Целесообразность выхода предприятия на внешний рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 07:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: проанализировать подходы и методы определения целесообразности внешней ориентации производства.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
 Рассмотреть сущность внешнего рынка, целесообразность и способы выхода на него.
 Проанализировать показатели экономической эфективности ВЭД, экспортные стратегии российских компаний и правовое регулирование ВЭД.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Внешний рынок: сущность и пути выхода. 4
1.1 Сущность, составляющие и классификация рынков. 4
1.2 Сущность внешнего рынка и методы выявления наиболее привлекательных внешних рынков. 5
1.3 Целесообразность и способы выхода предприятия на внешний рынок. 8
Глава 2. Анализ целесообразности внешней ориентации предприятия. 11
2.1 Показатели экономической эффективности ВЭД. 11
2.2 Экспортные стратегии российских компаний 15
2.3 Правовое регулирование ВЭД на предприятии 18
Глава 3. Проблемы и перспективы выхода предприятий на внешние рынки. 22
3.1 Проблемы выхода российских предприятий на внешние рынки. 22
3.2 Рекомендации по эффективному выходу на внешний рынок 24
3.3 Условия вступления России в ВТО. 27
Заключение. 31

Файлы: 1 файл

Курсовая Козырская7676.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Байкальский государственный университет экономики и права»

Кафедра Мировой экономики  и Международного бизнеса

По дисциплине: Организация и управление внешнеэкономической деятельностью на предприятиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Целесообразность выхода предприятия на внешний рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~Иркутск 2012~

Оглавление

 

 

Введение

 

В настоящее время  глобализация мировой экономики  подталкивает предприятия к выходу на внешние рынки. Зарубежные рынки представляют новые возможности сбыта продукции, становятся все более привлекательными для российских компаний и предприятий. Если компания решает выйти на внешние рынки, то важную роль играет целенаправленное планирование и практическая продуманность выбранного направления. Несомненные выгоды от выхода предприятия на внешние рынки ставят проблему разработки методов экономического обоснования принимаемых решений по выходу на внешний рынок (экспорта, импорта) на первый план. Это особенно трудная задача для предприятий, которые ранее обслуживали только внутренний рынок и не имели постоянных внешнеторговых связей. Все вышесказаное говорит о необходимости исследования целесообразности выхода предприятий на внешние рынки и об актуальности данной проблемы.

Цель данной курсовой работы: проанализировать подходы и  методы определения целесообразности внешней ориентации производства.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

    • Рассмотреть сущность внешнего рынка, целесообразность и способы выхода на него.
    • Проанализировать показатели экономической эфективности ВЭД, экспортные стратегии российских компаний и правовое регулирование ВЭД.
    • Выявить проблемы выхода предприятия на внешние рынки и дать рекомендации по выходу, а так же рассмотреть перспективы выхода на зарубежные рынки в условиях членства в ВТО.

Предметом данного исследования является процесс выхода предприятия  на внешний рынок

Объектом – способы  и методы оценки эффективности ВЭД.

Структура работы позволяет  последовательно решать поставленные задачи, курсовая работа состоит из 3 глав по 3 пункта в каждой.

 

 

Глава 1.Внешний рынок: сущность и пути выхода.

1.1 Сущность, составляющие и классификация рынков.

Рынок - понятие очень  обширное. В экономической теории под рынком понимают - совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.1 Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы, предприятия, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как продавцы, и как покупатели. Все хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи. Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступают не только производственная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

В работах известных экономистов Д. Рикардо и А.Смита термин "рынок" приобрел не четкое политэкономическое определение, потому что его использовали в основном для характеристики рыночного спроса. Французский экономист О. Курно, сделавший первую попытку дать более точное научное определение, определил рынок как "любой район, на котором взаимоотношения покупателей и продавцов свободные, поэтому цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". Английский экономист А. Маршалл утверждал, что "чем совершеннее рынок, тем более сильной является тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время платили за одну и ту же вещь одинаковую цену". Макконнелл К. и Брю С. рассматривают рынок как "институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг"2

В упрощенном, узком понимании  рынок можно рассматривать как  любое место торговли (обмена) товарами и услугами. Интересно, что в обыденном  представлении людей, мало связанных  с экономикой, рынок как место купли-продажи ассоциируется, прежде всего, с базарами и ярмарками, а также, с рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, с колхозными продовольственными рынками. А магазины оптовой и розничной торговли мало кто называет «рынком». Поэтому и искажается представление о рынке даже в простейшем понимании этого слова. Но если рынок, это место купли-продажи товаров, то нет особой разницы, где продавать (покупать) товары, под крышей или на открытом воздухе.

Поэтому в более обобщенном смысле рынок - понятие более широкое и вместительное, чем мы иногда думаем. Это и универсамы, универмаги, разные палатки, где покупают товары ежедневного употребления, продукты питания, одежда, обувь, ювелирные украшения. Рынками также называют места, где продают и покупают ценные бумаги (акции, облигации) - это фондовые биржи.

Следовательно, рынок - это  совокупность актов купли-продажи  вне зависимости от того, где происходит этот процесс. Экономисты понимают рынок  как торговлю в широком смысле слова, как рыночные процессы соединения продавцов с покупателями и характеризует по многим территориальным признакам, таким, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок, иными словами - емкость рынка, способ торговли, уровень цен.

Однако, все вышеназванные определения рынка неполны и односторонни. Рынок есть система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся, на принцип, согласно которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок - это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных принципов и законов.

