Целесообразность выхода предприятия на внешний рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 07:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: проанализировать подходы и методы определения целесообразности внешней ориентации производства.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
 Рассмотреть сущность внешнего рынка, целесообразность и способы выхода на него.
 Проанализировать показатели экономической эфективности ВЭД, экспортные стратегии российских компаний и правовое регулирование ВЭД.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Внешний рынок: сущность и пути выхода. 4
1.1 Сущность, составляющие и классификация рынков. 4
1.2 Сущность внешнего рынка и методы выявления наиболее привлекательных внешних рынков. 5
1.3 Целесообразность и способы выхода предприятия на внешний рынок. 8
Глава 2. Анализ целесообразности внешней ориентации предприятия. 11
2.1 Показатели экономической эффективности ВЭД. 11
2.2 Экспортные стратегии российских компаний 15
2.3 Правовое регулирование ВЭД на предприятии 18
Глава 3. Проблемы и перспективы выхода предприятий на внешние рынки. 22
3.1 Проблемы выхода российских предприятий на внешние рынки. 22
3.2 Рекомендации по эффективному выходу на внешний рынок 24
3.3 Условия вступления России в ВТО. 27
Заключение. 31

Файлы: 1 файл

Курсовая Козырская7676.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Под таможенным регулированием ВЭД следует понимать деятельность уполномоченных органов государственной  власти, заключающуюся в установлении и реализации правил перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу РФ (а также осуществления отдельных видов ПД по оказанию таможенных услуг), обеспечении соблюдения этих правил и привлечении к ответственности правонарушителей.

Субъектами, осуществляющими  таможенное регулирование, являются органы законодательной, исполнительной и судебной властей, однако особая роль по непосредственному применению указанных правил (норм) принадлежит специальным органам исполнительной власти — таможенным органам.

Таможенное регулирование  ВЭД с участием предпринимателей осуществляется преимущественно императивным методом с применением в необходимых случаях дозволительных мер. Так, инициатива ввоза или вывоза товаров принадлежит субъекту ВЭД, перемещающему эти товары. Субъект ВЭД вправе также самостоятельно выбрать вид таможенного режима, наименование, ассортимент и количество ввозимого (вывозимого) товара, за исключением ограничений, установленных законодательством РФ.

Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

1. Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

1) таможенно-тарифного  регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений  внешней торговли услугами и  интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического  и административного характера,  способствующих развитию внешнеторговой  деятельности и предусмотренных  настоящим Федеральным законом.

2. Не допускаются иные  методы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности.

Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности

Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации мероприятия (включая необходимое их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе обеспечивают:

1) кредитование участников  внешнеторговой деятельности;

2) функционирование систем  гарантий и страхования экспортных  кредитов;

3) организацию торговых  выставок и ярмарок, специализированных  симпозиумов и конференций и  участие в них;

4) проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Информационное обеспечение  внешнеторговой деятельности

1. В целях развития  и повышения эффективности внешнеторговой  деятельности создается система внешнеторговой информации, управление которой осуществляется федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.

2. Система внешнеторговой  информации включает в себя  следующие сведения:

1) о российских лицах  и об иностранных лицах, осуществляющих  внешнеторговую деятельность на  российском рынке;

2) о российских лицах  и об иностранных лицах, получивших  квоты и лицензии;

3) о международных  торговых договорах и об иных  договорах Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

4) о российском и  об иностранном законодательстве  в области внешнеторговой деятельности;

5) о деятельности торговых  представительств Российской Федерации  в иностранных государствах;

6) о деятельности Российского экспортно-импортного банка и других организаций, оказывающих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности;

7) о таможенной статистике  внешней торговли Российской  Федерации;

8) о конъюнктуре на  внешних рынках по основным товарным группам;

9) о законодательстве  Российской Федерации в области  технического регулирования;

10) о правонарушениях  в области внешнеторговой деятельности;

11) о перечне товаров,  ввоз которых на территорию  Российской Федерации или вывоз  которых с ее территории запрещен;

12) другие полезные  для осуществления внешнеторговой  деятельности сведения.

