Роль бюджета в социальной защите населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: комплексное изучение и анализ роли бюджетов в системе социальной защиты населения в Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА


7

1.1. Понятие регионального бюджета. Источники формирования доходов и основные направления расходов средств региональных бюджетов
7

1.2. Содержание, функции и задачи социальной защиты населения в Российской федерации
15

1.3. Система социальной защиты населения и ее структура
21

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


34

2.1. Органы социальной защиты населения в Тюменской области, их функции


34

2.2. Основные направления в работе по социальной защите населения в Тюменском регионе


48

2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы.


68

ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ


90

3.1. Перспективы развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения


90

3.2. Предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами


97

3.3. Направления совершенствования социальной защиты населения в Тюменской области


103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
109

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
114

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 620.50 Кб (Скачать)

Источник[77]

 

Объём бюджетных инвестиций в отрасль обеспечит ввод в течение 3-х летнего бюджетного цикла:

- 5-ти больниц;

- поликлиник, диспансеров, лечебных корпусов санаториев;

- 3-х медицинских центров.

Расходы на социальную политику в 2010-2012 годах составят 21 млрд. руб., 87% от запланированной суммы составят расходы на социальное обеспечение населения (меры социальной поддержки отдельных категорий граждан).

Структура расходов по отрасли «Социальная политика» на 2010-2012 годы, млн.руб.

Таблица 2.3.3.

2009,факт

2010,факт

2011,план

2012,план

8752

7264

6817

6840

Источник[77]

С целью сохранения существующего перечня льгот на оказание социальной поддержки отдельных категорий граждан в 2010 году направлено 4 млрд. 861 млн. рублей, из которых доплата к пенсии – 505 млн.руб.,опека и попечительство – 508 млн.руб., пособия на ребенка – 533 млн.руб., материальная помощь, государственная адресная помощь – 375 млн.руб., льготы инвалидам, ветеранам труда, труженикам тыла: ЖКХ – 2155 млн.руб., связь – 171 млн.руб., проезд – 160 млн.руб..

На реализацию мероприятий в области содействия занятости населения в 2010 году выделено 639,3 млн.руб., из них на мероприятии по активной политике и социальной поддержке безработных граждан из областных средств – 23,5 млн.руб., из федерального бюджета – 273,2 млн.руб.; на мероприятия по снижению напряженности на рынке труда и содействию занятости из областных средств – 175,9 млн.руб., из федерального бюджета – 166,7 млн.руб..

Что касается ожидаемых показателей развития агропромышленного комплекса в области, то обеспечение продовольственной безопасности требует значительных ресурсов для сельского хозяйства.

В целях достижения эффективного, конкурентоспособного производства предусмотрена государственная поддержка в объёме более 15 млрд. рублей.

Ожидаемый результат – увеличение к 2012 году против плановых показателей текущего года:

- производства мяса - на 23 тыс. тонн;

- молока – на 157 тыс. тонн;

- урожайности зерновых и зернобобовых культур - до 26 центнера с гектара.

За три года планируется ввести в эксплуатацию 24 сельскохозяйственных комплекса и 24 мини-фермы.

По-прежнему в центре внимания Правительства области – улучшение жилищных условий граждан и обеспечение доступности жилья.

6 млрд. рублей в форме инвестиций, субсидий и займов будет направлено из бюджета в жилищное строительство.

За три года с помощью государственной поддержки планируется построить около 633 тысяч квадратных метров жилья, это позволит улучшить жилищные условия 12 тысяч семей.

 

Расходы на жилищное строительство, млн.руб.

Таблица 2.3.4.

 

2010,факт

2011,план

2012, план

Приобретение(строительство)жилья для отдельных категорий граждан, в т.ч. переселение из ветхого и аварийного

 

1818

 

 

778

 

423

Предоставление субсидий гражданам на приобретение(строительство) жилья

 

948

 

54

 

54

Предоставление гражданам займов на приобретение(строительство) жилья

 

412

 

412

 

412

Предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на селе

 

169

 

169

 

169

Всего

3591

1413

1058

Источник[77]

Продолжится реализация мероприятий ОЦП «Сотрудничество».

Трехлетний объём программы - 56 млрд. рублей.

Ещё одно, важное направление работы – укрепление муниципальных финансов.В поиске оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности муниципалитетов, в составе расходов областного бюджета предусмотрены четыре региональных фонда с объёмом на планируемый бюджетный цикл - 49 млрд. 612 млн. рублей.

Данные таблиц говорят о том ,что по многим направлениям социальной политки финансирование из бюджетов резко сократится, это обусловлено тем что снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов областного бюджета определило потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов.

К 2012 году объем расходов областного бюджета снизится по сравнению с 2010 годом на 20 млрд. рублей или на 21,9 % и составит 72 млрд. рублей.

Одним из основных приоритетов бюджетных расходов согласно Бюджетному посланию Президента РФ является формирование заделов на будущее. В этом направлении, прежде всего, требуется обеспечить полноценную реализацию приоритетных национальных проектов.

