Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:08, дипломная работа
Цель исследования: комплексное изучение и анализ роли бюджетов в системе социальной защиты населения в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
7
1.1. Понятие регионального бюджета. Источники формирования доходов и основные направления расходов средств региональных бюджетов
7
1.2. Содержание, функции и задачи социальной защиты населения в Российской федерации
15
1.3. Система социальной защиты населения и ее структура
21
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
34
2.1. Органы социальной защиты населения в Тюменской области, их функции
34
2.2. Основные направления в работе по социальной защите населения в Тюменском регионе
48
2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы.
68
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
90
3.1. Перспективы развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения
90
3.2. Предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами
97
3.3. Направления совершенствования социальной защиты населения в Тюменской области
103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
114
Обобщая все выше сказанное, можно выделить следующие функции бюджета региона, определяющие его социально - экономическую сущность:
1) создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона;
2) содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;
3) развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;
4) выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам. Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. По региональным налогам представительный орган власти субъекта федерации самостоятельно устанавливает ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ к региональным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество организации по нормативу 100%;
- транспортный налог – норматив 100%;
- налог на игорный бизнес - норматив 100%;
- налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления в бюджеты субъектов РФ – 18% по нормативу 100%;
- налог на доходы физических лиц по нормативу 70%;
- акцизы по нормативу от 50% на спирт и спиртосодержащую продукцию, до 100% на пиво, на автомобильный бензин и дизельное топливо;
- налог на добычу полезных ископаемых по нормативу 100% на общераспространенные полезные ископаемые, 60% - на другие полезные ископаемые;
- сбор за пользование объектами водных биологических резервов по нормативу 80%;
- сбор за пользование объектами животного мира по нормативу 100%;
- единый сельскохозяйственный налог по нормативу 30%;
- государственные пошлины, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ по нормативу 100%.
К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:
- средства, получаемые от продажи регионального имущества;
- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;
- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;
- часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду (по нормативу 40 %);
- платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню(100%). Бюджетным кодексом РФ установлен перечень безвозвратных и безвозмездных перечислений в виде:
- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
- субвенций из Федерального фонда компенсаций;
- субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
- иных безвозвратных и безвозмездных перечислений между бюджетами бюджетной системы;
- безвозвратных и безвозмездных перечислений из бюджетов государственных и территориальных государственных внебюджетных фондов;
- безвозвратных и безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
Расходы региональных бюджетов. В соответствии с законодательством исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов на:
-содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;
-обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
- проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;
- реализацию региональных целевых программ;
- формирование государственной собственности субъектов Федерации;
- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;
- оказание финансовой помощи местным бюджетам;
- прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. [4,c.142]
Наибольший удельный вес в составе расходов Бюджета субъектов Федерации (около 40%) занимают ассигнования на поддержку и развитие отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства и рыболовства, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и др.; на втором месте (более 25%) - расходы на образование, культуру и искусство, здравоохранение и др. цели.
1.2. Понятие, содержание, функции и задачи социальной защиты населения
Социальная защита - это специфический вид управленческой деятельности, базирующийся на таких принципах и методах социального управления, которые обеспечивают гарантированные Конституцией права и свободы всем гражданам современного государства. Использование этих принципов и методов, с одной стороны, предотвращают наступление рискованной ситуации, а с другой стороны, смягчают ее последствия, если риски осуществились на практике.
Важнейший принцип социальной защиты как специфического вида управленческой деятельности - это всеобщность, т.е. социальная защита, гарантируется всем тем, кто попадает в ситуации риска с неблагоприятным исходом.
Формирование федеральной системы социального обеспечения России, возрождение страховых начал в социальном обеспечении обусловили качественно новое содержание социальной защиты населения на современном этапе.[56, c.28]
В настоящее время «социальная защита» трактуется очень широко, включая в себя такие виды управленческой деятельности и социальной работы, как социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание, блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций и форм социальной защиты.
В широком смысле социальная защита - «политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками.
Социальная защита населения по определению Е.И. Холостовой - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований.
Социальная защита осуществляется за счёт федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Социальная защита призвана обеспечить конституционные права и минимальные гарантии гражданину, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности, независимо от ее места жительства, национальности, пола и возраста.
В узком смысле слова, социальная защита - комплекс целенаправленных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Система социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальную помощь, социальное страхование и социальное обслуживание.
Под социальной защитой также понимается целенаправленная деятельность государства в лице его институтов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и всестороннее развитие различных социальных групп граждан (инвалидов и участников ВОВ, пенсионеров, безработных, детей, ветеранов труда, и т.п.), с учетом воздействия негативных факторов и возможности их нейтрализации. Учет специфических особенностей каждой социальной группы - непременное условие эффективности осуществляемой социальной работы. [19, с.315]
Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность обеспечения прав и свобод личности, принцип субсидиарности (распределения социальной помощи в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, что размеры страховых взносов и выплат определяются страхователями и страховщиками самостоятельно и что устанавливаются границы доходов, с которых страхователи обязаны платить взносы). [24, с.245].
Вместе с тем, говорить сегодня об окончательно сформировавшемся бытии нового институционального образования - «система социальной защиты» - преждевременно. Об этом свидетельствует проведенный анализ научной литературы по данной проблеме. В этой связи следует отметить, что сама концепция «система социальной защиты населения», применительно к новым условиям находится в стадии разработки и становления. Среди специалистов в этой области отсутствует единство мнений по многим ее параметрам и положениям.
О неустоявшемся процессе институционализации социальной защиты свидетельствует неоднозначность понятия «социальная защита». В научной литературе часто встречаются подходы, когда определения социальной защиты формулируются одновременно как в широком, так и в узком смысле слова. Как следствие этого, в научной литературе высказываются разные мнения по вопросу об основных блоках и составных частях системы социальной защиты населения.
Можно констатировать, что термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания. И это закономерно, в связи с тем, что расширяется диапазон и перечень социальных групп и лиц, нуждающихся в социальной защите. Кроме того, социальная защита сегодня согласуется и тесным образом связана с Приоритетными национальными проектами, приобретает масштабность и расширяет границы (социальные ипотеки, Материнский капитал, оказание бюджетной поддержки в приобретении жилья молодым семьям и т.д.) Исходя из вышесказанного, определим социальную защиту как деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. Таким образом, можно констатировать, что формирование системы социальной защиты населения в РФ еще не завершено и требует больших усилий со стороны ученых и практиков.
Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Она осуществляется на базе соответствующих нормативных, правовых актов, денежных и материальных ресурсов и включает непосредственно организаторскую работу.
Информация о работе Роль бюджета в социальной защите населения