Социальная защита населения. Уровень и качество жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Тема, выбранная автором, является актуальной по той причине, что большая часть нашего общества живет с постоянным фоновым чувством сильно нарушенной в современной Российской Федерации социальной справедливости. Это выражается в первую очередь возмущении созданным в «одночасье», (в начале девяностых годов) и «на ровном месте» колоссальным имущественным неравенством, а также в невозможности для квалифицированного человека найти применение своим знаниям и способностям ,получить такую оплату своего труда, которая соответствовала бы его общественной ценности. И уж совсем нетерпимо то, что десятки миллионов людей самым грубым образом были лишены сравнительно приличного образа жизни и теперь ведут полуголодное существование. Эти люди считают наше теперешнее общество значительно более несправедливым, чем позднесоветское общество.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………..3
Раздел 1 Социальная защита населения…………………………………………………………………4
1.1 Основные принципы социальной защиты населения………………………………………4
1.2 Система социальной защиты населения и её структуры…………………………………..5
1.3 Доходы населения и их виды……………………………………………………………………………..7


Раздел 2 Уровень и качество жизни………………………………………………………………………….9
2.1 Индикаторы измерения: уровень и качество жизни…………………………………………………9
2.2 Кривая Лоренца…………………………………………………………………………………………………………..10
2.3 Государственное регулирование доходов………………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

надя.docx

— 94.67 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………..3

Раздел 1  Социальная защита населения…………………………………………………………………4

1.1 Основные принципы социальной защиты населения………………………………………4

1.2 Система социальной защиты населения и её структуры…………………………………..5

1.3 Доходы населения и их виды……………………………………………………………………………..7

 

 

Раздел 2  Уровень и качество жизни………………………………………………………………………….9

2.1  Индикаторы измерения: уровень  и качество жизни…………………………………………………9

2.2  Кривая Лоренца…………………………………………………………………………………………………………..10

2.3  Государственное регулирование доходов………………………………………………………………….11

 

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………16

Список используемой литературы……………………………………………………………………………………..19

Приложения………………………………………………………………………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Тема, выбранная автором, является актуальной по той причине, что большая часть нашего общества живет с постоянным фоновым чувством сильно нарушенной в современной Российской Федерации социальной справедливости. Это выражается в первую очередь возмущении созданным в «одночасье», (в начале девяностых годов) и «на ровном месте» колоссальным имущественным неравенством, а также в невозможности для квалифицированного человека найти применение своим знаниям и способностям ,получить такую оплату своего труда, которая соответствовала бы его общественной ценности. И уж совсем нетерпимо то, что десятки миллионов людей самым грубым образом были лишены сравнительно приличного образа жизни и теперь ведут полуголодное существование. Эти люди считают наше теперешнее общество значительно более несправедливым, чем позднесоветское общество. 

В связи с этим в данной работе ставится цель: проанализировать сущность социальной защиты и ее основных направлений. Уровень и качество жизни населения в Российской Федерации.

В ходе достижения цели курсовой работы предстоит решить ряд задач: 
 
Обосновать понятие социальной защиты и ее необходимость для населения; 
 
Рассмотреть: задачи, выполняемые социальным страхованием; предназначение прожиточного минимума; поддержку государства пенсионеров, инвалидов, семей с детьми. 
 
В ходе выполнения работы использовались материалы учебной и научной литературы, а также официальные данные по социальной защите РФ, полученные из разных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1   Социальная защита населения

      1. Основные принципы социальной защиты населения

Социальная защита населения по всем видам риска – это главная задача системы социального страхования. В настоящее время основные задачи системы социального страхования состоят в следующем:  

  1. В установлении предельной величины заработка, на который  начинаются страховые взносы, (естественно, после существенного сокращения научного пространства неформальной и теневой экономики: скрытых заработков);  

2.     Страхование принципов в области пенсионного обеспечения, с учетом внедрения накопительных элементов и элементов профессионального и территориального пенсионного страхования, не отказываться от возможностей распределительной системы; 
 
3.  В постепенном переходе к уплате страховых взносов работником и работодателем на паритетной основе;  
 
4.   Отваживание  механизма обеспечения зависимости размеров страховых выплат от уплаченных страховых взносов ; 
 
5.  В переходе к деятельности государственных социальных внебюджетных фондов на выплаты исключительно страхового характера. 
 
