Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:08, дипломная работа
Цель исследования: комплексное изучение и анализ роли бюджетов в системе социальной защиты населения в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
7
1.1. Понятие регионального бюджета. Источники формирования доходов и основные направления расходов средств региональных бюджетов
7
1.2. Содержание, функции и задачи социальной защиты населения в Российской федерации
15
1.3. Система социальной защиты населения и ее структура
21
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
34
2.1. Органы социальной защиты населения в Тюменской области, их функции
34
2.2. Основные направления в работе по социальной защите населения в Тюменском регионе
48
2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы.
68
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
90
3.1. Перспективы развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения
90
3.2. Предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами
97
3.3. Направления совершенствования социальной защиты населения в Тюменской области
103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
114
- субсидии для оплаты содержания детей в детских сада;
- обеспечение доступного отдыха и спорта;
- меры по профилактике здоровья населения.
Величина прожиточного минимума на душу населения на первый квартал 2011 года составляет 5,651 тыс. рублей, что на 2,1% больше, чем в четвертом квартале текущего года. Как сообщает пресс-служба главы региона, для трудоспособного населения прожиточный минимум установлен в размере 6,117 тыс. рублей, для пенсионеров - 4,801 тыс. рублей, для детей - 5,265 тыс. рублей. Расчет величины прожиточного минимума на первый квартал 2011 года произведен с учетом изменения цен на товары и услуги, входящие в потребительскую корзину. Численность пенсионеров в Тюменской области на конец 2010 года составляет 768 тыс.человек. Средний размер назначенных пенсий (с учетом компенсаций) на 1 октября 2010 составляет 9718,9 руб.. Средний размер трудовой пенсии - 7981 рублей - по старости - 8627 рубля.[73]
- по инвалидности – 5913 рублей
- социальные – 5158,7 рублей
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет в ноябре 2010г.- январе 2011г. по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости в Тюменской области составила, по оценке, 1923,0 тыс. человек (56,1% от общей численности населения области), в их числе 1809,9 тыс. (52,8% от общей численности населения области) классифицировались как занятые экономической деятельностью и 113,1 тыс. человек (3,3% от общей численности населения области) – как безработные с применением критериев Международной Организации Труда (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Таблица 2.2.3.
Среднемесячная заработная плата одного работника в Тюменской области.
Год | Тыс. руб. |
2009 г. | 30733 |
2010 г. | 33662 |
2011г. прогноз | 37000 |
Источник[73]
Таблица 2.2.4.
Средний размер назначенных пенсий
Год | Тыс. руб. |
2009 | 7981 |
2010 | 8177 |
с февраля 2011 | 8886 |
Источник[73]
В 2010 году пенсии повышались четыре раза:
- 1 января произведено увеличение размеров трудовых пенсий путем проведения валоризации, в результате чего увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило около 1100 рублей.
- 1 апреля на 8,8% увеличены размеры социальных пенсий, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные выплаты, размеры которых повышаются при увеличении соответствующих размеров социальных пенсий. Средний размер социальной пенсии в результате перерасчета повысился до 4600 рублей.
- 1 июля 2010 года состоялась дополнительная индексация социальных пенсий на 3,41%. Средний размер социальной пенсии с 1 июля 2010 года повысился на 157 рублей и составил 4757 рублей, средний размер пении по инвалидности военнослужащих, проходивших службу по призыву, увеличился на 235 рублей и составил 7128 рублей, средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших службу по призыву, возрос с 5777 рублей до 5974 рублей. Общее увеличение социальных пенсий за 2010 год составило 12,51% (с учетом проведенной с 1 апреля 2010 года индексации)
С учетом проведенных и запланированных мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения, в конце 2010 года средний размер трудовой пенсии составил свыше 7,8 тыс. рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по отношению к прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера составил 172 %. Это означает, что в 2010 году, как и в 2009 году, был обеспечен как номинальный, так и реальный рост пенсий
В 2011 году размеры пенсий будут трижды проиндексированы:
- 1 февраля 2011 года трудовые пенсии выросли на 8,8%.
- 1 апреля 2011 года социальные пенсии будут увеличены с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошедший год.
- 1 июля 2011 года будут дополнительно проиндексированы социальные пенсии с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за 2010 год.[74]
Более семи лет Отделение сотрудничает с Правительством Тюменской области в реализации социальных программ, направленных на создание достойных условий жизни для пожилых людей и инвалидов.
Ежегодно Правительством Тюменской области утверждается «Социальная программа Тюменской области с участием средств Пенсионного фонда Российской Федерации». Источниками финансирования социальных программ являются бюджет Тюменской области и бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Реализация программных мероприятий позволяет организовывать чествование неработающих пенсионеров – ветеранов Великой Отечественной войны в связи с празднованием Дня Победы, а также оказывать социальную поддержку пенсионерам и инвалидам в связи с проведением Дня пожилого человека и Дня инвалида.
