Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 17:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение теоретических аспектов разработки ценовой стратегии; определение её сущности и значения.
Задачами курсовой работы является определение особенностей разработки ценовой стратегии; изучение ценовой стратегии СП «ОАО «Спартак», а также разработка направлений совершенствования разработки ценовой стратегии предприятия.
Введение……………………………………………………………………….......3
1 Теоретические аспекты разработки ценовой стратегии
на предприятии при выходе на внешний рынок…………………...……….......4
1.1 Сущность ценовой стратегии и её роль в развитии
экспортного потенциала предприятия…………………………………………..4
1.2 Особенности разработки ценовой стратегии при экспорте
продукции………………………………………………………………………....8
2 Исследование ценовой стратегии при выходе на внешний
рынок СП «ОАО «Спартак»…………………………………………………….14
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…………………...14
2.2 Этапы разработки ценовой стратегии на предприятии…………………...17
2.3 Оценка эффективности ценовой стратегии при выходе
на внешний рынок…………………………………………………………..…..22
3 Направления совершенствования разработки ценовой стратегии
при выходе на внешний рынок…………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников
Фаза зрелости обычно самая длительная в жизненном цикле товара и может быть продлена за счёт создания новых модификаций товара. Не меньшую роль в успехе предприятия в этой фазе играет и умелое управление ценами.
Для зрелых рынков можно рекомендовать воспользоваться одной из трёх возможных стратегий:
– углубленного проникновения;
– расширения использования;
– расширения рынка.
Выбор между этими стратегиями должен, естественно, основываться на анализе условий, в которых действует предприятие, задач, которые её руководство считает для неё наиболее важными, возможностей фирмы. При этом можно руководствоваться критериями, предложенными ниже.
Таблица 1.1 – Факторы, которые необходимо учитывать при выборе конкурентных стратегий для зрелых рынков [2, c.13]
Факторы выбора конкурентной стратегии | Стратегия углубленного проникновения | Стратегия расширения использования | Стратегия расширения рынка |
Основная цель | Увеличить долю потребителей своих товаров среди участников рынка за счёт привлечения тех, кто пока товары фирмы не покупает | Увеличить объём
потребления средним |
Увеличение
числа потенциальных |
Характеристики рынка | Относительно
низкий уровень проникновения |
Относительно высокий уровень проникновения фирмы в один или несколько сегментов рынка, но при этом частота покупок довольно низка; товар используется для удовлетворения весьма ограниченного число потребностей или приобретается в особых случаях; рынок достаточно однороден и в нём можно выделить лишь несколько крупных сегментов | Довольно неоднородный рынок с большим числом разнообразных сегментов; имеются некоторые региональные и зарубежные рынки, где присутствие товаров фирмы весьма мало; некоторые модификации товаров, которые способны вызвать интерес потребителей, ещё не запущены в производство |
Характеристики конкурентов | Конкуренты удерживают относительно небольшую долю рынка; их сильно ограниченные ресурсы и квалификация делают маловероятным перехват большой доли от новых потребителей, которых удастся привлечь на данный рынок | Конкуренты
удерживают относительно небольшую
долю рынка; их сильно ограниченные ресурсы
делают маловероятным, что их товарные
марки будут более |
Конкуренты удерживают относительно небольшую долю рынка; у них не хватит ресурсов, чтобы захватить малоосвоенные географические зоны рынка или сегменты со специфическими запросами потребителей |
Характеристики производителя | Обладает самой большой долей рынка из всех конкурентов; располагает возможностями в сфере НИОКР, а также маркетинга, позволяющими создавать новые модификации товара; имеет средства и возможности в сфере рекламы и товаропродвижения достаточные для создания первичного спроса | Обладает самой большой долей рынка из всех конкурентов; имеет ресурсы и навыки в сфере маркетинга, позволяющие правильно выбирать и эффективно продвигать на рынок новые модификации товара и формировать новые сферы их использования | Обладает самой большой долей рынка из всех конкурентов; имеет ресурсы и навыки в сфере маркетинга, позволяющие развивать новые сегменты рынка или новые рынки вообще |
Таким образом, у предприятия при выходе на внешний рынок существует широкий выбор ценовых стратегий. Следует лишь определить возможности предприятия, его слабые и сильные стороны, выявить прямых конкурентов, обозначить преимущества и недостатки продвигаемого товара, а также определить, на какой стадии жизненного цикла он находится.