Ведущую роль среди других организаций системы социального страхования выполняет Фонд социального страхования. Этот фонд выполняет такие же важные функции, как выплаты по больничным листам, пособия матерям и ряд других. Однако в работе этой организации имеются заметные недочеты. В настоящее время фонд прямо или косвенно расходует 5,4% фонда заработной платы и постоянно имеет активное сольдо. Это приведет к тому, что создается такая структура расходов предприятий и отдельных работников, которая не связана с основными функциями фонда, заключающимися в предоставлении краткосрочных пособий и регулировании профессиональных рисков. Его доля в налоге на фонд заработной платы представляется чрезмерно большой.

 

Основными принципами социальной защиты являются оптимальное сочетание социальной справедливости и эффективности; учет жизненно необходимых социальных стандартов, согласно Конституции страны, при формировании бюджетов разных уровней, четкое разграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями власти и др.

Проблема социальной защиты населения  по-разному решается в рамках определенной социально-экономической формации, конкретной страны.

Чтобы обеспечить такую защиту, государство, прежде всего, должно в законодательном  порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации и  функции предоставления социальной поддержки.

Социальную защиту населения обеспечивают также предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники через  свои профсоюзные организации. [1].

 

      1. Система социальной защиты населения и её структуры

В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных  органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты и частного характера – пенсионного  обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Это свидетельствует  о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная  структура системы социальной защиты населения.

Ведущими формами социальной защиты населения в настоящее время  являются пенсионное обеспечение, обеспечение  социальными пособиями, льготами особо  нуждающихся категорий населения,  государственное социальное страхование, социальное обслуживание. Рассмотрим их подробнее.

Пенсионное обеспечение – это  государственная регулярная денежная выплата, пенсия, которая выплачивается  в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных  для этих целей.

Пенсии выплачиваются при достижении определенного возраста, наступлении  инвалидности, смерти кормильца,  длительном выполнении  определенной профессиональной деятельности – выслуге лет.

Основными видами пенсий являются трудовые и социальные. К трудовым относится  пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия за выслуг лет. Если граждане по каким  – либо причинам не имеют право  на рудовую пенсию, им устанавливается  социальная пенсия.

Право на пенсию на общих основаниях имеют женщины по достижении 55 лет  при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет при трудовом стаже  не менее 25 лет.

Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается  при сниженном трудовом стаже (льготные пенсии в связи с особыми условиями  труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и  др.).

Финансирование выплаты пенсий осуществляет пенсионный фонд Российской Федерации за счет страховых взносов  работодателей и граждан, а так  же за счет средств федерального бюджета России. Все пенсии индексируются  в установленном порядке в связи с повышением стоимости жизни. При повышении минимальных размеров пенсий все пенсии увеличиваются   пропорционально росту их минимальных размеров. [2.с.371].

Другой формой социальной защиты населения  является обеспечение социальными  пособиями, льготами особо нуждающихся  категорий граждан.

В современных условиях число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем  для 200 категорий граждан, численность  лиц, претендующих на их получение, достигает  почти 10 миллионов человек. С помощью  социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная  болезнь и др.

Обязательное государственное  социальное страхование – это  средство возмещения социального риска  и средство социального перераспределения  с учетом принципа социальной справедливости. Это один из видов государственного материального обеспечения населения  при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных  законом случаях.

Государственное социальное страхование  осуществляется за счет специальных  фондов, образуемых за счет специальных  взносов работодателей и работников, а так же дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение  работников и членов их семей.