В Тюменской области активно проводится газификация населенных пунктов. За счет средств областного бюджета пенсионерам оказывается помощь на оплату стоимости работ по газификации. Однако, во многих случаях сметная стоимость работ превышает указанную сумму и пенсионеры самостоятельно ее оплачивают. Дополнительно они обращаются за помощью в приобретении газового оборудования, связанного с необходимостью газификации их домовладений (газовые котлы, плиты, стояки, горелки и т.п.). Без этой помощи неработающие пенсионеры и инвалиды не могут участвовать в газификации своих домовладений. С 2003 года такая помощь предоставляется им из целевых средств Пенсионного фонда РФ.
Значительная часть неработающих пенсионеров нуждается в приобретении зимней или межсезонной одежды и обуви. В случаях, когда единственным источником дохода пенсионера является пенсия, самостоятельно приобрести такую одежду и обувь они не могут, нуждаются в оказании помощи.
Также неработающие пенсионеры нуждаются в помощи для приобретения (ремонта) бытовой техники, облегчающих их самообслуживание (холодильники, стиральные машины, электроплиты и др.).
Все эти направления, исходя из выделенных Фондом средств, стараются учитываться в социальных программах.
Поскольку заказчиком социальных программ является Департамент социального развития Тюменской области, работа по оказанию адресной социальной помощи проводится в тесном сотрудничестве с органами социальной защиты населения области.
В Тюменской области размер выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) или в приемных и патронатных семьях увеличены в 2010 году до 5 тыс. 180 рублей в месяц на содержание одного дошкольника и 5 тыс. 550 рублей в месяц на содержание ребенка школьного возраста. Размер выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях, увеличится, как предусматривает Законопроект «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», в 2011 году с 5 тыс. 180 рублей до 5 тыс. 500 рублей в месяц на содержание одного ребенка дошкольного возраста, с 5 тыс. 550 рублей до 5 тыс. 890 рублей в месяц на содержание ребенка школьного возраста. В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту, средства на осуществление выплат предусмотрены в областном бюджете на 2011 год.
Также на территории Тюменской области осуществляется поддержка в обеспечении наиболее незащищенных семей с детьми путем выплаты единого ежемесячного пособия:
- на детей в неполных семьях, в том числе одиноких матерей;
- на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов;
- на детей, получающих социальную пенсию или пенсию по случаю потери кормильца;
- на детей военнослужащих, проходящих военную службу по
призыву в качестве сержантов, старшин, солдат и матросов;
- на детей курсантов военных образовательных учреждений;
- на детей в молодых семьях, где оба родителя являются
учащимися очных учебных заведений.
Помимо этого в Тюменской области в качестве эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам внедряют систему социальных контрактов. С августа 2010 года адресная социальная помощь для выхода на самообеспечение предоставляется малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину на основе социального контракта - договора о предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты и ее целевом использовании. [76]
Внедрение такой формы взаимоотношений между государством и гражданином призвано способствовать реализации трудового потенциала и повышению социальной ответственности получателей социальной помощи, снижению иждивенческого мотива их поведения и повышению уровня и качества жизни за счет формирования постоянных самостоятельных источников дохода в денежной или натуральной форме.
При заключении социальных контрактов соблюдаются условия, среди которых добровольность участия, целевое использование оказанной помощи и обязательность исполнения всех пунктов социального контракта.
В то время используется план не простой выплаты пособия, а "зарплата плюс пособие". Социальный контракт призван не только способствовать реализации трудового потенциала, но и повышать социальную ответственность получателей адресной помощи, для самостоятельных действий по увеличению своих доходов. По закону, социальный контракт – это договор о взаимных обязательствах между семьей (или человеком), органами соцзащиты населения и администрацией муниципального образования о предоставлении адресной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или натуральной помощи. В 2010 году в Тюменской области было заключено 825 социальных контрактов, в том числе 717 договоров по выходу малоимущих семей на самообеспечение (аналог оказания помощи на основе социального контракта). Контракты заключены сроком на два года. Средний размер выплаты составил 36 тысяч рублей. Более 90% участников мероприятий – это семьи с детьми, около 97% участников направили полученные средства на развитие личных подсобных хозяйств, отмечает пресс-служба губернатора области.
Успешной реализации программы социальных контрактов в Тюменской области помогло то, что в регионе с 2006 года осуществляются комплексные меры по выходу малообеспеченных семей на самообеспечение, которая также предполагала заключение подобного договора.
Программа «Самообеспечение» помогает жителям области найти способ самостоятельно заработать на жизнь. Для этого есть несколько вариантов: открыть свое дело, завести подсобное хозяйство или найти работу. Муниципальные власти и центры занятости помогают просчитать возможности для каждой семьи – участника программы.
В зависимости от выбора семьи, она может получить адресную помощь, которую затем использует в качестве «стартового капитала» для развития домашнего бизнеса или личного подсобного хозяйства. Другим помогают переучиться и приобрести востребованную специальность. Такая «обкатанная» схема и наработанная практика позволили значительно сэкономить время и шагнуть достаточно далеко в реализации эксперимента.
Информация о работе Роль бюджета в социальной защите населения