2
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ
СТРАТЕГИИ ПРИ
ВЫХОДЕ НА ВНЕШНИЙ
РЫНОК СП «ОАО
«СПАРТАК»
2.1
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Крупнейшая кондитерская фабрика Республики Беларусь - СП ОАО «Спартак» - ведет свою историю с 1924 года. В настоящее время «Спартак» представляет собой современное предприятие кондитерской отрасли, отличительной особенностью которого является применение только натурального сырья для производства продукции.
Общая
численность персонала
Акционерами
предприятия выступают
Среднесписочная численность СП ОАО «Спартак» формируется в соответствии с объемами производимой продукции.
Основными рынками сбыта предприятия в 2008 году определены Республика Беларусь – 75% объема продаж и экспорт в другие страны (в основном в Россию) - 25%. Одновременно с поставками на вышеуказанные рынки отдел маркетинга и отдел продаж прорабатывают возможность увеличения поставок продукции на рынки Западной Европы и США.
Основные виды сырья, используемого на предприятии: какао-продукты (бобы, масло, порошок), сахар, патока, мука, орехи, фруктово-ягодные пюре, жиры, молочные продукты, крахмал.
Ассортимент
выпускаемой продукции
Удельный вес планируемой в 2008 году к выпуску продукции в номенклатурном выражении составит:
– карамель – 20,9% ( 5 440 тн)
– печенье – 20,9% (5 453тн)
– вафли – 23,9% (6 212тн)
– конфеты – 23,9% (6 225тн)
– шоколад – 9,7% (2 519 тн)
– торты – 0,6% (152 тн)
Запланированная на 2008 год выручка составила 179,1 млрд. руб., прибыль от реализации около 8,5 млрд. руб., бухгалтерская прибыль порядка 4,3 млрд. руб., объем выпуска продукции в натуральном выражении – 26 000 тонн.
Для пополнения оборотных средств Общество активно использует банковский краткосрочный кредит. Действует возобновляемая кредитная линия в сумме 4, 7 млн. $ США в БелВЭБ на оплату сырья и материалов.
В бизнес-плане предусматривается реализация следующих направлений развития предприятия:
– расширение ассортимента конфетно-шоколадной продукции согласно предпочтениям потребителей;
– продвижение нового для предприятия продукта - конфет премиум-класса, находящихся в высоком ценовом сегменте и имеющих большую рентабельность.
Основным рынком сбыта является Республика Беларусь -77% объема продаж. В 2007 году предприятием выпущено 23 911 тонн кондитерских изделий. СП ОАО «Спартак» является лидером производства кондитерских изделий, его доля на белорусском рынке в 2007 году составила 34%.
Анализ тенденций развития ценового климата республики показывает, что происходит постепенная переориентация потребительских предпочтений в сторону более дорогой продукции, вполне объяснимая в условиях увеличения доходов населения. Так, поддерживаемый ростом доходов населения, шоколадный рынок демонстрировал уверенную динамику роста на протяжении 2004-2007 гг. со среднегодовым приростом 7%.
СП ОАО «Спартак» намерен стать первым отечественным производителем шоколадных конфет премиум-класса стоимостью 30 000-40000 руб/кг. До сих пор на белорусском рынке сладостей премиум-класса господствовали иностранные производители — Ferrero (Италия), Cadburry и «А. Коркунов» (Россия). Положительным моментом работы на премиум-сегменте является то, что производство шоколадных конфет в коробках — самое прибыльное направление кондитерского бизнеса.
При закупке нового оборудования СП ОАО «Спартак» расширит ассортимент конфетно-шоколадной группы товаров, освоит производство нового для предприятия продукта – конфет премиум–класса, что позволит укрепить лидерские позиции предприятия на белорусском рынке. чем на 20-25% в год, что характеризует правильность стратегии развития предприятия.
В связи c ростом дохода населения на 40-45% (что заложено программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2012гг.) рост спроса населения к продукции данного класса будет возрастать.
Для осуществления проекта предприятие планирует приобретение в кредит высокотехнологичного производственного оборудования, стоимостью
6 520 000 евро сроком на 5 лет под 11% годовых.
Выгоды проекта заключаются, прежде всего, в том, что, привлечение инвестиций будет способствовать модернизации производства, замене устаревшего и 100% изношенного оборудования (линии по производству шоколадных батончиков) шоколадного цеха, что позволит расширить ассортимент продукции конфетно-шоколадной группы, повысить качество продукции, и организовать производство продукции премиум-класса, расширить экспортный потенциал предприятия и повысить прибыльность предприятия.
