Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:08, дипломная работа
Цель исследования: комплексное изучение и анализ роли бюджетов в системе социальной защиты населения в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
7
1.1. Понятие регионального бюджета. Источники формирования доходов и основные направления расходов средств региональных бюджетов
7
1.2. Содержание, функции и задачи социальной защиты населения в Российской федерации
15
1.3. Система социальной защиты населения и ее структура
21
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
34
2.1. Органы социальной защиты населения в Тюменской области, их функции
34
2.2. Основные направления в работе по социальной защите населения в Тюменском регионе
48
2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы.
68
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
90
3.1. Перспективы развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения
90
3.2. Предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами
97
3.3. Направления совершенствования социальной защиты населения в Тюменской области
103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
114
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА |
7 |
1.1. Понятие регионального бюджета. Источники формирования доходов и основные направления расходов средств региональных бюджетов | 7 |
1.2. Содержание, функции и задачи социальной защиты населения в Российской федерации | 15 |
1.3. Система социальной защиты населения и ее структура | 21 |
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ |
34 |
2.1. Органы социальной защиты населения в Тюменской области, их функции |
34 |
2.2. Основные направления в работе по социальной защите населения в Тюменском регионе |
48 |
2.3. Расходы на социальную сферу Тюменской области. Роль регионального бюджета в финансировании социальной сферы. |
68 |
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ |
90 |
3.1. Перспективы развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения |
90 |
3.2. Предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами |
97 |
3.3. Направления совершенствования социальной защиты населения в Тюменской области |
103 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 109 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ | 114 |
Введение
Бюджету как экономической категории присущи две функции - распределительная (перераспределение денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями обществ, производства, уровнями государственного управления, социальными слоями общества и т.д.) и контрольная (сигнализация обо всех отклонениях и движении бюджетных средств).
Границы действия распределительной функции очень широки, так как в бюджетные отношения вступают почти все участники общественного производства; основным объектом бюджетного распределения выступает национальный доход (главным образом чистый доход); вовлечение в бюджетное перераспределение элементов национального богатства (золотого запаса, валютных резервов, накопленных страховых резервов и др.) сопряжено, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами (войной, глубоким экономии, кризисом, последствиями крупномасштабных стихийных бедствий и т.п.).
С помощью контрольной функции выявляется финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей народного хозяйства, территориальных образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет. Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных бюджетных полномочий и т.д., но и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит. Бюджет оказывает огромное влияние на общество, производство, выступая ускорителем, а иногда - тормозом социально-экономического развития общества.[3, c.124]
Региональные бюджеты являются центральным звеном бюджетной системы РФ. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и не производственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства, охраны окружающей среды т.д. Поэтому на сегодняшний день, особенно в условиях кризиса, рассмотрение проблемы формирования и использования финансовых средств бюджета региона является весьма актуальным.[5, c.78]
В научном плане над темой бюджета региона работали и работают многие ученые. Наибольший интерес вызывают работы А.Г. Грязновой, Е. Коваленко, Г. Зинчук, С, Кочетова, Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, С.И. Лушина, В.А. Слепова, Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин, Н.В. Чернобивая, Г.С. Закревская.
Заметный вклад в исследование способов и методов финансирования социальной сферы на федеральном и региональном уровнях внесли Холостова Е.И., Гуслякова Л.Г., Жуков В.И., Григорьев С.И., Панов A.M., Попов В.Г., Топчий Л.В., Шеляг Т.В.
Цель исследования: комплексное изучение и анализ роли бюджетов в системе социальной защиты населения в Российской Федерации.
Объект исследования: финансовые отношения в области социальной защиты населения в Российской Федерации.
Предмет исследования: система бюджетного финансирования социальной защиты населения в Тюменской области.
При написании данной работы, мы поставили следующие задачи:
– рассмотреть социальную политику и систему социальной защиты в России;
– изучить расходы на социальную сферу в Тюменской области;
– рассмотреть роль региональных бюджетов в системе социальной защиты населения
– проанализировать систему бюджетного финансирования социальной защиты населения в Тюменской области;
– предложить направления развития финансово-экономической базы учреждений социальной защиты населения и предложения по финансированию социальной сферы региональными бюджетами.
В процессе подготовки исследования нами было уделено внимание изучению теоретических и практических аспектов исследуемой проблемы: проанализированы научная литература, специализированные источники, нормативно-правовой материал по данной теме.
Структура исследования: наша работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты населения региона
1.1. Региональный бюджет. Источники формирования доходов и основные направления расходов регионального бюджета
Региональный бюджет - совокупность валют, правил и норм их использования, взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно-кредитных отношений, связанных с применением валюты в определенном регионе.[5, c.192]
Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.
Региональные бюджеты - главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов. Они представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения части национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей. Бюджеты территорий служат центром, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса на всех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально - экономических проблем.
Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-
Бюджет субъекта Российской Федерации разрабатывается и утверждается в форме законов субфедерального уровня. В бюджете субъекта РФ предусматривается разделение средств: отдельно определяются денежные средства, предназначенные на исполнение расходных обязательств собственно субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий по предметам субъектного ведения. Также выделяются средства по полномочиям совместного ведения Российской Федерации и субъекта. Отдельно регламентируются расходные обязательства субъекта, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета.
В научном и прикладном аспектах важно установление значения бюджета публично-правового образования в экономическом и социальном развитии региона. Главенствующим среди различных направлений значимости является реализация определенных Конституцией РФ полномочий субъекта РФ. Образование субфедерального бюджетного фонда обеспечивает формирование финансовой базы представительных и исполнительных органов региона по реализации конституционных полномочий.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся:
· установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
· составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
· распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;
· определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
· разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
· установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;
· определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
· предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
· установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
· определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
· осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации.[21, c.131]
Бюджет субъекта Федерации неразрывно связан с движением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода, создаваемого в секторе материального производства. Совокупный объем бюджета (без участия федеральных ресурсов) взаимосвязан и взаимозависим от уровня развития общественного производства в регионе. Размер субфедерального бюджета также зависит от совокупности социальных потребностей населения, необходимость удовлетворения которых регламентируется за счет бюджетных средств.
В ходе функционирования субфедерального бюджета возникают экономические отношения между органами исполнительной власти региона и экономическими субъектами; государственными структурами и населением; государственными ведомствами (региональный уровень) и непроизводственной сферой. В большинстве случаев эти взаимоотношения количественно измеримы в стоимостном масштабе. В настоящее время актуализируется подход, связанный с оценкой качественных характеристик этих контактов. Активное участие бюджетных средств в расширенном общественном воспроизводстве и удовлетворении социальных потребностей обусловливает определенное влияние экономических законов на бюджет субфедерального уровня. Аккумулирование денежных средств в бюджете региона и их последующее использование определяют уровень субфедеральной бюджетной самостоятельности, которая проявляется через обеспечение общественных и гражданских потребностей, стабилизацию, восстановление и развитие экономического потенциала, выполнение социальных задач в сфере здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Самостоятельность также предусматривает и глубокую ответственность органов власти за рациональное и эффективное расходование бюджетных средств.[36, c.385]
Информация о работе Роль бюджета в социальной защите населения