Роль бюджета в социальной защите населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: комплексное изучение и анализ роли бюджетов в системе социальной защиты населения в Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА


7

1.1. Понятие регионального бюджета. Источники формирования доходов и основные направления расходов средств региональных бюджетов
7

1.2. Содержание, функции и задачи социальной защиты населения в Российской федерации
15

1.3. Система социальной защиты населения и ее структура
21

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


34

2.1. Органы социальной защиты населения в Тюменской области, их функции


34

2.2. Основные направления в работе по социальной защите населения в Тюменском регионе


48

2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы.


68

ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ


90

3.1. Перспективы развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения


90

3.2. Предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами


97

3.3. Направления совершенствования социальной защиты населения в Тюменской области


103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
109

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
114

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 620.50 Кб (Скачать)

- совершенствование содержания и технологий образования;

          - развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

- воспитание социально-ответственной личности;

- сохранение и укрепление здоровья учащихся;

          - повышение эффективности управления в системе образования;

          - совершенствование экономических механизмов в образовании.

Программа направлена на реализацию основных направлений:

- внедрение современных образовательных технологий;

- государственная поддержка способной и талантливой молодежи;

- повышение уровня воспитательной работы в школах;

- поощрение лучших учителей;

          -государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы;

          -совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях;

Система дополнительных мероприятий Правительства Тюменской области, направленных на реализацию приоритетного национального проекта «Образование»:

- модернизация институтов образования как инструментов социального развития;

- обеспечение перспективной потребности экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации;

- создание комфортной, безопасной, здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях;

- поддержка высшей школы, науки;

- совершенствование подготовки педагогических кадров;

-организационное сопровождение реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования

В регионе продолжится поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации и ускоренного развития животноводства. В рамках нацпроекта будут по-прежнему субсидироваться процентные ставки по привлеченным кредитам и займам для сельхозпредприятий, а также выделяться субсидии на строительство и приобретение жилья для молодых специалистов и молодых семей на селе.

В планах по реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в регионе на ближайшие три года основными направлениями реализации нацпроекта по-прежнему являются строительство (приобретение), капитальный ремонт жилья и градостроительная деятельность, повышение качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, а также выделение субсидий на улучшение жилищных условий граждан.

Опубликован принятый 10 февраля Тюменской областной думой закон о субсидиях на жилье для работников бюджетной сферы. Сделан реальный шаг в решении жилищной проблемы для этой категории граждан. Закон рассчитан на серьезную перспективу, и количество его участников будет увеличиваться год от года. Одним из условий данного проекта становится обязательство получателя субсидии в течение, как минимум, пяти лет продолжать работу в своей организации.

В дальнейшем региональная бюджетная и налоговая политика будут направлены на обеспечение устойчивого роста экономики и, как следствие, благосостояния жителей области. Продолжится работа по стимулированию приоритетных видов хозяйственной деятельности, сохранению инвестиционной привлекательности региона, а значит и улучшения социальной защиты всех слоев населения.

 

 

 

2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы.

 

 

 

     Финансирование мер социальной поддержки населения в Тюменской области включает в себя:

     1. Расходы на осуществление полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере социальной поддержки населения финансируются в порядке, установленном бюджетным законодательством, за счет средств областного бюджета и иных источников, в соответствии с действующим федеральным законодательством.

       2. В соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами расходы на осуществление полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере социальной поддержки населения, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации финансированию за счет субвенций из федерального бюджета, могут финансироваться за счет средств областного бюджета в объеме, установленном законом Тюменской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

        3. Администрация Тюменской области вправе осуществлять расходы на решение вопросов в сфере социальной поддержки населения, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти Тюменской области федеральными законами, законами Тюменской области, при наличии соответствующих средств областного бюджета (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Расходы на социальную помощь гражданам представляют собой затраты на реализацию целевых социальных программ. В соответствии с бюджетным кодексом РФ мероприятия в области социальной защиты граждан относятся к расходам, совместно финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Социальные программы субъектов РФ, как правило, являются дополнением федеральных программ в области социальной защиты граждан

Значение бюджетов субъектов РФ заключается и в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная финансовая политика, направленная не только на обеспечение экономического роста, но и на развитие социальной сферы.

