Формы социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:07, реферат

Краткое описание

Место волонтерства в общественной жизни.Деятельность по социальной поддержке населения не может быть и никогда не была сугубо государственной задачей. Если общество становиться субъектом социальной помощи, защищенность каждого его члена значительно возрастает. История допрофессионального развития социальной работы содержит свойственные менталитету обычаи и традиции добровольной взаимопомощи

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 21.04 Кб (Скачать)

Место волонтерства в общественной жизни.Деятельность по социальной поддержке населения не может быть и никогда не была сугубо государственной задачей. Если общество становиться субъектом социальной помощи, защищенность каждого его члена значительно возрастает. История допрофессионального развития социальной работы содержит свойственные менталитету обычаи и традиции добровольной взаимопомощи. Эти традиции составляют основу развития волонтерского движения среди молодежи сегодня.Волонтерство – деятельность по своей природе просоциальная в целевом, процессуальном, содержательном, технологическом компонентах. Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше. Молодежь – традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения.  
Вопрос о потенциале использования молодежной волонтерской деятельности может рассматриваться как минимум в двух аспектах: влияние молодежного волонтерства на конкретно – историческую ситуацию, сложившуюся в обществе; влияние волонтерства на саму личность молодого человека, включающегося в данную деятельность. В словаре Ожегова С. И. волонтерство трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях .По мнению Е. И. Холостовой, волонтеры – это люди, делающие что-либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций.Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и разноплановость ее целевой направленности, можно говорить о существовании общих характеристик этого явления.Прежде всего, доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы. Волонтерская деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны. 
Волонтерство может быть организованным и неорганизованным, осуществляться в группе и индивидуально, в общественных и частных организациях.Волонтерство сегодня - это мощное общественное движение, имеющее свои организации во всех странах мира, но давно уже переросшие как национальные границы, так и сферу применения волонтерского труда. Волонтерство, как показывает международный опыт, развивается в рамках так называемого третьего сектора, или некоммерческих организаций.Во всем мире молодежное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Организация Объединенных Наций признает добровольчество богатым источником энергии, навыков, местных занятий. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ по поддержке молодежи, в решении общественных проблем.Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития волонтерства в новейшей истории нашей страны. За это время добровольческий сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку нуждающимся что, собственно, и является основой добровольчества.

Социальное взаимодействие.Распространено утверждение, что любое социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Однако некоторые ученые считают, что социальное действие, как правило, предполагает социальное взаимодействие, но оно может остаться без ответного действия, т.е. в каких-то случаях социальное действие не порождает социального взаимодействия.В учебной и справочной литературе понятие «социальное взаимодействие» трактуется по-разному. Внимание акцентируется либо на обмене действиями, либо на способе осуществления социальных связей, либо на системе взаимообусловленных социальных действий, либо на процессе воздействия социальных субъектов друг на друга, либо на отношениях между людьми и социальными группами, либо на поведении индивида. Обобщая, можно дать такое определение.Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание междуакторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Взаимопомощь.Общежитейский смысл и значение этого слова вполне понятны и обозначают оказание помощи несколькими лицами друг другу. Сферы применения взаимопомощи столь широки, что трудно указать, где бы она не применялась. Наибольшее значение В. приобретает с точки зрения экономической. Здесь этому началу в настоящее время дается известное ограничительное толкование: под ним понимается обыкновенно более или менее добровольное оказание помощи друг другу частными лицами, находящимися в приблизительно одинаковых условиях жизни и деятельности. Взаимные услуги оказываются, например, и гражданами одного и того же государства, как членами одного обширного союза или общежития. Но в основе такого общежития лежит более или менее принудительное начало, и связь членов не так рельефно выступает, как в более мелких и специальных общениях. Принудительность как отрицательный признак не исключает, однако, начала взаимопомощи в местных общественно-административных союзах, как, например, в деле земского или городского взаимного страхования.

  Особенное значение взаимопомощь имеет именно в деле взаимного страхования от огня и других внешних стихийных условий, в страховании жизни, пожизненных доходов, пенсий, пособий, в болезнях и от несчастных случаев (см. соответственные виды страхования). В более примитивной форме принцип взаимного вспомоществования осуществляется во всевозможных взаимовспомогательных кассах (см. Вспомогательные кассы). Не меньшее значение имеют и различные формы взаимного кредита — земельного, промышленного и т. п.

