Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:08, дипломная работа
Цель исследования: комплексное изучение и анализ роли бюджетов в системе социальной защиты населения в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
7
1.1. Понятие регионального бюджета. Источники формирования доходов и основные направления расходов средств региональных бюджетов
7
1.2. Содержание, функции и задачи социальной защиты населения в Российской федерации
15
1.3. Система социальной защиты населения и ее структура
21
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
34
2.1. Органы социальной защиты населения в Тюменской области, их функции
34
2.2. Основные направления в работе по социальной защите населения в Тюменском регионе
48
2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы.
68
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
90
3.1. Перспективы развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения
90
3.2. Предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами
97
3.3. Направления совершенствования социальной защиты населения в Тюменской области
103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
114
- совершенствование содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- воспитание социально-ответственной личности;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- повышение эффективности управления в системе образования;
- совершенствование экономических механизмов в образовании.
Программа направлена на реализацию основных направлений:
- внедрение современных образовательных технологий;
- государственная поддержка способной и талантливой молодежи;
- повышение уровня воспитательной работы в школах;
- поощрение лучших учителей;
-государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы;
-совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях;
Система дополнительных мероприятий Правительства Тюменской области, направленных на реализацию приоритетного национального проекта «Образование»:
- модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
- обеспечение перспективной потребности экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации;
- создание комфортной, безопасной, здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях;
- поддержка высшей школы, науки;
- совершенствование подготовки педагогических кадров;
-организационное сопровождение реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования
В регионе продолжится поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации и ускоренного развития животноводства. В рамках нацпроекта будут по-прежнему субсидироваться процентные ставки по привлеченным кредитам и займам для сельхозпредприятий, а также выделяться субсидии на строительство и приобретение жилья для молодых специалистов и молодых семей на селе.
В планах по реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в регионе на ближайшие три года основными направлениями реализации нацпроекта по-прежнему являются строительство (приобретение), капитальный ремонт жилья и градостроительная деятельность, повышение качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, а также выделение субсидий на улучшение жилищных условий граждан.
Опубликован принятый 10 февраля Тюменской областной думой закон о субсидиях на жилье для работников бюджетной сферы. Сделан реальный шаг в решении жилищной проблемы для этой категории граждан. Закон рассчитан на серьезную перспективу, и количество его участников будет увеличиваться год от года. Одним из условий данного проекта становится обязательство получателя субсидии в течение, как минимум, пяти лет продолжать работу в своей организации.
В дальнейшем региональная бюджетная и налоговая политика будут направлены на обеспечение устойчивого роста экономики и, как следствие, благосостояния жителей области. Продолжится работа по стимулированию приоритетных видов хозяйственной деятельности, сохранению инвестиционной привлекательности региона, а значит и улучшения социальной защиты всех слоев населения.
2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы.
Финансирование мер социальной поддержки населения в Тюменской области включает в себя:
1. Расходы на осуществление полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере социальной поддержки населения финансируются в порядке, установленном бюджетным законодательством, за счет средств областного бюджета и иных источников, в соответствии с действующим федеральным законодательством.
2. В соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами расходы на осуществление полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере социальной поддержки населения, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации финансированию за счет субвенций из федерального бюджета, могут финансироваться за счет средств областного бюджета в объеме, установленном законом Тюменской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
3. Администрация Тюменской области вправе осуществлять расходы на решение вопросов в сфере социальной поддержки населения, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти Тюменской области федеральными законами, законами Тюменской области, при наличии соответствующих средств областного бюджета (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Расходы на социальную помощь гражданам представляют собой затраты на реализацию целевых социальных программ. В соответствии с бюджетным кодексом РФ мероприятия в области социальной защиты граждан относятся к расходам, совместно финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Социальные программы субъектов РФ, как правило, являются дополнением федеральных программ в области социальной защиты граждан
Значение бюджетов субъектов РФ заключается и в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная финансовая политика, направленная не только на обеспечение экономического роста, но и на развитие социальной сферы.