Обеспечение по государственному социальному  страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. В современных условиях стали  очевидными необходимость реформирования всей системы государственного социального  страхования, более полное использование  апробированных в различных странах  мира принципов: гарантированность  помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм; платность; солидарность; автоматизация финансирования на основе аккумуляции страховых  взносов; строго целевой характер средств  и их возвратность; определение страхового пространства в сочетании с разграничением различных видов страхования  и др. Совершенствование социального  страховании предусматривает:

- освобождение государственных  социальных внебюджетных фондов  от несвойственных им выплат, отделение страховых платежей  от налогов;

- введение дифференцированных  размеров страховых взносов на  государственное социальное страхование  в зависимости от степени опасности,  вредности, тяжести работы и  состояния условий труда;

- усиление личного участия граждан  в финансировании и управлении  системой социального страхования;

- развитие добровольных форм  социального страхования за счет  средств граждан и доходов  предприятий.

Это позволит превратить социальное страхование в важнейшую надежную составную часть системы социальной защиты населения.

Социальное обслуживание представляет собой широкий спектр социально  – экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально  – правовых, социально – бытовых  и иных социальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, в сложной жизненной  ситуации. [3.с.375].

 

 

      1. Доходы населения и их виды

Под  доходом  понимается  сумма  всех  видов  поступлений  в   денежной форме или виде материальных благ или услуг, получаемых в качестве оплаты за труд, в результате различных видов экономической деятельности или использования собственности, а также безвозмездно в форме социальной помощи, пособий, дотаций и льгот.  
 
Размер и состав доходов – одна из важнейших, хотя и неполных, характеристик уровня жизни населения. Доходы населения не только определяют его материальное положение, но и в значительной мере отображают состояние и эффективность экономики и экономических отношений в обществе. [10.с.299].

По вещественной форме доходы подразделяются на  денежные  и  натуральные. Денежные доходы населения включают  все поступления  денег в виде оплаты  руда работающих лиц, доходов от предпринимательской  деятельности,  пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от  собственности  в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи  ценных  бумаг, недвижимости,  продукции сельского хозяйства, скота, различных  изделий  и  других  товаров  (включая продажи на неофициальном рынке), доходов  от оказанных на  сторону  различных услуг  и  др.   
 
Натуральные доходы - все поступления продукции,  произведенной  домашними хозяйствами   для   собственного    потребления:   продуктов    земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и  другой  продукции  в натуральной  форм, получаемых  с приусадебных,  садово-огородных  участков,   личного   подворья,   домашнего хозяйства,  самозаготовки  даров природы,  предназначенных   для удовлетворения потребностей. 
 
При реализации доходов часть их идет на  потребление  материальных  благ, часть – на  потребление  услуг.  На  структуре потребления  сказывается  не только повышение денежных  доходов,  но  и  изменение  структуры  населения, повышение его образовательного и культурного уровня. 
 
Для  характеристики  благосостояния  населения  важное   значение   имеют совокупные  доходы  (всего  населения,  семьи, отдельного  человека),  рост которых при неизменных ценах и налогах (или, по крайней  мере,  их  меньшего повышения по сравнению с увеличением доходов)  свидетельствует  о  повышении возможностей удовлетворения потребностей.  
 
Совокупный доход  является  основным показателем  материальной  обеспеченности населения,  включает   все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений,  полученных  от личного  подсобного  хозяйства  и  использованных   на  личное   (домашнее) потребление.  Кроме  денежной  составляющей   совокупные   доходы   включают стоимость бесплатных  услуг, получаемых  за  счет  средств  федерального  и муниципального бюджетов и фондов предприятий.  Это  услуги  здравоохранения, образования, дошкольного воспитания  детей,  дотации  на  жилье,  транспорт, питание и т.п. 
 
      Следует  различать  номинальные,   располагаемые   и   реальные   доходы.  
 
            Номинальные доходы характеризуют  уровень  денежных  доходов  независимо  от налогообложения и изменения цен.  
 
Располагаемые  доходы  —  это  номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей,  т.  е.  средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения  динамики располагаемых  доходов  применяется  показатель   «реальные   располагаемые доходы». Реально располагаемые доходы (РРД) рассчитываются с учетом  индекса цен, тарифов  и  представляют  собой  реальную  покупательную   способность номинальных доходов. [11.455-459]. 

Информация о работе Социальная защита населения. Уровень и качество жизни