  Принципиальное и практическое значение взаимопомощь приобрела как противоположение крайним индивидуалистическим теориям конца прошлого и начала нынешнего столетий. Во времена Великой Французской революции принцип этот был даже предметом гонений. В нем видели остатки прежнего корпоративного устройства промышленных классов общества, в основе которого взаимопомощь являлась связующим экономическим и политическим началом. Декретами 1790 и 1791 годов были безусловно запрещены какие бы то ни было корпорации, и попытки рабочих сохранить учреждения для взаимного вспомоществования выражались в открытых восстаниях, подавляемых войском. Но вполне уничтожить идею и учреждения взаимной помощи революции не удалось. В других странах, как в Англии, начало это издревле и исподволь развивалось и принесло богатые плоды (см. Вспомогательные кассы). Развитие социалистических учений содействовало выяснению значения принципа взаимности (mutualité) и возникновению различного рода рабочих ассоциаций и корпораций. Наконец и ортодоксальная наука не только признала этот принцип, но даже стала указывать на него как на единственную основу рабочих соединений для борьбы с силой капитала. В Германии это выразилось в развитии подобных учреждений в многообразных формах рабочих вспомогательных касс и ассоциаций производительных, потребительных, ссудосберегательных и т. п. При этом возникла известная борьба между сторонниками Лассаля и Шульце-Делича, из которых первый стоял за государственную помощь и инициативу в деле учреждения касс, ассоциаций, а второй — за частную свободную инициативу. Благодаря всему этому теперь везде существует множество подобного рода учреждений, имеющих главной целью и задачей объединение интересов слабейших классов общества в их борьбе за существование. В России взаимопомощь осуществляется в особенности в артельных учреждениях, тесно связанных с бытовыми и этнографическими элементами нашей общественной жизни, в особенности в среде крестьянства.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ  ИНТЕРЕС.1. Общий интерес отдельных лиц, выступающих в качестве членов общественной группы (публики). 2. Совокупность обобщенных индивидуальных интересов отдельных людей, затрагиваемых политикой или действием. Существует очевидное различие между двумя этими формулировками, поскольку есть разница между общим интересом и совокупностью индивидуальных интересов. Общий интерес – это разделяемый интерес, тогда как совокупность индивидуальных интересов зависит от итоговой оценки позиции индивидов, рассматриваемых изолированно друг от друга. "Общественный интерес" вызывает сильные сомнения по трем причинам. Во-первых, как полагают, невозможно логически объяснить значение этого термина. Во-вторых, считается, что, даже если такое объяснение и могло быть дано, на практике нельзя определить, в чем заключается общественный интерес, и установить, какая именно политика отвечает данному определению. В-третьих, высказывается политический скептицизм относительно того, могут ли практика и институты современной политической жизни обеспечить соблюдение общественного интереса.

  Подобный скептицизм нашел мощную поддержку в лице теории общественного выбора (public choice). Первая из приведенных выше формулировок общественного интереса относится к членам общественной группы, "публике". Публика – это группа людей без указания их характеристик: например, английский "паб" (в переводе: общественный дом, который имеет лицензию на продажу алкоголя любому – в отличие от частного клуба, который располагает лицензией на продажу алкоголя только членам и гостям данного клуба). В этом смысле составляющие публику индивиды никак не обозначены, любой может быть в их числе. Но когда речь идет о вопросах, представляющих общественный интерес, принадлежность к соответствующей общественной группе зависит от конкретных условий. Например, обеспечение безопасности в аэропортах и поддержание общественного порядка на спортивных стадионах представляют собой общественный интерес. Хотя группы тех, кто пользуется аэропортами и тех, кто посещает спортивные арены, могут частично совпадать, но могут и значительно различаться между собой. Тем не менее представление о публике рисует некую неопределенную группу людей в том смысле, что неизвестно точно, кто может пострадать, например, в результате угона самолета или из-за давки на стадионе. Первая формулировка предполагает, что индивиды могут иметь общий интерес, если они считают себя потенциальными членами какой-то необозначенной группы и абстрагируются от своего конкретного положения и своих частных интересов. Например, человек, никогда не пользовавшийся аэропортами, может забыть об этом на время и задуматься над тем, каким мерам безопасности он отдал бы предпочтение, если бы оказался в соответствующей группе людей. Такое понимание общественного интереса тесно связано с понятием общей воли (general will) у Руссо (Rousseau). Вторая формулировка может рассматриваться как подход к проблеме общественного интереса с точки зрения принципа затраты-выгоды. Приверженцы такой трактовки отрицают логику или полезность первой формулировки и доказывают, что общественный интерес не может быть ни чем иным, как суммой интересов соответствующих индивидов, взятых в конкретных обстоятельствах. Тогда вопрос о том, насколько политика отвечает общественному интересу, решается путем оценки возможных приобретений и потерь, к которым, согласно прогнозам, приведет реализация данной политики.

 

 

 


Информация о работе Формы социальной защиты населения