Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:07, реферат
Место волонтерства в общественной жизни.Деятельность по социальной поддержке населения не может быть и никогда не была сугубо государственной задачей. Если общество становиться субъектом социальной помощи, защищенность каждого его члена значительно возрастает. История допрофессионального развития социальной работы содержит свойственные менталитету обычаи и традиции добровольной взаимопомощи
Место волонтерства
в общественной жизни.Деятельность по социальной
поддержке населения не может быть и никогда
не была сугубо государственной задачей.
Если общество становиться субъектом
социальной помощи, защищенность каждого
его члена значительно возрастает. История
допрофессионального развития социальной
работы содержит свойственные менталитету
обычаи и традиции добровольной взаимопомощи.
Эти традиции составляют основу развития
волонтерского движения среди молодежи
сегодня.Волонтерство – деятельность
по своей природе просоциальная в целевом,
процессуальном, содержательном, технологическом
компонентах. Включаясь в волонтерскую
деятельность, человек стремится на безвозмездных
основах повлиять на трансформацию современного
ему общества, сделать его лучше. Молодежь
– традиционно наиболее социально активная
демографическая группа, которая может
стать (и в частных случаях является сейчас)
основой крупномасштабного волонтерского
движения.
Вопрос о потенциале использования молодежной
волонтерской деятельности может рассматриваться
как минимум в двух аспектах: влияние молодежного
волонтерства на конкретно – историческую
ситуацию, сложившуюся в обществе; влияние
волонтерства на саму личность молодого
человека, включающегося в данную деятельность. В словаре Ожегова С. И. волонтерство
трактуется как добровольное выполнение
обязанностей по оказанию безвозмездной
социальной помощи, услуг, добровольный
патронаж над инвалидами, больными и престарелыми,
а также лицами и социальными группами
населения, оказавшимся в сложных жизненных
ситуациях .По мнению Е. И. Холостовой,
волонтеры – это люди, делающие что-либо
неформально, работая бесплатно как в
государственных, так и в частных организациях
медицинской, образовательной сферы или
сферы социального обеспечения, либо являются
членами добровольческих организаций.Несмотря
на богатство содержания волонтерской
деятельности и разноплановость ее целевой
направленности, можно говорить о существовании
общих характеристик этого явления.Прежде
всего, доброволец не должен заниматься
волонтерской деятельностью с целью получения
финансовой прибыли, а любое финансовое
возмещение должно быть меньше стоимости
выполненной работы. Волонтерская деятельность
должна осуществляться добровольно, без
принуждения со стороны.
Волонтерство может быть организованным
и неорганизованным, осуществляться в
группе и индивидуально, в общественных
и частных организациях.Волонтерство
сегодня - это мощное общественное движение,
имеющее свои организации во всех странах
мира, но давно уже переросшие как национальные
границы, так и сферу применения волонтерского
труда. Волонтерство, как показывает международный
опыт, развивается в рамках так называемого
третьего сектора, или некоммерческих
организаций.Во всем мире молодежное добровольческое
движение уже получило широкое распространение,
а его роль в социальном развитии оценена
на международном уровне. Организация
Объединенных Наций признает добровольчество
богатым источником энергии, навыков,
местных занятий. Правительства многих
стран используют ресурс добровольчества,
финансируя его проекты, в реализации
государственных программ по поддержке
молодежи, в решении общественных проблем.Последние
десятилетия стали наиболее активным
этапом развития волонтерства в новейшей
истории нашей страны. За это время добровольческий
сектор стремительно развивался и своему
нынешнему состоянию во многом обязан
социальной активности молодежи, ее стремлению
оказать поддержку нуждающимся что, собственно,
и является основой добровольчества.
Социальное взаимодействие.Расп
Взаимопомощь.Общежитейский смысл и значение этого слова вполне понятны и обозначают оказание помощи несколькими лицами друг другу. Сферы применения взаимопомощи столь широки, что трудно указать, где бы она не применялась. Наибольшее значение В. приобретает с точки зрения экономической. Здесь этому началу в настоящее время дается известное ограничительное толкование: под ним понимается обыкновенно более или менее добровольное оказание помощи друг другу частными лицами, находящимися в приблизительно одинаковых условиях жизни и деятельности. Взаимные услуги оказываются, например, и гражданами одного и того же государства, как членами одного обширного союза или общежития. Но в основе такого общежития лежит более или менее принудительное начало, и связь членов не так рельефно выступает, как в более мелких и специальных общениях. Принудительность как отрицательный признак не исключает, однако, начала взаимопомощи в местных общественно-административных союзах, как, например, в деле земского или городского взаимного страхования.
Особенное значение взаимопомощь имеет именно в деле взаимного страхования от огня и других внешних стихийных условий, в страховании жизни, пожизненных доходов, пенсий, пособий, в болезнях и от несчастных случаев (см. соответственные виды страхования). В более примитивной форме принцип взаимного вспомоществования осуществляется во всевозможных взаимовспомогательных кассах (см. Вспомогательные кассы). Не меньшее значение имеют и различные формы взаимного кредита — земельного, промышленного и т. п.
