Роль бюджета в социальной защите населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: комплексное изучение и анализ роли бюджетов в системе социальной защиты населения в Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА


7

1.1. Понятие регионального бюджета. Источники формирования доходов и основные направления расходов средств региональных бюджетов
7

1.2. Содержание, функции и задачи социальной защиты населения в Российской федерации
15

1.3. Система социальной защиты населения и ее структура
21

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


34

2.1. Органы социальной защиты населения в Тюменской области, их функции


34

2.2. Основные направления в работе по социальной защите населения в Тюменском регионе


48

2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы.


68

ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ


90

3.1. Перспективы развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения


90

3.2. Предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами


97

3.3. Направления совершенствования социальной защиты населения в Тюменской области


103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
109

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
114

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 620.50 Кб (Скачать)

Экономическое значение регионального бюджета также проявляется через выравнивание уровней экономического и социального развития внутри субъектных территорий. Следовательно, на практике осуществляется пропорциональное развитие территорий, отраслей национального хозяйства и социальной инфраструктуры. Совокупность этих мероприятий реализуется посредством региональных программ по текущему содержанию и развитию экономики и социальной сферы нуждающихся территорий.

Бюджетный фонд позволяет органам власти регулировать расходы на содержание учреждений, предоставляющих социальные услуги, обеспечивающих государственное содействие гражданам и бизнесу. Согласимся с научно-практическим мнением, что бюджеты субъектов РФ являются важнейшими источниками финансирования социально-экономических программ региона. Органы представительной и исполнительной власти регионов, мобилизуя денежные средства в бюджетном фонде, имеют возможность осуществлять развитие приоритетных отраслей промышленности, агрокомплекса, экологии, транспорта и связи. Эти направления укрепляют позиции исследуемого публично-правового образования как экономического субъекта.

В условиях ограниченности финансовых средств необходимо четкое разграничение соответствующих функций между различными субъектами управления. При этом должны быть реализованы такие принципы социальной защиты, как адресность (поддержка и помощь должны оказываться конкретным наиболее социально уязвимым группам населения), своевременность и доступность.

Для реализации задач региональной социальной политики в бюджетной сфере необходимо обеспечить, прежде всего, следующие условия:

1) бездефицитность бюджетов всех субъектов РФ;

2) законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально - экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

3) возможность при формировании бюджетов определять и учитывать

финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;

4) сбалансированность бюджетов всех уровней;

5) право, в пределах собственных финансовых ресурсов, самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;

6) контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально - экономическое развитие регионов.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

1.                  Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 688 с

2.                  Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект). – М.: МГУ, 2002. – 84 с.

3.                  Быстрякова А.П., Винокурова С.Е. - Государственные и муниципальные финансы: Учебник.- М.:2007.- С.216

4.                  Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 340 с.

5.                  Ведяпин В.И.- Региональная экономика.- М: 2007

6.                  Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. – 2005. –№12. – С.29-34.

7.                  Гембаренко В.Десять лет по пути становления и развития системы социальной защиты населения // Социальное обеспечение. – 2002. – №9-10. – C.52-55.

8.                  Голодова Ж.Г. - Оценка бюджетно-налогового потенциала региона в условиях реформирования системы межбюджетных отношений - //Финансы и кредит- №5 2009

9.                  Грязнова А.Г., Маркина Е.В.. Финансы.- Учебник.- М. 2007

10.             Гринкевич Л.С., Сагайдачная Н.К.- Государственные и муниципальные финансы РФ.- М:2007

11.             Говорков В. Основа политики – ответственность государства // Уровень жизни населения регионов России. – 2003. – №2. – С.5.

12.             Гусов К.Н. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 320 с.

13.             Долотин Б. Социальная политика должна быть прозрачной // Социальное обеспечение. – 2006. – №11. – С.9.

14.             Дудкин А. Нужны новые модели социальной работы // Социальное обеспечение. – 2007. – №2. – С.31-34.

15.             Ерошкина Л. Подход к формированию бюджетов в условиях кризиса//Бюджет. 2009. №3

16.             Закон Тюменской области от 06.07.2005 № 393 «О порядке установления величины прожиточного минимума в Тюменской области».

17.             Закон Тюменской области от 28.12.2004 №331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области».

18.             Зорина М.А. Мониторинг расходов региональных бюджетов в условиях бюджетирования, ориентированного на результат.//Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2008. / № 12.

19.             Карелова.Г Социальная защита: вчера, сегодня и завтра // Человек и труд. – 2005. – №6. – С.24-28.

20.             Кириллова М.В. Особенности российской модели бюджетного федерализма // Экономические науки. 2007. № 3

21.             Коваленко Е., Зинчук Г., Кочетова С. - Региональная экономика и управление - Учебник. - М. - 2008

22.             Конституция РФ. – М.: Зерцало, 2007. – 64 с.