Таблица
2.1 – Основные показатели СП «ОАО «Спартак»
Показатель | Единицы измерения | Январь-декабрь | Целевые показатели (%) | |||
2006 | 2007 | отклонение | темп | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Производство кондитерских изделий, всего | тонны | 27622 | 23911 | -3711 | 86,6 | |
Объём ТП в сопоставимых ценах | млн.руб. | 135275 | 129001 | -6274 | 95,4 | 106,6 |
Объём ТНП | млн.руб. | 141931 | 137161 | -4770 | 96,6 | 106,6 |
Объём ТП в действующих ценах | млн.руб. | 131581 | 137462 | 5881 | 104,5 | |
Среднесписочная численность | чел. | 2217 | 2174 | -43 | 98,1 | |
в том числе ППП | чел. | 2008 | 1957 | -51 | 97,5 | |
Производительность труда | тыс.руб. | 67367,7 | 65918 | -1450 | 97,8 | 112 |
Среднемесячная з/п работающих | тыс.руб. | 607,1 | 718,5 | 111 | 118,3 | 735 |
Отгружено кондитерских изделий всего | тонны | 27213 | 25324 | -1889 | 93,1 | |
в том числе Республика Беларусь | тонны | 19682 | 19523 | -159 | 99,2 | |
экспорт | тонны | 7531 | 5801 | -1730 | 77 | |
Удельный вес экспорта | % | 27,7 | 22,9 | -4,8 | — | |
В СВОБОДНО-ОТПУСКНЫХ ЦЕНАХ с НДС | ||||||
Отгружено кондитерских изделий, всего | млн.руб. | 133000 | 145972 | 12972 | 109,8 | |
в т.ч. Республика Беларусь | млн.руб. | 114758 | 127807 | 13049 | 111,4 | |
экспорт | млн.руб. | 18242 | 18165 | -77 | 99,6 | |
Без ндс | без ндс | |||||
Экспорт | тыс.$ | 8631,7 | 8525,3 | -106,4 | 98,8 | 110 |
Импорт | тыс.$ | 15272 | 23919,1 | 8647,1 | 156,6 | 94,3 |
Сальдо | тыс.$ | -6640,3 | -15393,8 | -8753,5 | — | |
Себестоимость реализованной продукции | млн.руб. | 109921 | 114259 | 4338 | 103,9 | |
Выручка от реализации продукции | млн.руб. | 142599 | 142630 | 31 | 100 | |
Рентабельность реализованной продукции | % | 11,7 | 6,9 | — | — | 11,6 |
Прибыль от реализации | млн.руб. | 12900 | 7828 | -5072 | 60,7 | |
Бухгалтерская прибыль | млн.руб. | 6976 | 3928 | -3048 | 56,3 | |
на01.12.06 | на01.12.07 | на 01.01.08 | ||||
Дебиторская задолженность | млн.руб. | 23957 | 36521 | 12564 | 152,4 | |
в т.ч просроченная | млн.руб. | 5607 | 3696 | -1911 | 65,9 | 3627 |
Удельный вес дебиторской задолженности | % | 23,4 | 10,1 | -13,3 | — | |
Кредиторская задолженность | млн.руб. | 30589 | 31893 | 1304 | 104,3 | |
в т.ч просроченная | млн.руб. | 15199 | 8497 | -6702 | 55,9 | 10735 |
Продолжение таблицы 2.1
Удельный вес кредиторской задолженности | % | 49,7 | 26,6 | -23 | — | |
Справочно: | на 1.01.07 | на 1.01.08 | ||||
Остатки на 1-ое число: | тонны | 2773,7 | 1361,3 | -1412,4 | 49,1 | |
млн.руб. (в свободно-отпускных) | 12228,2 | 9421,4 | -2806,8 | 77 | ||
Норматив запасов | % | 108,2 | 82,2 | -26 | — | 110 |
Привлечение инвестиций | млн.руб. | 2288 | 17472 | 15184 | 763,6 | 9000 |
Показатель по энергосбережению | % | -1,8 | -21,5 | — | — | -18,2 |
По данным таблицы можно сказать, что производство кондитерских изделий в 2007 году снизилось на 3711 тонн. В Республику Беларусь было отгружено в 2007 году 19523 тонны кондитерских изделий (127807 мнл.руб.); на экспорт было отгружено кондитерских изделий 5801тонна (18165 млн.руб.).
Сальдо в 2007 году было отрицательным (15393,8 тыс.$) и увеличилось по сравнению с 2006 годом на 8753,5 тыс.$. Это объясняется тем, что объёмы импорта превышали объёмы экспорта.
Объём привлечённых инвестиций в 2007 году возрос по сравнению с 2006 годом на 15184 млн.руб и составил 17472 млн.руб.
Можно
сделать вывод о том, что предприятие
имеет возможности для наращивания своих
производственных мощностей за счёт увеличения
объёма инвестиций.