Роль бюджета в социальной защите населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: комплексное изучение и анализ роли бюджетов в системе социальной защиты населения в Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА


7

1.1. Понятие регионального бюджета. Источники формирования доходов и основные направления расходов средств региональных бюджетов
7

1.2. Содержание, функции и задачи социальной защиты населения в Российской федерации
15

1.3. Система социальной защиты населения и ее структура
21

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


34

2.1. Органы социальной защиты населения в Тюменской области, их функции


34

2.2. Основные направления в работе по социальной защите населения в Тюменском регионе


48

2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы.


68

ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ


90

3.1. Перспективы развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения


90

3.2. Предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами


97

3.3. Направления совершенствования социальной защиты населения в Тюменской области


103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
109

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
114

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 620.50 Кб (Скачать)

Государственная система социальной защиты граждан имеет определенные функции [2, с.17]:

1. Правовое обеспечение социальной защиты, принятие федеральных законов по проблемам социальной защиты осуществляется Федеральным Собранием Российской Федерации при содействии региональных комитетов.

2. Судебная защита прав человека. Восстановление нарушенных прав личности.

3. Организация благотворительной и гуманитарной помощи.

4. Координация деятельности всех ветвей власти по соблюдению социальных гарантий и прав человека, закрепленных Конституцией Российской Федерации, международных соглашений.

Главными задачами социальной защиты населения являются [2, с.19]:

- повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые нуждаются в государственной поддержке;

- создание экономических условий для трудоспособного населения , которые позволили бы за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень потребления;

- создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.

Одна из основных задач социальной защиты населения ХХI века – усиление внимания к нуждам ветеранов и детей.

Переход социальной помощи к адресному принципу оказания идет в настоящее время по следующим направлениям [7, с.9]:

1. Создание информационно-методической базы. Это подготовка сборника нормативно-методических материалов по адресной поддержке малоимущего населения, который включает нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, комментарии специалистов.

2. Экспертиза проектов потребительской корзины субъектов РФ. Отсутствие утвержденной потребительской корзины существенно затрудняет принятие региональных нормативно-правовых актов, устанавливающих величину прожиточного минимума, не позволяет грамотно организовать работу по обеспечению адресной социальной поддержки малоимущих граждан и реализовать федеральные законы о государственной помощи.

3. Развитие законодательной базы.

4. Создание и развитие социальных реабилитационных учреждений, работающих с малоимущим населением.

Таким образом, в организации социальной поддержки населения основной акцент будет делаться на внедрение принципа адресного предоставления социальной помощи лишь тем, фактические доходы которых ниже прожиточного минимума.

Необходимо продолжить работу по реформированию громоздкой системы социальных льгот. Сегодня социальные льготы установлены для более, чем 240 категорий граждан, а численность их получателей составляет две трети населения. При этом только четверть общей суммы реализуемых льгот и пособий приходится на долю тех, чей доход ниже прожиточного. Это связано с тем, практически все пособия, льготы и выплаты устанавливаются на основе категориального принципа и не предусматривает проверку нуждаемости. Получателями пособий и льгот должны стать именно нуждающиеся, малоимущие граждане.

В механизме финансирования социальной сферы страны произошли следующие изменения [13, с.9].

Во-первых, в связи с падением темпов экономического развития произошло сокращение ресурсов, направляемых на финансирование социальной сферы.

Во-вторых, как показывают статистические данные, в решающей мере сокращение финансирования социальной сферы произошло за счет сокращения бюджетных средств. Оказалось, что неэффективная, перестраивающая экономика не в состоянии содержать сложившуюся сеть социальных отраслей и постоянно увеличивающуюся массу нетрудоспособных. Ослабление и отказ от жесткого административного контроля за мерой оплаты труда, ограничение возможности государственного перераспределительного фонда потребления подорвали уравнительность.

В-третьих, за прошедшие с начала коренных экономических реформ годы произошла заметная и принципиально важная деформация в структуре источников финансирования социальной сферы. Наиболее важной отличительной особенностью этого процесса стал резкий абсолютный и относительный рост расходов на социальные услуги и социальные денежные выплаты из нецентрализованных и внебюджетных источников и одновременное снижение доли бюджета.

В-четвертых, во всех без исключения отраслях социальной сферы увеличилась доля платности и сократилась доля расходов государства на бесплатное социальное и культурное обслуживание населения. В итоге существенно выросли размеры и доля расходов населения в финансировании социальной сферы.