23.             Круть С. Рецепты повышения эффективности социальной защиты населения известны // Человек и труд. – 2007. – №11. – С.8-10.

24.             Курбатов В.И. Социальная работа. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 533 с.

25.             Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) – М.: ИНФРА-М, 2006. – 186 с.

26.             Лушина С.И., Слепова В.А. - Государственные и муниципальные финансы. - Учебник.- М. Экономист. - 2007.

27.             Материалы Департамента социальной защиты населения Правительства Тюменской области за 2008-2010 г.г. // http://www.admtyumen.ru/ society/Socpolitika/

28.             Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Комаров Е.И., Войтенко А.И., Ран Н.Г. и др. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 487 с.

29.             Никулина Е.В. Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов. // Менеджмент в России и за рубежом, 2003, №7.

30.             Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. – М.: Высшая школа, 2063. – 226 с.

31.             Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 450 с.

32.             Павленок П. Д. Основы социальной работы. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 286 с.

33.             Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 514 с.

34.             Пискулина М. Рынок социального обслуживания населения Тюменской области // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2007. – №1-2. – С.52-58.

35.             Подшибякина Н. Основные принципы государственной политики социальной защиты населения в условиях реформ // Проблемы тории и практики управления. – 2006. – №6. – с.17-18.

36.             Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом спец. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 540 с.

37.             Постановление Администрации Тюменской области от 06.12.2004 №157-пк «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на обеспечение детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания».

38.             Постановление Администрации Тюменской области от 06.12.2004 №159-пк «О ежемесячном пособии на ребенка».

39.             Постановление Администрации Тюменской области от 06.12.2004 №161-пк «О пособии родителям военнослужащих, погибших (умерших) при прохождении военной службы по призыву в ходе вооруженных конфликтов».

40.             Постановление Администрации Тюменской области от 15.12.2004 №183-пк «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях граждан».

41.             Постановление Администрации Тюменской области от 15.12.2004 №184-пк «Об оказании адресной социальной помощи и предоставлении материальной помощи в Тюменской области».

42.             Постановление Администрации Тюменской области от 15.12.2005 №175-пк «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Тюменской области в 2006 году»

43.             Постановление Администрации Тюменской области от 28.10.2003 №356 «О порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области».

44.             Постановление Правительства Тюменской области от 02.03.2006 г. № 40-п «О социальном обслуживании населения в Тюменской области», «Положение о порядке определения тарифов на социальные услуги, предоставляемые в Тюменской области».

45.             Постановление Правительства Тюменской области от 28.04.2004 №18-п «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, связанных с обеспечением получения ими жилья».

46.             Потапов Л. Социальная политика и саморазвитие региона // Экономист. – 2008. – №1. – С.21-23.

47.             Ришанивская Н. Стратегия социальных реформ в России // Свободная мысль. – 2006. – №11. – С.70-74.

48.             Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник. – М: ИНФРА-М, 2003. – 371 с.

49.             Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. – М.: Мастерство, 2007. – 158 с.

50.             Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 302 с.

51.             Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2006. – 424 с.

52.             Смирнов С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс // Вопросы экономики. – 2003. – №2. – С.26-29.

53.             Смолкин Р. Г. Развитие бюджетного механизма государственного регулирования экономического развития регионов// Регионология. / 2008. / №1(62)

54.             Социальная защита населения: Опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» / под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: МарТ, 2003 – 336 с.

55.             Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской-Смирновой Е., Романова П. – М; ИНИОН-РАН, 2002. – 89 с.

56.             Социальная работа / Под общ. Ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 428 с.

57.             Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. – М: Большая Российская Энциклопедия, 2000. – 438 с.

58.             Социальный менеджмент. Учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М.: Бизнес школа «Интел-Синтез», 2007. – 418 с.

59.             Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 336 с.

60.             Федеральный закон №166-ФЗ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп.).

61.             Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №166-ФЗ (с изм. и доп.).

62.             Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (с изм. и доп.).

63.             Федеральный закон РФ от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» (с изм. и доп.).

64.             Федеральный закон РФ от 2.08.1995г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изм. и доп.).

65.             Федеральный закон РФ от 25 ноября 2006 года № 195-ФЗ «О внесении ряд изменений в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

66.             Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

67.             Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 320 с.

68.             Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 257 с.

69.             Шарин В. Принципы современной системы социальной защиты // Социальное обеспечение. – 2006. – №7. – С.50-52.

70.             Шарин В. Социальное обслуживание: проблемы, пути развития // Социальное обеспечение. – 2003. – №1. – С.37-42.

71.             www.gks.ru

72.             www.minfin.ru

73.             www.tumstat.gks.ru

74.             www.pfrf.ru

75.             www.tfoms.ru

76.             www.fss.ru

77.             www.admtumen.ru

 

 

 

 

8

 



Информация о работе Роль бюджета в социальной защите населения