Финансовые проблемы социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….. 2

1. Социальная защита населения: экономическая сущность, функции и принципы организации ……………… 4
2. Роль социальной работы в защите населения ……………………… 7

3. Проблемы и пути реформирования системы социальной
защиты населения в России …………………………………………… 13

Заключение ………………………………………………………………… 24

Список использованных источников …………………………………... 28

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 55.10 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………….. 2

 

1. Социальная защита населения:  экономическая сущность, функции  и принципы организации ……………… 4

2. Роль социальной работы в  защите населения ……………………… 7

 

3. Проблемы и пути реформирования  системы социальной

  защиты населения в России …………………………………………… 13

 

Заключение ………………………………………………………………… 24

 

Список использованных источников …………………………………... 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет  право на социальное обеспечение. Это  право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование  человека при наступлении таких  жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы  декларации связывают реализацию права  каждого человека на достойный жизненный  уровень не только в период, когда  человек трудится, но и в случаях  безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев  утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому  гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения  жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и  социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления  таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального  обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в  источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конститутивными признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Объективные основания социального  обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения  или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа  людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.

Нужно отметить, что в современном  обществе социальное обеспечение перестало  выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.

Социальная защита как особый социальный институт современного государства  является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальная защита населения: экономическая сущность, функции и принцип организации

Социальная защита – политика и  целенаправленные действия, а также  средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных  проблем, обусловленных социальными  рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

В мире сложилось в основном две  модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации  с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2) неолиберальная – с меньшей  степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы  социальной защиты:

-государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);

- частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основные формы социальной защиты:

- законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на ос­нове базовых стандартов и программ,

- регулирование доходов и расходов населения;

- социальное страхование;

- социальное вспомоществование;

- социальные услуги;

- целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

- поощрительности – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;

- заявительности – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

- патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности  и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной за­щиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтаристского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемым экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:

- доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;

- реформирования пенсионной системы;

- упорядочения медицинского и пенсионного страхования;

-  соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;

- создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;

- воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

Модернизация политики льгот, а  именно так следует рассматривать  эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных  и политических деятелей, привлечения  к ее решению квалифицированных  специалистов, владеющих проблемой.

 

2. Роль социальной работы в  защите населения

Для оказания содействия людям, оказавшимся  в сложных жизненных ситуациях  и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной ра­боты и социальные службы.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

2) комплексная социальная технология  осуществления социальной защиты  населения, социального управления, социальной политики в отношении  социально уязвимых групп населения.

Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.

Принципы социальной работы:

- методологические – гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода;

- организационные – планомерности, преемственности и последовательности в работе с индивидуумом, группой;

- взаимодействия всех социальных институтов;

- контроля исполнения;

- содержательные – объективности, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий.

Функции социальной работы:

- нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные, организационно-методические, социально-управленческие;

- медиаторские, социально-фасититаторные, рекламно-пропагандистские, регуляционно-профилактические, эффективно-коммуникативные, социоинтегративные.

В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального  института стало происходить  в конце 1980-х г, когда специалисты среднего звена, – социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия – специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания.

В 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатывается  и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных  видов социальных служб.

С 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральные  законы «Об основах социального обслуживания населения», «О социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов», «О социальной помощи». В развитие этих законодательных актов принимаются нормативные и методические документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населения. Учитывая конституционное положение о разграничении социальных полномочий, формируется законодательная основа этого направления деятельности в регионах России. В стране повсеместно создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций социальной направленности.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

2) комплексная социальная технология  осуществления социальной защиты  населения, социального управления, социальной политики в отношении  социально уязвимых групп населения.

Основные направления социальной работы:

- Социальный надзор (контроль) и профилактика – форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора – законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор);

- объекты – процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это – дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы и т.п.).

Информация о работе Финансовые проблемы социальной защиты населения