Немаловажным является процесс сбалансированности экономических интересов. Посредством идущих через бюджет региона денежных средств осуществляется согласование общенациональных, региональных, коллективных и индивидуальных экономических интересов. Финансовая поддержка отраслей, экономически значимых для региона, региональные программы развития национальных промыслов и предприятий, индивидуального предпринимательства способствуют развитию общественного производства, занятости населения, следовательно, укрепляется доходная база бюджета. Расходы бюджета на воспроизводство рабочей силы и поддержка социально незащищенных слоев населения региона служат удовлетворению личностных интересов граждан.

Формирование расходов бюджета региона осуществляется в соответствии с расходными обязательствами субъекта РФ, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы социальной защиты отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст.72, ч.2, п. ж).

Основные направления социальной политики в области в первую очередь связаны с поддержкой слоев населения, которые в силу своего специфического положения не в состоянии играть активную роль в условиях рыночной экономики (это дети, неработающие пенсионеры, инвалиды, работники бюджетных организаций).

Совокупные расходы органов власти на цели социальной защиты в Тюменской области финансируются из нескольких источников:

                    бюджет Тюменской области;

                    бюджеты муниципальных органов власти;

                    федеральный бюджет (в части прямых расходов);

                    федеральные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, ОМС, Фонд социального страхования);

                    региональные и местные внебюджетные фонды.

По данным финансовых органов в 2010г. на социальную политику было потрачено из консолидированных бюджетов области  11865,8 млн.руб., на здравоохранение – 14740,5 млн.руб., на образование – 17631,2 млн.руб..

Расходы на социальную сферу на три года (2011-2013г.) предусмотрены в сумме 121 млрд. рублей или 42 процента от общего объема расходов. Здесь необходимо отметить, что вопросы модернизации напрямую сопряжены с развитием современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, культурных и других социальных услуг. Их доступность для возможно большего числа жителей области – одна из главных миссий бюджета. Будет продолжена работа по приоритетным национальным проектам, механизмы реализации которых доказали свою эффективность. Инвестиции на реализацию национальных проектов прогнозируются в сумме более 45 млрд. рублей. Общий объем расходов на поддержу приоритетного национального проекта «Образование» по плану на 2010-2012г. составит 30763 млн.руб., причем 13126 млн. руб. будет направлено из регионального бюджета, 17637 млн. руб. – за счет межбюджетных трансфертов.

Информация об объемах и источниках финансирования приоритетного национального проекта «Образование» в разбивке по годам реализации, млн.руб.

Таблица 2.3.1.

 

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2009-2012 годы

Всего по программе

5044,2

3312,5

3312,5

3312,5

14981,7

Основные направления,

в том числе:

637,7

608,1

608,1

608,1

2462,0

средства областного бюджета

513,0

494,2

494,2

494,2

1995,6

средства федерального бюджета

124,7

113,9

113,9

113,9

466,4

Дополнительные направления Правительства Тюменской области (средства областного бюджета)

4406,5

2704,4

2704,4

2704,4

12519,7

Источник[77]

 

Запланированные средства позволят:

-обеспечить предоставление профессионального образования более чем 23 тыс. студентов, и повысит долю выпускников, трудоустроенных по полученной профессии с 60% до 72%;

-повысить долю общеобразовательных учреждений, систематически использующих в учебно-воспитательном процессе информационные технологии с 80% до 95%;

-обеспечить 100% доступ общеобразовательных школ юга Тюменской области к сети Интернет.

Бюджетные инвестиции в объекты образования на 2010-2012 годы составят 6764 млн.руб.. Планируемый трехлетний объём бюджетных инвестиций в объекты образования, позволит:

- увеличить количество мест в детских дошкольных учреждениях на 4 тысячи 300;

- ввести в эксплуатацию 8 школ на 3 тысячи учебных мест;

- доля общеобразовательных учреждений, использующих в учебном процессе, информационные технологии, возрастёт к 2011 году до 95 процентов против 85 – в настоящий момент.

Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, предусмотренные в бюджете составляют 38млрд.839 млн. рублей, причем 38% бюджетных средств, выделенных по этому направлению будут переданы ТФОМСу.

Бюджетные инвестиции в объекты здравоохранения,млн.руб.

Таблица 2.3.2.

2009, факт

2010, факт

2011, план

2012, план

4295

6830

3815

3317

Информация о работе Роль бюджета в социальной защите населения