Немаловажным является процесс сбалансированности экономических интересов. Посредством идущих через бюджет региона денежных средств осуществляется согласование общенациональных, региональных, коллективных и индивидуальных экономических интересов. Финансовая поддержка отраслей, экономически значимых для региона, региональные программы развития национальных промыслов и предприятий, индивидуального предпринимательства способствуют развитию общественного производства, занятости населения, следовательно, укрепляется доходная база бюджета. Расходы бюджета на воспроизводство рабочей силы и поддержка социально незащищенных слоев населения региона служат удовлетворению личностных интересов граждан.
Формирование расходов бюджета региона осуществляется в соответствии с расходными обязательствами субъекта РФ, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году.
В соответствии с Конституцией РФ вопросы социальной защиты отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст.72, ч.2, п. ж).
Основные направления социальной политики в области в первую очередь связаны с поддержкой слоев населения, которые в силу своего специфического положения не в состоянии играть активную роль в условиях рыночной экономики (это дети, неработающие пенсионеры, инвалиды, работники бюджетных организаций).
Совокупные расходы органов власти на цели социальной защиты в Тюменской области финансируются из нескольких источников:
бюджет Тюменской области;
бюджеты муниципальных органов власти;
федеральный бюджет (в части прямых расходов);
федеральные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, ОМС, Фонд социального страхования);
региональные и местные внебюджетные фонды.
По данным финансовых органов в 2010г. на социальную политику было потрачено из консолидированных бюджетов области 11865,8 млн.руб., на здравоохранение – 14740,5 млн.руб., на образование – 17631,2 млн.руб..
Расходы на социальную сферу на три года (2011-2013г.) предусмотрены в сумме 121 млрд. рублей или 42 процента от общего объема расходов. Здесь необходимо отметить, что вопросы модернизации напрямую сопряжены с развитием современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, культурных и других социальных услуг. Их доступность для возможно большего числа жителей области – одна из главных миссий бюджета. Будет продолжена работа по приоритетным национальным проектам, механизмы реализации которых доказали свою эффективность. Инвестиции на реализацию национальных проектов прогнозируются в сумме более 45 млрд. рублей. Общий объем расходов на поддержу приоритетного национального проекта «Образование» по плану на 2010-2012г. составит 30763 млн.руб., причем 13126 млн. руб. будет направлено из регионального бюджета, 17637 млн. руб. – за счет межбюджетных трансфертов.
Информация об объемах и источниках финансирования приоритетного национального проекта «Образование» в разбивке по годам реализации, млн.руб.
Таблица 2.3.1.
| 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2009-2012 годы |
Всего по программе | 5044,2 | 3312,5 | 3312,5 | 3312,5 | 14981,7 |
Основные направления, в том числе: | 637,7 | 608,1 | 608,1 | 608,1 | 2462,0 |
средства областного бюджета | 513,0 | 494,2 | 494,2 | 494,2 | 1995,6 |
средства федерального бюджета | 124,7 | 113,9 | 113,9 | 113,9 | 466,4 |
Дополнительные направления Правительства Тюменской области (средства областного бюджета) | 4406,5 | 2704,4 | 2704,4 | 2704,4 | 12519,7 |
Источник[77]
Запланированные средства позволят:
-обеспечить предоставление профессионального образования более чем 23 тыс. студентов, и повысит долю выпускников, трудоустроенных по полученной профессии с 60% до 72%;
-повысить долю общеобразовательных учреждений, систематически использующих в учебно-воспитательном процессе информационные технологии с 80% до 95%;
-обеспечить 100% доступ общеобразовательных школ юга Тюменской области к сети Интернет.
Бюджетные инвестиции в объекты образования на 2010-2012 годы составят 6764 млн.руб.. Планируемый трехлетний объём бюджетных инвестиций в объекты образования, позволит:
- увеличить количество мест в детских дошкольных учреждениях на 4 тысячи 300;
- ввести в эксплуатацию 8 школ на 3 тысячи учебных мест;
- доля общеобразовательных учреждений, использующих в учебном процессе, информационные технологии, возрастёт к 2011 году до 95 процентов против 85 – в настоящий момент.
Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, предусмотренные в бюджете составляют 38млрд.839 млн. рублей, причем 38% бюджетных средств, выделенных по этому направлению будут переданы ТФОМСу.
Бюджетные инвестиции в объекты здравоохранения,млн.руб.
Таблица 2.3.2.
2009, факт | 2010, факт | 2011, план | 2012, план |
4295 | 6830 | 3815 | 3317 |
Информация о работе Роль бюджета в социальной защите населения