Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:08, дипломная работа
Цель исследования: комплексное изучение и анализ роли бюджетов в системе социальной защиты населения в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
7
1.1. Понятие регионального бюджета. Источники формирования доходов и основные направления расходов средств региональных бюджетов
7
1.2. Содержание, функции и задачи социальной защиты населения в Российской федерации
15
1.3. Система социальной защиты населения и ее структура
21
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
34
2.1. Органы социальной защиты населения в Тюменской области, их функции
34
2.2. Основные направления в работе по социальной защите населения в Тюменском регионе
48
2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы.
68
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
90
3.1. Перспективы развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения
90
3.2. Предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами
97
3.3. Направления совершенствования социальной защиты населения в Тюменской области
103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
114
В-пятых, региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.
Экономическое значение регионального бюджета также проявляется через выравнивание уровней экономического и социального развития внутри субъектных территорий. Следовательно, на практике осуществляется пропорциональное развитие территорий, отраслей национального хозяйства и социальной инфраструктуры. Совокупность этих мероприятий реализуется посредством региональных программ по текущему содержанию и развитию экономики и социальной сферы нуждающихся территорий.
Бюджетный фонд позволяет органам власти регулировать расходы на содержание учреждений, предоставляющих социальные услуги, обеспечивающих государственное содействие гражданам и бизнесу. Согласимся с научно-практическим мнением, что бюджеты субъектов РФ являются важнейшими источниками финансирования социально-экономических программ региона. Органы представительной и исполнительной власти регионов, мобилизуя денежные средства в бюджетном фонде, имеют возможность осуществлять развитие приоритетных отраслей промышленности, агрокомплекса, экологии, транспорта и связи. Эти направления укрепляют позиции исследуемого публично-правового образования как экономического субъекта.
Глава 3. Оптимизация расходов бюджета на социальную защиту населения в России
3.1. Перспективы развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения
Многообразие форм собственности, возникновение новых организационных форм деятельности, изменение социального статуса россиян вызывают изменения структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний различных групп населения, а в соответствии с этим – направленности и содержания социальной политики, форм социальной защиты, помощи и поддержки. Все эти требования не могут быть обеспечены без существенного укрепления экономической базы системы социальной защиты населения.
Экономический потенциал системы социальной защиты населения, в немалой степени формирующий уровень жизни людей, в настоящее время реализуется не в полной мере. Одна из причин – низкий уровень развития и неэффективное использование финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения, которые ни в качественном, ни в количественном отношении не удовлетворяют потребности населения.
При планировании развития учреждений социальной защиты населения необходимо учитывать следующие факторы [34, с.53]:
Обеспечение комфортных условий и качества обслуживания населения, ликвидация неоправданных различий в возможностях потребления услуг учреждений социальной защиты.
Совершенствование размещения сети учреждений социальной защиты с учетом экономической целесообразности.
Дальнейшее совершенствование сети учреждений социальной защиты в отраслевой структуре районов и крупных городов, преодоление депрессивного состояния социальной защиты в районах с экстремальными природными и экологическими условиями, возрождение учреждений социальной защиты малых городов, ускорение создания современного обслуживания в учреждениях социальной защиты в сельской местности.
Развитие инфраструктуры учреждений социальной защиты населения, призванной решать социально-экономические задачи в качественно новых рыночных условиях.
Существующая система финансирования в настоящее время поставила в трудное положение производственные структуры общественных организаций инвалидов – Всероссийское общество глухих (ВОГ), Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), занимающихся профессиональной ориентацией и трудовой реабилитацией инвалидов различных категорий.
Решение проблемы социальной защищенности данных категорий населения осложняется недостаточной разработкой методических аспектов формирования размеров и профиля сети учреждений ГС МСЭ и реабилитации инвалидов. Расходы на содержание этих учреждений финансируются за счет средств областного бюджета на основе сметного планирования, который не учитывает сложившийся уровень и тенденции изменения перечисленных выше показателей, что приводит к противоречию с существующей нормативно-правовой базой.
Несовершенны и базовые нормативы организации учреждений ГС МСЭ, которые учитывает только два фактора:
– первый - численность населения (70-90 тыс. человек), на территории которого создается учреждение ГС МСЭ и реабилитации инвалидов;
– второй - количество освидетельствованных и переосвидетельствованных (1800-2000 человек в год) [34, с.56].
В основе стратегии размещения государственных учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов должен лежать принцип адресности расходов в расчете на одного инвалида независимо от города или района, в котором находится учреждение ГС МСЭ и реабилитации инвалидов. В этой связи необходимо совершенствование механизма бюджетного регулирования на основе разработки научно обоснованных минимальных стандартов социальной обеспеченности.
Указанные меры целесообразно реализовать в рамках целевых государственных программ. Основным инструментом решения проблем инвалидов на федеральном уровне является Федеральная комплексная программа, которая состоит из пяти федеральных целевых программ [21, с.368]:
«Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов».
«Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов».
«Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
«Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов».
«Разработка и производство средств протезирования; строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий».
В финансовой сфере: оптимизация структуры расходов на финансирование социальной защиты, помощи и поддержки, пересмотр сущности пенсионного и льготного обеспечения инвалидов и на этой основе оптимизации федеральных, региональных, местных и индивидуальных финансовых обязательств перед системой социальной защиты инвалидов. Финансово-экономический аспект проблемы предполагает формальное признание социального бюджета, как самостоятельной и составной части бюджетов всех уровней, а также создание экономической базы функционирования системы социальной защиты инвалидов.
