Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:08, дипломная работа
Цель исследования: комплексное изучение и анализ роли бюджетов в системе социальной защиты населения в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
7
1.1. Понятие регионального бюджета. Источники формирования доходов и основные направления расходов средств региональных бюджетов
7
1.2. Содержание, функции и задачи социальной защиты населения в Российской федерации
15
1.3. Система социальной защиты населения и ее структура
21
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
34
2.1. Органы социальной защиты населения в Тюменской области, их функции
34
2.2. Основные направления в работе по социальной защите населения в Тюменском регионе
48
2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы.
68
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
90
3.1. Перспективы развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения
90
3.2. Предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами
97
3.3. Направления совершенствования социальной защиты населения в Тюменской области
103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
114
Источник[77]
Объём бюджетных инвестиций в отрасль обеспечит ввод в течение 3-х летнего бюджетного цикла:
- 5-ти больниц;
- поликлиник, диспансеров, лечебных корпусов санаториев;
- 3-х медицинских центров.
Расходы на социальную политику в 2010-2012 годах составят 21 млрд. руб., 87% от запланированной суммы составят расходы на социальное обеспечение населения (меры социальной поддержки отдельных категорий граждан).
Структура расходов по отрасли «Социальная политика» на 2010-2012 годы, млн.руб.
Таблица 2.3.3.
2009,факт | 2010,факт | 2011,план | 2012,план |
8752 | 7264 | 6817 | 6840 |
Источник[77]
С целью сохранения существующего перечня льгот на оказание социальной поддержки отдельных категорий граждан в 2010 году направлено 4 млрд. 861 млн. рублей, из которых доплата к пенсии – 505 млн.руб.,опека и попечительство – 508 млн.руб., пособия на ребенка – 533 млн.руб., материальная помощь, государственная адресная помощь – 375 млн.руб., льготы инвалидам, ветеранам труда, труженикам тыла: ЖКХ – 2155 млн.руб., связь – 171 млн.руб., проезд – 160 млн.руб..
На реализацию мероприятий в области содействия занятости населения в 2010 году выделено 639,3 млн.руб., из них на мероприятии по активной политике и социальной поддержке безработных граждан из областных средств – 23,5 млн.руб., из федерального бюджета – 273,2 млн.руб.; на мероприятия по снижению напряженности на рынке труда и содействию занятости из областных средств – 175,9 млн.руб., из федерального бюджета – 166,7 млн.руб..
Что касается ожидаемых показателей развития агропромышленного комплекса в области, то обеспечение продовольственной безопасности требует значительных ресурсов для сельского хозяйства.
В целях достижения эффективного, конкурентоспособного производства предусмотрена государственная поддержка в объёме более 15 млрд. рублей.
Ожидаемый результат – увеличение к 2012 году против плановых показателей текущего года:
- производства мяса - на 23 тыс. тонн;
- молока – на 157 тыс. тонн;
- урожайности зерновых и зернобобовых культур - до 26 центнера с гектара.
За три года планируется ввести в эксплуатацию 24 сельскохозяйственных комплекса и 24 мини-фермы.
По-прежнему в центре внимания Правительства области – улучшение жилищных условий граждан и обеспечение доступности жилья.
6 млрд. рублей в форме инвестиций, субсидий и займов будет направлено из бюджета в жилищное строительство.
За три года с помощью государственной поддержки планируется построить около 633 тысяч квадратных метров жилья, это позволит улучшить жилищные условия 12 тысяч семей.
Расходы на жилищное строительство, млн.руб.
Таблица 2.3.4.
| 2010,факт | 2011,план | 2012, план |
Приобретение(строительство) |
1818
|
778 |
423 |
Предоставление субсидий гражданам на приобретение(строительство) жилья |
948 |
54 |
54 |
Предоставление гражданам займов на приобретение(строительство) жилья |
412 |
412 |
412 |
Предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на селе |
169 |
169 |
169 |
Всего | 3591 | 1413 | 1058 |
Источник[77]
Продолжится реализация мероприятий ОЦП «Сотрудничество».
Трехлетний объём программы - 56 млрд. рублей.
Ещё одно, важное направление работы – укрепление муниципальных финансов.В поиске оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности муниципалитетов, в составе расходов областного бюджета предусмотрены четыре региональных фонда с объёмом на планируемый бюджетный цикл - 49 млрд. 612 млн. рублей.
Данные таблиц говорят о том ,что по многим направлениям социальной политки финансирование из бюджетов резко сократится, это обусловлено тем что снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов областного бюджета определило потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов.
К 2012 году объем расходов областного бюджета снизится по сравнению с 2010 годом на 20 млрд. рублей или на 21,9 % и составит 72 млрд. рублей.
Одним из основных приоритетов бюджетных расходов согласно Бюджетному посланию Президента РФ является формирование заделов на будущее. В этом направлении, прежде всего, требуется обеспечить полноценную реализацию приоритетных национальных проектов.