В-пятых, расширение платности по всех отраслях социальной сферы привело к снижению качества услуг, предоставляемых населению бесплатно. Последнее особенно ощутимо негативно отразилось на наиболее неблагополучной с точки зрения уровня доходности части населения России (пенсионеры, инвалиды, многосемейные, неполные семьи).

В-шестых, в результате быстрого роста платности в отраслях социальной сферы был ослаблен принцип равенства и гарантии получения различными группами населения необходимого социального обслуживания.
Основное противоречие нашей современной социальной политики – это игнорирование основы рыночной экономики – интересов предпринимателей и перенос тяжести социальной ориентации экономики на бюджет.

 

 

 

1.3. Система социальной защиты населения и ее структура

 

 

 

Термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания. Как следствие этого, в научной литературе высказываются разные мнения по вопросу об основных блоках и составных частях системы социальной защиты населения.

Развитие отдельных элементов системы социальной защиты происходит неравномерно, в другом - нарождаются новые, обусловленные новыми экономическим и социальными реалиями.

Система социальной защиты населения в Российской Федерации, состоит из четырех основных блоков:

1. Система социального обеспечения.

2. Система социального страхования (обязательного и добровольного);

3. Система социальной помощи (поддержки), включающей в себя систему фондов социальной поддержки населения, а также его негосударственный благотворительный сектор;

4. Блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций и форм социальной защиты, таких как индексация доходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставление льгот, скидок, субсидий и компенсаций.[57, c.370]

Рассмотрим подробнее каждый блок, который в свою очередь является подсистемой системы социальной защиты населения. Социальное обеспечение - государственная система материального обеспечения и социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми.

Социальное обеспечение - система социально-экономических мероприятий, гарантирующих материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье; обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что наличие сбалансированных систем социального страхования и социального обеспечения является важнейшим условием эффективной системы социальной защиты населения, способствует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе.

Система включает в себя комплекс мер, принимаемых государством по обеспечению и обслуживанию граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и других жизненных ситуациях, когда они не могут использовать свой труд для систематического получения дохода.

Социальное обеспечение предоставляется в денежной (в виде пенсий, пособий) и натуральной (в виде социального обслуживания) формах.

Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1 января 2002 года были введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2000г. функции назначения, выплаты пенсий переданы Пенсионному Фонду РФ, а с 1 января 2002г. определен статус ПФ РФ как государственного учреждения с жесткой вертикалью централизованного управления пенсионным обеспечением страны.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.[74]

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации играет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством.

Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионного обеспечния граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.

Основными видами социального обслуживания являются: материальная помощь, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

В настоящее время в России, в связи с переходом к рыночной экономике, на базе концепций и программ, утверждённых правительством РФ, создана новая государственная система социального обеспечения.

Сущность новой для России отрасли - социального обслуживания определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого-педагогических, социально - правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.[32,c.153]

Реализация направлений по социальному обеспечению гарантирована Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195 ФЗ от 10.12.95г. с изменениями от 22 августа 2004 года, где даны основные понятия, принципы социального обслуживания, полномочия органов государственной власти субъектов РФ, общие основания для бесплатного обслуживания.

Большое значение имеет определение законом понятия «трудная жизненная ситуация», служащего основным признаком для оказания социальных услуг. Это ситуация, которая, во - первых, объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства и т.п.) и, во - вторых, которую человек не может преодолеть самостоятельно.

Наиболее рельефно гуманитарный облик государства просматривается в области социального обеспечения и социального обслуживания инвалидов, пожилых людей, людей с ограничениями жизнедеятельности. В России насчитывается около 10 млн. людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Среди них, по официальным данным, 600тыс. детей-инвалидов.

Социальную политику в отношении инвалидов определяют Федеральные законы РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (с изменениями на 18 октября 2007года) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г. №122-ФЗ, (с изменениями и дополнениями от 10января 2003г., 22 августа 2004г.)

В законе 122-ФЗ прописано, что преимущественное право на бытовое обслуживание имеют пожилые граждане и инвалиды: «Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, и других обстоятельств».

Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению, являются повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий проживания в них. [19, c.25]

Информация о работе Роль бюджета в социальной защите населения