Социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.







Введение
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики.
Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.
В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.
При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.[2]












1. Современное положение системы социального обеспечения в России
Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.
В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.[5, стр.64-70]
Социальное обеспечение в России включает в себя следующие виды:
- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);
- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);
- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах);
- профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;
- протезно-ортопедическая помощь;
- врачебно-трудовая экспертиза и реабилитация инвалидов;
- льготы и преимущества инвалидам.[3]
И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности.
Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.
Существующая система социальных служб включает государственную,
муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.
В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:
а) функция социальной помощи, которая включает в себя учет, выявление и профилактику бедности, надомные услуги нуждающимся и т.д.;
б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;
в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;
г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.
Следует отметить важность следующих четырех принципов:
- принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гар

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
1. Современное положение социального обеспечения в России…………….5
2. Сущность социальной защиты населения…………………………………..8
3. Государственная политика в области социальной защиты……………….12
4. Перспективы развития социальной защиты населения…………………...18
Заключение………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Социальна работа.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Содержание

стр.

   Введение………………………………………………………………………3 

  1. Понятие и категории профессиональной этики

   социального работника………………………………………………………

    2. Основные функции и принципы профессиональной этики

    социального работника.……………………………………………………..8

3. Ценности социальной работы……………………………………………….11

   Заключение…………………………………………………………………..15

   Список  используемой литературы…………………………………………16

 

      Введение 

     Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.

     Сегодня для социальной работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости определения этических критериев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания единого подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы ценностей и идеалов.

     Каждый  социальный работник должен придерживаться данных правил и норм, должен нести  ответственность за то, чтобы его  деятельность была направлена на удовлетворение нужд и потребностей клиента.

 

      1. Понятие и категории  профессиональной  этики социального  работника 

     Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская  наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности. Поскольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновывает практическую деятельность человека.

     Социальная  работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

     Объектом  изучения профессиональной этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом — возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.

     Целью этики социальной работы является обеспечение  и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, а задачей — нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.

     Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

     Социальная  работа, как и любая деятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

     Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятельности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой социальный работник, приступая к действиям, в общем виде может быть выражена формулой: «способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

     Мотивация. Действия социального работника  включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результатом является достижение блага клиента, решение его проблем.

     Легитимизация. Под легитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как правило, законы Российской Федерации, касающиеся социальной работы, должностная инструкция для отдельного работника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе — вся нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждения, органов социальной защиты и их работников.

     Средства. Вопрос о соотношении цели и средств  ее достижения является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели — «использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несоответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

     Действия. Решение социального работника  приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую  пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им действий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех существенных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкретной цели.

     Конечный  результат. Результат — это естественный ожидаемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что именно он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от результата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель — это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколько отличается реальное от идеального — зависит и от объективных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он также должен хорошо знать о возможных объективных препятствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе разработки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении.

[4, стр.15-22] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Основные  функции и принципы профессиональной этики  социального работника
 

     Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие:

     - оценочная — дает возможность  оценивать с точки зрения соответствия  моральным нормам и принципам  поведение и действия работников;

     - регулятивная — вытекает из  потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях;

      - организационная — служит улучшению  организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;

     - управляющая — служит средством  социального управления поведением  и действиями социального работника  в ходе процесса в интересах дела;

     - мотивационная — служит средством  формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

     - координирующая — обеспечивает  сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;

     - регламентирующая — направляет  и обусловливает выбор социальным  работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;

     - воспроизводственная — позволяет  воспроизводить действия социальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

     - воспитательная — служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;

     - коммуникативная — служит средством  коммуникации между специалистами и их клиентами;

     - оптимизирующая — способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;

     - стабилизирующая — способствует  стабилизации отношений среди  социальных работников, между социальными  работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений;

     - рационализирующая — облегчает  социальному работнику выбор  целей, методов и средств воздействия,  выбор наиболее эффективного  и приемлемого с точки зрения  профессиональной морали решения;

     - превентивная — предохраняет, предостерегает  социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

      - прогностическая — позволяет  прогнозировать действия и поведение  отдельных социальных работников  и их коллективов, их этическое развитие;

      - информационная — приобщает  социальных работников к системе  ценностей профессиональной социальной  работы и профессиональной морали;

     - социальная — способствует созданию  условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;

     - социализирующая — служит делу  приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

     Многообразие  функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.[8, стр.42-44]

     Социальный  работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

     - соблюдение разумных интересов  клиента; 

     - личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий;

     - уважение права клиента на  принятие самостоятельного решения  на любом этапе совместных  действий;

     - принятие клиента таким, каков  он есть;

     - конфиденциальность;

     - доброжелательность;

     - бескорыстие; 

     - честность и открытость;

     - полнота информирования клиента. [1, стр. 103]

     Несмотря  на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с  разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности  не всегда легко.[2, стр.56] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальная защита населения