Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:08, дипломная работа
Цель исследования: комплексное изучение и анализ роли бюджетов в системе социальной защиты населения в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
7
1.1. Понятие регионального бюджета. Источники формирования доходов и основные направления расходов средств региональных бюджетов
7
1.2. Содержание, функции и задачи социальной защиты населения в Российской федерации
15
1.3. Система социальной защиты населения и ее структура
21
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
34
2.1. Органы социальной защиты населения в Тюменской области, их функции
34
2.2. Основные направления в работе по социальной защите населения в Тюменском регионе
48
2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы.
68
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
90
3.1. Перспективы развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения
90
3.2. Предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами
97
3.3. Направления совершенствования социальной защиты населения в Тюменской области
103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
114
Вложения промышленных меценатов предусмотрено в российской налоговой системе: созданы определенные льготы для предприятий, имеющих собственные учреждения социальной защиты, в частности исключена из налогооблагаемой базы часть прибыли, направляемая на создание собственных учреждений социальной защиты населения. Однако общий объем благотворительных отчислений на сегодняшний момент не превышает 2-3% от налогооблагаемой прибыли.
В нынешних российских условиях, когда свободные финансовые средства сосредоточены в основном в банках, можно предусмотреть механизм их льготного налогообложения в интересах учреждений социальной защиты населения.
3.2. Предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами
Характеризуя роль, региональных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), субъективные моменты при определении нормативов отчислений и распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджетов.
Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает при наделении органов власти субъектов Федерации соответствующими полномочиями по формированию и исполнению их бюджетов. Так региональные власти, испытывая дефицит инструментов бюджетного управления и ресурсов, ориентируются преимущественно на решение текущих задач и проблем краткосрочного характера. Но лишь формулирование стратегических целей позволит решить масштабные задачи стимулирования хозяйственных процессов региона. Поэтому необходимо, расширить круг полномочий региональных властей в области формирования и использования бюджетных средств региона.
В условиях ограниченности финансовых средств необходимо четкое разграничение соответствующих функций между различными субъектами управления. При этом должны быть реализованы такие принципы социальной защиты, как адресность (поддержка и помощь должны оказываться конкретным наиболее социально уязвимым группам населения), своевременность и доступность.
Функции федерального центра: разработка и проведение единой государственной политики регулирования уровня жизни; формирование системы закрепленных законодательными актами социальных гарантий в области заработной платы, пенсионного и социального обеспечения; на период интенсивной инфляции — индексация минимальной заработной платы и пенсий; разработка системы государственных минимальных социальных стандартов (нормативов), на которые должны быть ориентированы эти выплаты, с обоснованием источников и механизмов их обеспечения; целевое финансовое обеспечение социальных выплат из федерального бюджета и внебюджетных фондов; создание единой государственной системы социальной помощи; целевое финансирование государственных стационарных учреждений социального обслуживания; координация и контроль за деятельностью субъектов федерации, министерств и ведомств в сфере формирования уровня жизни и социальной защиты; организация подготовки и переподготовки кадров; научно-информационное и методическое обеспечение; организация обмена опытом между различными субъектами федерации и с зарубежными странами.
Функции субъектов федерации: разработка и проведение региональной социальной политики; реализация целевых региональных программ социальной защиты населения; формирование системы дополнительных к федеральным социальных гарантий, форм и методов защиты населения, закрепление их соответствующими актами законодательной власти; разработка региональных минимальных социальных стандартов (не ниже федеральных), на которые должны быть ориентированы гарантийные и компенсационные выплаты, с обоснованием источников и механизмов их обеспечения; целевое обеспечение социальной защиты населения из средств бюджета субъектов федерации и региональных внебюджетных фондов; создание региональной системы учреждений социальной помощи; дополнительное (к федеральному) финансирование стационарных региональных учреждений социального обслуживания; координация и контроль за деятельностью органов местного самоуправления, региональных внебюджетных фондов и управляющих структур народного хозяйства региона в сфере формирования уровня жизни и социальной защиты населения; организация подготовки и переподготовки кадров; научно-информационное и методическое обеспечение; организация обмена опытом с зарубежными странами, другими субъектами федерации, муниципальными образованиями, расположенными на территории региона.
Функции органов местного самоуправления: разработка и проведение муниципальной социальной политики; формирование системы дополнительных (к федеральным и региональным) социальных гарантий и методов социальной защиты (с закреплением их соответствующими правовыми актами представительной власти); определение контингента лиц, нуждающихся в различных видах социальной помощи; реализация основных принципов социальной защиты населения - адресности, своевременности и доступности; целевое обеспечение социальной защиты из средств муниципального бюджета и муниципальных внебюджетных фондов; создание единой муниципальной системы учреждений социальной помощи населению; координация и контроль за деятельностью органов социальной защиты, муниципальных внебюджетных фондов и структур предприятий в сфере регулирования уровня жизни.
Задачами федерального уровня в сфере регулирования уровня жизни являются: установление государственных минимальных стандартов, определение источников и порядка функционирования внебюджетных фондов - Пенсионного и Фонда социального страхования, регламентация деятельности центров социального обслуживания. Им устанавливаются также критерии отнесения муниципальных образований к категории «кризисных по уровню жизни».