Принципиальное и практическое значение взаимопомощь приобрела как противоположение крайним индивидуалистическим теориям конца прошлого и начала нынешнего столетий. Во времена Великой Французской революции принцип этот был даже предметом гонений. В нем видели остатки прежнего корпоративного устройства промышленных классов общества, в основе которого взаимопомощь являлась связующим экономическим и политическим началом. Декретами 1790 и 1791 годов были безусловно запрещены какие бы то ни было корпорации, и попытки рабочих сохранить учреждения для взаимного вспомоществования выражались в открытых восстаниях, подавляемых войском. Но вполне уничтожить идею и учреждения взаимной помощи революции не удалось. В других странах, как в Англии, начало это издревле и исподволь развивалось и принесло богатые плоды (см. Вспомогательные кассы). Развитие социалистических учений содействовало выяснению значения принципа взаимности (mutualité) и возникновению различного рода рабочих ассоциаций и корпораций. Наконец и ортодоксальная наука не только признала этот принцип, но даже стала указывать на него как на единственную основу рабочих соединений для борьбы с силой капитала. В Германии это выразилось в развитии подобных учреждений в многообразных формах рабочих вспомогательных касс и ассоциаций производительных, потребительных, ссудосберегательных и т. п. При этом возникла известная борьба между сторонниками Лассаля и Шульце-Делича, из которых первый стоял за государственную помощь и инициативу в деле учреждения касс, ассоциаций, а второй — за частную свободную инициативу. Благодаря всему этому теперь везде существует множество подобного рода учреждений, имеющих главной целью и задачей объединение интересов слабейших классов общества в их борьбе за существование. В России взаимопомощь осуществляется в особенности в артельных учреждениях, тесно связанных с бытовыми и этнографическими элементами нашей общественной жизни, в особенности в среде крестьянства.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС.1. Общий интерес отдельных лиц, выступающих в качестве членов общественной группы (публики). 2. Совокупность обобщенных индивидуальных интересов отдельных людей, затрагиваемых политикой или действием. Существует очевидное различие между двумя этими формулировками, поскольку есть разница между общим интересом и совокупностью индивидуальных интересов. Общий интерес – это разделяемый интерес, тогда как совокупность индивидуальных интересов зависит от итоговой оценки позиции индивидов, рассматриваемых изолированно друг от друга. "Общественный интерес" вызывает сильные сомнения по трем причинам. Во-первых, как полагают, невозможно логически объяснить значение этого термина. Во-вторых, считается, что, даже если такое объяснение и могло быть дано, на практике нельзя определить, в чем заключается общественный интерес, и установить, какая именно политика отвечает данному определению. В-третьих, высказывается политический скептицизм относительно того, могут ли практика и институты современной политической жизни обеспечить соблюдение общественного интереса.
Подобный скептицизм нашел мощную поддержку в лице теории общественного выбора (public choice). Первая из приведенных выше формулировок общественного интереса относится к членам общественной группы, "публике". Публика – это группа людей без указания их характеристик: например, английский "паб" (в переводе: общественный дом, который имеет лицензию на продажу алкоголя любому – в отличие от частного клуба, который располагает лицензией на продажу алкоголя только членам и гостям данного клуба). В этом смысле составляющие публику индивиды никак не обозначены, любой может быть в их числе. Но когда речь идет о вопросах, представляющих общественный интерес, принадлежность к соответствующей общественной группе зависит от конкретных условий. Например, обеспечение безопасности в аэропортах и поддержание общественного порядка на спортивных стадионах представляют собой общественный интерес. Хотя группы тех, кто пользуется аэропортами и тех, кто посещает спортивные арены, могут частично совпадать, но могут и значительно различаться между собой. Тем не менее представление о публике рисует некую неопределенную группу людей в том смысле, что неизвестно точно, кто может пострадать, например, в результате угона самолета или из-за давки на стадионе. Первая формулировка предполагает, что индивиды могут иметь общий интерес, если они считают себя потенциальными членами какой-то необозначенной группы и абстрагируются от своего конкретного положения и своих частных интересов. Например, человек, никогда не пользовавшийся аэропортами, может забыть об этом на время и задуматься над тем, каким мерам безопасности он отдал бы предпочтение, если бы оказался в соответствующей группе людей. Такое понимание общественного интереса тесно связано с понятием общей воли (general will) у Руссо (Rousseau). Вторая формулировка может рассматриваться как подход к проблеме общественного интереса с точки зрения принципа затраты-выгоды. Приверженцы такой трактовки отрицают логику или полезность первой формулировки и доказывают, что общественный интерес не может быть ни чем иным, как суммой интересов соответствующих индивидов, взятых в конкретных обстоятельствах. Тогда вопрос о том, насколько политика отвечает общественному интересу, решается путем оценки возможных приобретений и потерь, к которым, согласно прогнозам, приведет реализация данной политики.