Органы социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 19:28, реферат

Краткое описание

В настоящее время в России очень противоречивая и многоаспектная ситуации - как морально-психологическая, социально - экономическая, так и духовная. Экономика нестабильна. Тенденции неблагополучия проявляется все сильнее. Численность людей с доходом ниже прожиточного минимума не уменьшается. Зато дифференциация населения по доходам обостряется. Все это требует того, чтобы государство и общественные объединения неправительственных организаций приняли должные меры - меры в сфере формирования системы обеспечения социальной безопасности и социальной защиты населения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….………….3

1. Понятие и сущность социальной защиты населения ………………………..4

2. Роль социальной работы в защите населения ………………………..………6

3. Социальное обслуживание: понятие, принципы. Обслуживание

в специализированных медицинских учреждениях ……………….………….11

4. Основные направления деятельности учреждений

социального обслуживания молодежи ………………………………………...18

Заключение ………………………………………………………………...…….20

Список использованной литературы …………………………………….…….

Файлы: 1 файл

сам реферат!!!!!.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

      Содержание 

Введение  ……………………………………………………………….………….3

1. Понятие и сущность социальной защиты населения ………………………..4

2. Роль социальной работы в защите населения ………………………..………6

3. Социальное обслуживание: понятие, принципы. Обслуживание

в специализированных медицинских учреждениях ……………….………….11

4. Основные направления деятельности учреждений

социального обслуживания молодежи ………………………………………...18

Заключение  ………………………………………………………………...…….20

Список  использованной литературы …………………………………….…….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      В настоящее время в России очень  противоречивая и многоаспектная ситуации - как морально-психологическая, социально - экономическая, так и духовная. Экономика нестабильна. Тенденции неблагополучия проявляется все сильнее. Численность людей с доходом ниже прожиточного минимума не уменьшается. Зато дифференциация населения по доходам обостряется. Все это требует того, чтобы государство и общественные объединения неправительственных организаций приняли должные меры - меры в сфере формирования системы обеспечения социальной безопасности и социальной защиты населения.

      Одна  из наиболее значимых тенденций социальной политики сегодня - это становление  системы социального обслуживания, а также обширное применение в  работе с населением современных  технологий и методов. В одних работах социальное обслуживание населения анализируется как очень результативная социальная технология, которая способствует результативной социальной поддержке граждан в обстановке непростой социальной экономической ситуации, нелицеприятно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в иных работах - как новейшая парадигма социальной работы, в третьих - как принципиально важный сектор социальной сферы.

      По  мере быстрого формирования команд квалифицированных  социальных работников и других специалистов в сфере социальной педагогики, социальной работы и психологии и создания и усовершенствования сети территориальных социальных служб возможность реализации социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и заметной. 
 
 

      1. Понятие и сущность  социальной защиты  населения

      Социальная  защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

      В мире сложилось в основном две  модели социальной защиты:

      1) социал-демократической ориентации  с высокой ролью государства  в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

      2) неолиберальная – с меньшей  степенью государственного вмешательства  в социально-экономические процессы.

      В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы  социальной защиты:

  • государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
  • частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

      Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

      Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

      Основные  формы социальной защиты:

    • законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,
    • регулирование доходов и расходов населения;
    • социальное страхование;
    • социальное вспомоществование;
    • социальные услуги;
    • целевые социальные программы.

      Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

  • поощрительности, – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;
  • заявительности, – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
  • патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.
 

2. Роль социальной  работы в защите  населения

      Для оказания содействия людям, оказавшимся  в сложных жизненных ситуациях  и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

      В настоящее время социальная работа рассматривается как:

      1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

      2) комплексная социальная технология  осуществления социальной защиты  населения, социального управления, социальной политики в отношении  социально уязвимых групп населения.

      Социальная  работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.

      Принципы  социальной работы:

    • методологические – гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода;
    • организационные – планомерности, преемственности и последовательности в работе с индивидуумом, группой;
    • взаимодействия всех социальных институтов;
    • контроля исполнения;
    • содержательные – объективности, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий.

      Функции социальной работы:

    • нравственно - гуманистические, информационно -коммуникативные, аналитико - прогнозные, организационно - методические, социально - управленческие;
    • медиаторские, социально-фасититаторные, рекламно пропагандистские, регуляционно - профилактические, аффективно-коммуникативные, социоинтегративные.

      В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального  института стало происходить  в конце 1980-х г, когда специалисты среднего звена, – социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия – специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания.

      С 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральные  законы «Об основах социального  обслуживания населения», «О социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов», «О социальной помощи». В развитие этих законодательных актов принимаются нормативные и методические документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населения.

      В настоящее время социальная работа рассматривается как:

      1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

      2) комплексная социальная технология  осуществления социальной защиты  населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.

      Основные  направления социальной работы:

  • Социальный надзор (контроль) и профилактика – форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора – законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор);
  • Объекты – процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это – дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.).

      Социальная  реабилитация – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации – восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

      Социальная  интеграция – процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.

      Социальная  реинтеграция – процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.

      Социальные  службы – государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работ.

      К государственным социальным службам  относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

      К муниципальным социальным службам  относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления

      К негосударственным социальным службам  относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

      Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы:

  • пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды;
  • социально-бытового обслуживания;

Информация о работе Органы социальной защиты населения