Из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов финансируются целевые программы социальной защиты отдельных категорий населения (пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, кадровые военнослужащие, уволенные из Российской армии) и учреждения социального обслуживания. Оказывается оперативная финансовая помощь кризисным муниципальным образованиям путем снижения налоговых ставок, размеров отчислений в социальные фонды, предоставления кредитов и целевых инвестиций.
Взаимодействие между субъектами федерации и органами местного самоуправления в сфере социальной защиты регламентируется законодательными актами, принимаемыми в дополнение к федеральным и устанавливающими минимальные значения региональных социальных стандартов (которые должны быть не ниже федеральных). На их основе осуществляется расчет минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований и размера дотаций.
Финансирование социальной защиты и содержания материально-технической базы социального обслуживания осуществляется из бюджета субъекта Федерации. Эти средства могут перечисляться в муниципальные бюджеты напрямую или через специально создаваемый целевой фонд.
Взаимодействие между федеральными органами, субъектами федераций и местным самоуправлением в сфере занятости, поддержания уровня жизни и социальной защиты осуществляется посредством различных механизмов, главными из которых являются [13, с.9]:
Налоговый механизм – предоставление налоговых льгот и льгот по выплатам в социальные фонды некоторым видам деятельности на территории муниципальных образований. В сфере занятости этот механизм используется для сохранения существующих (экономически целесообразных) и создания новых рабочих мест, вовлечения в трудовую деятельность наиболее социально уязвимых категорий населения, стимулирования профессионального обучения и переобучения (особенно безработных или находящихся под угрозой увольнения). В сфере регулирования уровня жизни и социальной защиты – для стимулирования благотворительности.
Кредитный механизм – предоставление кредитов (в том числе льготных) из бюджетов и социальных фондов на осуществление всех этих видов деятельности на территории муниципальных образований.
Бюджетный механизм – прямое финансирование программ содействия занятости и социальной защиты населения муниципальных образований (особенно, кризисных) из бюджетов и внебюджетных фондов и предоставление им субсидий, субвенций и дотаций.
Механизм госзаказа – размещение на предприятиях муниципальных образований (в первую очередь, кризисных) заказов, оплачиваемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Административный механизм – обеспечение занятости и социальной защиты с помощью различного рода запретительных, разрешительных, ограничительных и других мер.
Организационный механизм – создание при федеральных органах и органах управления СФ специальных организационных структур для реализации государственной и региональной социальной политики (примером могут служить координационные комитеты содействия занятости населения).
Правовой механизм – разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих деятельность различных субъектов управления в сферах занятости, формирования уровня жизни и социальной защиты населения.
Программный механизм – включение различных муниципальных образований (в первую очередь, кризисных) в федеральные и региональные программы, способствующие повышению занятости, уровня жизни и социальной защите населения
В основу реформы социальной защиты необходимо положить следующие принципы [54, с.51]:
Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств. Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.
Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты. В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.
Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.
Создаваемая в России система социальной защиты населения должна отвечать следующим принципам [54, с.52]:
правовой обеспеченности и стабильности, достигаемой за счет разработки и принятия пакета новых законодательных и иных нормативных правовых актов, а также внесения необходимых изменений и дополнений в действующую нормативную правовую базу;
финансовой обеспеченности и устойчивости для удовлетворения основных, базовых потребностей населения в социальном обеспечении, возмещения утраченного заработка/дохода, достигаемого за счет обязательного участия всех членов общества в финансировании социального обеспечения, расширения перечня субъектов осуществления социальных пособий, изменения условий, принципов и источников их финансирования, обеспечения наиболее полного, целесообразного и прозрачного использования бюджетных средств, средств внебюджетных социальных фондов;
управляемости, достигаемой за счет четкого разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения различных субъектов, создания соответствующей материальной, информационной и кадровой базы, а также участия всех социальных партнеров в управлении системой.
Задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.
3.3. Направления совершенствования социальной защиты населения в Тюменской области
За последние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения Тюменской области претерпела значительные изменения. Взамен действовавшей ранее системы социального обеспечения создана принципиально новая система социальной защиты населения, включающая в себя учреждения социальной защиты семьи и детей, территориальные центры социального обслуживания населения, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи. Вводятся в действие новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов. Учреждения социального обслуживания оказывают помощь не только пожилым людям, инвалидам, семье и детям, но и активно работают над решением проблем детской безнадзорности, социальной помощи лицам без определенного места жительства.
Вместе с тем остаются недостаточными материально-техническая база и финансирование отрасли, имеющиеся возможности не обеспечивают потребности населения, нуждающегося в социальном обслуживании. До настоящего времени не приняты стандарты социального обслуживания населения, не внедрен порядок лицензирования этой деятельности.
В основу модернизации системы социальной защиты граждан должны быть положены следующие принципы.
Принцип государственной ответственности - постоянная деятельность по созданию условий для надежной социальной защиты населения соответственно происходящим в обществе изменениям; по улучшению их социального положения путем достаточного материально-технического, кадрового и организационного обеспечения соответствующих институциональных структур; выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Информация о работе Роль бюджета в социальной защите населения