В последние годы наблюдается тенденция постепенной адаптации учреждений социальной защиты населения к условиям рыночной экономики. Однако, необходимо отметить, что в связи с большой социальной значимостью указанных учреждений целесообразно соблюдать разумный баланс между рыночной экономикой и социальными гарантиями. Важно избежать крена в социальной защите населения в сторону коммерциализации, наносящей ущерб учреждениям социальной защиты населения.
С увеличением масштабов учреждений социальной защиты населения спектр источников их финансирования расширяется, особенно активно в последние годы – за счет благотворительности и доходов от собственной коммерческой деятельности.
Преимущественную роль в учреждениях социальной защиты населения должна играть бюджетная система, за счет которой все население будет получать гарантированный государственный минимум услуг.
В денежном выражении этот минимум может быть установлен на уровне минимальных текущих затрат в учреждениях социальной защиты населения, т.е. гарантированный объем финансирования.
В условиях срыва сроков финансирования гарантированного объема на содержание учреждений социальной защиты населения (что влечет за собой несвоевременные отчисления в государственные внебюджетные фонды и в итоге приводит к перерасходу бюджетных средств, в виде пеней и штрафов) неплохо продумать вопрос об освобождении учреждений социальной защиты населения от перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, решив этот вопрос перед утверждением ассигнований на данные учреждения.
С развитием негосударственных форм обслуживания в учреждениях социальной защиты населения может увеличиваться доля средств населения в финансировании этих учреждений. Одним из логичных решений проблемы финансирования может быть система, основанная на принципах, когда вместо прямого финансирования учреждений социальной защиты населения государство предоставляет средства, необходимые для покрытия затрат учреждений социальной защиты населения, конкретным потребителям услуг через специальные государственные займы.
При этом потребители услуг за счет дополнительных финансовых средств финансируют те учреждения, в которых им предоставляется наиболее качественное обслуживание, а учреждения с низким уровнем обслуживания, по законам конкуренции, лишают потребителей своих услуг и, соответственно, средств достаточных для своего функционирования. Это вынудит их либо закрываться, либо повышать качество предоставляемых услуг.
Как уже отмечалось, размер ассигнований, выделяемых бюджетом, зависит от сети учреждений (количество объектов), находящихся на территории, где распределяется бюджет, а также от размеров учреждений (категория по оплате труда). Более обоснованным является критерий — ассигнования на учреждения в расчете на одного жителя с учетом поправочных коэффициентов. При этом не требуется увеличения финансирования, а меняется лишь единица измерения бюджетных средств — не на сложившуюся сеть учреждений, а на число жителей данного города, района. Такой подход соответствует назначению бюджетных средств и понятен каждому налогоплательщику [21, с.370].
В ходе дальнейшего развития финансирования учреждений социальной защиты населения, целесообразно установить для них фиксированные источники финансирования. Для этого необходимо определить доли различных учреждений социальной защиты в подоходном налоге, взимаемом с населения, чтобы каждый работающий мог бы узнать, какая часть его дохода расходуется на учреждения социальной защиты населения.
Однако общая сумма подоходного налога не покрывает всех финансовых потребностей учреждений социальной защиты. Расходы государственного бюджета на социальные мероприятия составляют не более трети средств, направляемых на финансирование социальной защиты. Поэтому наряду с использованием подоходного налога необходимо привлечение и других источников – части налога на добавленную стоимость.
Расширить финансовые возможности на содержание учреждений социальной защиты можно за счет использования части временно не задействованных средств социальных доходов в быстром коммерческом обороте с расходованием полученных прибылей на цели социального развития.
Даст положительный эффект предоставление дополнительных льгот юридическим и физическим лицам, финансирующим социальную защиту, например, путем увеличения с 3 до 10% необлагаемой налогом части прибыли, направляемой юридическими лицами на финансирование социальных учреждений.
Возможно стимулирование нового строительства и реконструкции учреждений социальной защиты посредством включения части идущей на эти цели прибыли в зачет налога на прибыль. Финансовые возможности расширит и освобождение от налога на прибыль средств, получаемых от предпринимательской деятельности учреждений социальной защиты, если они реинвестируются в соответствии с профилем конкретного учреждения.
Есть реальные возможности роста альтернативных источников финансирования социальной зашиты за счет вложения меценатов, получившего широкое распространение за рубежом.
Основными направлениями укрепления финансово-экономической базы учреждений социальной защиты могут являться следующие мероприятия [21, с.382]:
Создание корпорации учреждений социальной защиты управленческих округов и покровительство учреждениям социальной защиты управленческого округа.
Развитие благотворительности и привлечение индивидуальных пожертвований.
Увеличение вложений меценатов-промышленников.
Стимулирование собственной коммерческой деятельности учреждений социальной защиты населения.
Целесообразно также усилить косвенную поддержку учреждений социальной защиты (предоставление помещений, оборудования.).
Государство может влиять на механизм увеличения вложений меценатами путем изменения налоговой, фискальной политики, осуществляя контроль над их деятельностью в интересах учреждений социальной защиты населения. Формы государственного стимулирования вложений меценатов-промышленников разнообразны: вводятся льготы по налогу на прибыль; сумма благотворительных вкладов вычитается из налогооблагаемого дохода.
Информация о работе Роль бюджета в социальной защите населения