улучшению ситуации в родовспоможении, снижению материнской и младенческой смертности, повышению уровня сопровождения беременности и обслуживания. За каждым сертификатом стоит конкретная сумма, которая будет выплачиваться Фондом социального страхования РФ, а, следовательно, учреждения будут заинтересованы в каждой конкретной беременной. Родовой сертификат состоит из: 1)корешка, который служит для подтверждения выдачи сертификата и остается в медучреждении, выдавшем документ, родовый сертификат включает три отрывных талона. Талон № 1 предназначается женской консультации, которая наблюдала будущую маму на протяжении беременности. Талон № 2 оставляет себе родильный дом, где проходили роды и послеродовое наблюдение в первые дни. Талон № 3 поступает в районную детскую поликлинику, к которой прикрепляется ребенок после рождения и которая осуществляет его диспансерное наблюдение на первом году жизни. При этом третий талон состоит из двух частей: одна на первое и другая – на второе полугодие. В случае успешного завершения каждого этапа (беременности, родов, наблюдения за малышом в первый год жизни) деньги по сертификату поступают в соответствующее медучреждение из федерального бюджета, они перечисляются региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации. Женская консультация по талону 1 получает 3000 рублей. Часть этой суммы идет на оплату труда медработников, остальное расходуется на новое оборудование женской консультации и закупки медикаментов. Роддом по талону 2 получает 6000 рублей, которые расходуются на оплату труда медработников, на оборудование, лекарства, дополнительное питание для женщин и т. п. Эти деньги не могут быть пущены на капитальный ремонт или оплату коммунальных услуг учреждения. Детские поликлиники по талону 3 получают 2000 рублей, все полученные средства направляются на оплату труда медперсонала.
Сам родовый сертификат содержит данные о пациентке. В нем указываются место, дата и время родов, сведения о ребенке: его пол, рост, вес.
Право на получение родового сертификата имеют все женщины с российским гражданством, в том числе работающие, неработающие, несовершеннолетние и т. д. Также право на родовый сертификат имеют иностранные гражданки, законно проживающие на территории России, у которых есть вид на жительство или разрешение на временное проживание.
Информация о работе Роль бюджета в социальной защите населения