В 2010 - 2012 годах планируется продолжить софинансирование приоритетных национальных проектов. Расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в 2010 году составят 10 млрд. рублей, в 2011 и 2012 годах – 13 млрд. рублей соответственно.

Подходы к формированию бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов соответствуют основным задачам бюджетной политики на 2010 - 2012 годы, определенным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года.

Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации бюджетная политика в 2010 - 2012 годах должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития в посткризисный период, что требует значительной реструктуризации бюджетных расходов. В среднесрочной перспективе необходимо решение следующих основных задач:

-    обеспечение исполнения социальных обязательств;

-    ограничение размера бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы;

-    переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля;

-    определение оптимальных форм поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающих иждивенчество и создающих стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда;

-    обеспечение кардинального повышения качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизации сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств;

-    обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установление ответственности за неэффективное расходование средств, создание стимулов для расширения собственного доходного потенциала.

Именно на решение этих задач и направлена бюджетная политика Правительства Тюменской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Основными задачами бюджетной политики на 2010 - 2012 годы Правительством области определены:

-    обеспечение исполнения социальных обязательств;

-    переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможной эффективности от вложенных бюджетных средств;

-    усиление ответственности органов исполнительной власти за результативность бюджетных расходов и повышения качества государственных и муниципальных услуг;

-    оптимизация расходов бюджетных учреждений;

-    определение оптимальных форм поддержки реального сектора экономики;

-     обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их исполнения;

-     приоритетное направление бюджетных инвестиций на завершение начатых объектов.

Определённая, Правительством области, политика в вопросах построения межбюджетных отношений, реализована в проекте областного бюджета и ориентирована:

- на единую систему формирования межбюджетных отношений;

- обеспечение сбалансированности местных бюджетов без дефицита.

При формировании заделов на будущее, осуществляя расходы на образование и здравоохранение, прямо связанные с развитием человеческого капитала, интеллектуальным ресурсом нации, ее духовным и физическим здоровьем, необходимо обеспечить максимальную отдачу и эффективное использование ресурсов, доступ к качественным услугам для возможно большего числа граждан. Именно на это и нацелены областные целевые программы «Основные направления развития здравоохранения Тюменской области» и «Основные направления развития образования и науки Тюменской области».

Расходы на реализацию мероприятий областной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области» в 2010 год в объеме 8,9 млрд. рублей. К 2012 году расходы на финансирование данной областной программы снизятся на 1,6 млрд. рублей или на 17,5 % и составят 7,3 млрд. рублей.

Расходы областного бюджета на реализацию мероприятий областной целевой программы «Основные направления развития здравоохранения Тюменской области» в 2010 год в объеме 8,9 млрд. рублей. В 2011 и 2012 годах расходы на финансирование данной программы составят 7 млрд. рублей ежегодно.

Средства, передаваемые в бюджет территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования на страхование неработающего населения, оказание высокотехнологичной медицинской помощи и предоставление дополнительных видов бесплатной медицинской помощи составляют в 2010 году 5,7 млрд. рублей. К 2012 году данные средства увеличатся на 24,6 млн. рублей и составят 100,4 % к уровню 2010 года.

В областном бюджете на 2010 - 2012 годы предусмотрены также средства, передаваемые ежегодно по 20 млн. рублей в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату досрочных пенсий безработным гражданам.

В условиях вынужденного сокращения расходов бюджетов Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» определены приоритеты бюджетных расходов. Один из них - это безусловное выполнение социальных обязательств.

Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств запланирован на 2010 - 2012 годы в объеме 4 млрд. рублей ежегодно. Все действующие обязательства будут выполнены. Принятие новых социальных обязательств в очередном финансовом году и в плановом периоде не предусматривается.

Расходы областного бюджета по разделу «Социальная политика» в 2010 год у составили 7,3 млрд. рублей. К 2012 году данные расходы составят 6,8 млрд. рублей или 94,2 % к уровню 2010 года.

Объем расходов областного бюджета по разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» составляет в 2010 году 4,5 млрд. рублей. В дальнейшие годы наблюдается снижение расходов по данному разделу, которые к 2012 году составят 1,6 млрд. рублей или 35,3 % к уровню 2010 года.

В целом расходы областного бюджета на финансирование социальной сферы с учетом средств, передаваемых в местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды, соствили в 2010 году 38 млрд. рублей, что составляет 41,5 % от общих расходов областного бюджета. В 2011 году доля расходов на финансирование социальной сферы составит 43,5 %, в 2012 году - 43,8 %. Это еще раз подтверждает социальную направленность областного бюджета.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации одним из направлений бюджетной политики на предстоящие три года является обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Межбюджетные отношения с органами местного самоуправления

В условиях снижения доходов бюджетов вследствие экономической нестабильности большое значение для сохранения стабильности в регионе имеют межбюджетные отношения с органами местного самоуправления.

Информация о работе Роль бюджета в социальной защите населения