Существует много признаков  классификации рынков, деление рынков на виды в определенной степени условно. В рамках данной курсовой работы важна классификация рынков по географическому фактору:

 

Рынок


 

Внешний

 

Внутренний



Местный

 

Региональный

 

Национальный


 

Рисунок 1. Классификация  рынков по географическому признаку.

1.2 Сущность внешнего рынка и методы выявления наиболее привлекательных внешних рынков.

 

Совокупность  зарубежных рынков по отношению к  рынку данного государства. Все  внешние (по отношению к данному) национальные рынки взаимодействую как между собой, так и с  мировым рынком в целом. Одно из следствий  этого -наличие у каждого национального рынка определенного импортного компонента (доли рыночного спроса, удовлетворяемого за счет импорта), а у национальной экономики — экспортного компонента, т.е. доли производимых товаров и услуг, реализуемых в счет экспортных поставок.3

Исследование рынка  является основой маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара. Программа  комплексного исследования зависит  от особенностей товара, характера  деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товаров и др.

Первым шагом при  выходе на внешний рынок является определение стратегических параметров предприятия. Определяющими можно  считать три параметра 

Первый. Необходимо проанализировать внешнее окружение предприятия. В рамках этого анализа рассматриваются макроэкономические показатели (экономические, политические, технологические, социокультурные факторы) и микроэкономические факторы, такие как состояние рынка и конкурентная среда. Эффективный анализ внешней среды предприятия должен включать анализ всего мирового рынка, чтобы не упустить из внимания новые тенденции, новых конкурентов или новые возможности рынка.

Второй. Проанализировать сильные и слабые стороны предприятия. Это необходимо для того, чтобы выявить возможности и трудности, а также глобальные тенденции. Помимо этого предприятие должно определить свое конкурентное преимущество. Руководители предприятия должны знать, что они предлагают на рынке и какие рынки они обслуживают. Они должны быть в курсе технологических и ресурсных возможностей предприятия, его потенциальных продаж и прибыли.

Третий. Необходимо учитывать интересы и ожидания всех заинтересованных лиц (акционеров, менеджеров, работников и покупателей) при разработке целей предприятия. Часто разные группы заинтересованных лиц имеют противоположные интересы и ожидания относительно размера предприятия, его прибыльности и стратегии.

До того как начинать анализ внешнего рынка предприятию  следует установить свои международные  маркетинговые цели и задачи. Этот процесс можно разделить на три этапа.

Во-первых, предприятие  должно определить желаемую долю экспорта по отношению ко всему объему продаж.

Во-вторых, предприятие  должно решить, будет оно выходить на несколько иностранных рынков или на глобальный мировой рынок. Обычно имеет смысл сначала сконцентрировать свои усилия по продвижению товаров на нескольких внешних рынках.

В-третьих, предприятие  принимает решение по поводу того, какие страны и какого типа выбрать  для экспорта своей продукции. Разграничение  между странами делается на основе таких показателей, как политическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, уровень доходов населения, географические факторы.

Предприятие должно решить, какие именно иностранные рынки  выбрать. Внешние рынки можно  проранжировать по следующим параметрам:

· Привлекательность  рынка.

· Конкурентное преимущество.

· Риск

Привлекательность рынка определяется на основе таких факторов, как язык, законы, географическое положение, стабильность, схожесть культурных традиций и т.п.

Конкурентное преимущество характеризуется рыночной стратегией предприятия, наличием конкурентов, этапом жизненного цикла товара.

Риск можно разделить на два основных вида [7, c. 231].

1. Риск инвестирования связан с возможностью национализации собственности предприятия иностранным правительством или с ограничениями перевода инвестированных ресурсов за границу.

2. Операционный риск связан с экономическим спадом в стране, девальвацией валюты, забастовками и прочими факторами.

После определения критериев  предприятие должно осуществить свой выбор внешних рынков, учитывая потенциал рынка, возможный риск, прогнозируемый объем продаж, предполагаемые издержки и прибыль.

Правильный выбор страны во многом определит будущую эффективность  работы предприятия на внешнем рынке.4

Методы определения перспективного внешнего рынка

Для исключения менее привлекательных  рынков при отборе могут использоваться следующие факторы:

· экономические факторы (например, слишком низкий уровень доходов  населения, отсутствие твердой валюты);

· политический климат (нестабильная политическая ситуация, риск национализации и экспроприации и. п.);

· географические факторы (очень большая  отдаленность от страны, неподходящие условия местности и климата);

· культурная среда (языковой барьер, проблемы религии, низкий уровень культуры и образования);

· технологические факторы (слишком  низкий технологический уровень  и отсутствие технического мастерства);

· иностранная торговая политика (слишком высокие таможенные барьеры и много различных  запретов на ввоз).5

Традиционно компании - экспортеры начинают осваивать рынок соседних стран, где он экономически и культурно  складывается аналогично рынку своего государства. В некоторых случаях  предприятия должны выбрать иной подход, так как возможности рынка  в другой стране с течением времени могут измениться.

В понятие «потенциал внешнего рынка», «спрос на рынке» и  «способности компании» включены временные  категории, такие как прошлое, текущий  момент и перспектива.

Факторы, которые оказывают  влияние на измерение емкости внешнего рынка возможного экспорта, могут быть разделены на две группы: факторы страны и факторы спроса

Факторы страны - это различные торговые барьеры и конкуренция на изучаемом рынке. К различным торговым барьерам относятся, например, таможенные тарифы, квоты, количественные импортные ограничения, нетарифные барьеры, импортные пошлины всех видов, ограничения относительно размера товара, объема, внешнего вида, упаковки, маркировки.

Информация о работе Целесообразность выхода предприятия на внешний рынок