В 2010 - 2012 годах планируется продолжить софинансирование приоритетных национальных проектов. Расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в 2010 году составят 10 млрд. рублей, в 2011 и 2012 годах – 13 млрд. рублей соответственно.
Подходы к формированию бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов соответствуют основным задачам бюджетной политики на 2010 - 2012 годы, определенным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года.
Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации бюджетная политика в 2010 - 2012 годах должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития в посткризисный период, что требует значительной реструктуризации бюджетных расходов. В среднесрочной перспективе необходимо решение следующих основных задач:
- обеспечение исполнения социальных обязательств;
- ограничение размера бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы;
- переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля;
- определение оптимальных форм поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающих иждивенчество и создающих стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда;
- обеспечение кардинального повышения качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизации сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств;
- обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установление ответственности за неэффективное расходование средств, создание стимулов для расширения собственного доходного потенциала.
Именно на решение этих задач и направлена бюджетная политика Правительства Тюменской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Основными задачами бюджетной политики на 2010 - 2012 годы Правительством области определены:
- обеспечение исполнения социальных обязательств;
- переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможной эффективности от вложенных бюджетных средств;
- усиление ответственности органов исполнительной власти за результативность бюджетных расходов и повышения качества государственных и муниципальных услуг;
- оптимизация расходов бюджетных учреждений;
- определение оптимальных форм поддержки реального сектора экономики;
- обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их исполнения;
- приоритетное направление бюджетных инвестиций на завершение начатых объектов.
Определённая, Правительством области, политика в вопросах построения межбюджетных отношений, реализована в проекте областного бюджета и ориентирована:
- на единую систему формирования межбюджетных отношений;
- обеспечение сбалансированности местных бюджетов без дефицита.
При формировании заделов на будущее, осуществляя расходы на образование и здравоохранение, прямо связанные с развитием человеческого капитала, интеллектуальным ресурсом нации, ее духовным и физическим здоровьем, необходимо обеспечить максимальную отдачу и эффективное использование ресурсов, доступ к качественным услугам для возможно большего числа граждан. Именно на это и нацелены областные целевые программы «Основные направления развития здравоохранения Тюменской области» и «Основные направления развития образования и науки Тюменской области».
Расходы на реализацию мероприятий областной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области» в 2010 год в объеме 8,9 млрд. рублей. К 2012 году расходы на финансирование данной областной программы снизятся на 1,6 млрд. рублей или на 17,5 % и составят 7,3 млрд. рублей.
Расходы областного бюджета на реализацию мероприятий областной целевой программы «Основные направления развития здравоохранения Тюменской области» в 2010 год в объеме 8,9 млрд. рублей. В 2011 и 2012 годах расходы на финансирование данной программы составят 7 млрд. рублей ежегодно.
Средства, передаваемые в бюджет территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования на страхование неработающего населения, оказание высокотехнологичной медицинской помощи и предоставление дополнительных видов бесплатной медицинской помощи составляют в 2010 году 5,7 млрд. рублей. К 2012 году данные средства увеличатся на 24,6 млн. рублей и составят 100,4 % к уровню 2010 года.
В областном бюджете на 2010 - 2012 годы предусмотрены также средства, передаваемые ежегодно по 20 млн. рублей в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату досрочных пенсий безработным гражданам.
В условиях вынужденного сокращения расходов бюджетов Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» определены приоритеты бюджетных расходов. Один из них - это безусловное выполнение социальных обязательств.
Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств запланирован на 2010 - 2012 годы в объеме 4 млрд. рублей ежегодно. Все действующие обязательства будут выполнены. Принятие новых социальных обязательств в очередном финансовом году и в плановом периоде не предусматривается.
Расходы областного бюджета по разделу «Социальная политика» в 2010 год у составили 7,3 млрд. рублей. К 2012 году данные расходы составят 6,8 млрд. рублей или 94,2 % к уровню 2010 года.
Объем расходов областного бюджета по разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» составляет в 2010 году 4,5 млрд. рублей. В дальнейшие годы наблюдается снижение расходов по данному разделу, которые к 2012 году составят 1,6 млрд. рублей или 35,3 % к уровню 2010 года.
В целом расходы областного бюджета на финансирование социальной сферы с учетом средств, передаваемых в местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды, соствили в 2010 году 38 млрд. рублей, что составляет 41,5 % от общих расходов областного бюджета. В 2011 году доля расходов на финансирование социальной сферы составит 43,5 %, в 2012 году - 43,8 %. Это еще раз подтверждает социальную направленность областного бюджета.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации одним из направлений бюджетной политики на предстоящие три года является обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные отношения с органами местного самоуправления
В условиях снижения доходов бюджетов вследствие экономической нестабильности большое значение для сохранения стабильности в регионе имеют межбюджетные отношения с органами местного самоуправления.
Информация о работе Роль бюджета в социальной защите населения