3. Федеральный орган  исполнительной власти, указанный  в части 3 статьи 13 настоящего  Федерального закона, в разумный  срок обязан предоставить необходимую информацию в области внешнеторговой деятельности российскому лицу или иностранному лицу, участвующим во внешнеторговой деятельности, за плату, не превышающую стоимости оказанных услуг по предоставлению такой информации. Полученные денежные средства в полном объеме поступают в федеральный бюджет.

4. В соответствии с  обязательствами, вытекающими из  международных договоров Российской  Федерации, федеральный орган  исполнительной власти, указанный  в части 3 статьи 13 настоящего  Федерального закона, предоставляет иностранным государствам и международным организациям информацию о мерах государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Обеспечение внешнеэкономических  интересов Российской Федерации  в иностранных государствах

1. Внешнеэкономические  интересы Российской Федерации в иностранных государствах обеспечиваются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, а также созданными на основании международных договоров Российской Федерации торговыми представительствами Российской Федерации.

2. Решения, связанные  с учреждением торговых представительств  Российской Федерации в иностранных  государствах, принимаются Правительством  Российской Федерации. 13

Таким образом, мы можем  сделать вывод, что государство  осуществляет поддержку экспорта.

Глава 3. Проблемы и перспективы выхода предприятий на внешние рынки.

3.1 Проблемы выхода российских предприятий на внешние рынки.

 

Для современных тенденций  развития экономики характерна, прежде всего, глобализация. Этот процесс нельзя оценивать однозначно, в нем можно найти плюсы и минусы. Для российских предприятий это, с одной стороны - усиление конкуренции, с другой стороны — возможность выхода на новые рынки.

Российским предприятиям требуется от 10 до 24 мес. с момента  принятия решения о выходе на международные рынки, чтобы привести бухгалтерскую отчетность в соответствие с международными стандартами и правильно оформить инвестиционные проекты. Как отмечает Дэвид Тэйлор, руководитель группы международных рынков капитала фирмы ПрайсУотерхаусКуперс, российские компании столкнулись со структурными проблемами, без решения которых невозможно конкурировать с западными фирмами. Это проблемы бизнеса и маркетинга, проблемы вывода акций и долговых обязательств на международные рынки капиталов, рынки с очень высоким уровнем конкуренции (табл. 2). Большую роль играет несовершенство российского законодательства.

Большая часть российских предприятий готова остановиться на самом низкозатратном и безопасном варианте — традиционном экспорте, т.е. продаже товара за границу без дальнейшего сопровождения товара; и только немногие переключаются на глобальный маркетинг, когда маркетинговая деятельность за границей охватывает не только сбыт, но и практически все функциональные сферы деятельности предприятия: снабжение, исследования, разработки, персонал и т.д.

 

Таблица 3. Типичные проблемы выхода российский предприятий на международный  рынок.

Внешние проблемы

Внутренние проблемы

Высокий уровень конкуренции  на международных рынках,

Таможенные барьеры,

Культурные различия,

Недоверие к российским предприятиям (в том числе "криминальный имидж")

 Структурные проблемы

Несовершенство законодательства Несоответствие международным стандартам ,

Отсутствие грамотной  маркетинговой стратегии.


Крупные российские предприятия (прежде всего топливно-энергетической и металлургической направленности) часто не допускают на зарубежные рынки из-за стратегического характера их бизнеса и боязни зависимости от России в соответствующих отраслях. Так, например, представители отечественного ТЭК все чаще сталкиваются с попытками Евросоюза не допустить усиления присутствия отечественного капитала в транспортной инфраструктуре энергоносителей стран-членов ЕС. Европейские партнеры ссылаются на сомнения в надежности российских поставок энергоносителей и заявляют о своем нежелании зависеть от российских поставок, поставив перед собой задачу снижения энергоемкости своих экономик на 20 % к 2020 г. Евросоюз предлагает ратифицировать России Энергетическую Хартию и подписать прилагающийся к ней транзитный протокол, который объявляет доступными для транзита российские нефтяные и газовые трубопроводы, не предлагая взамен доступа для российских компаний к распределительной сети в ЕС. Не менее жесткие условия содержатся в предложенном Комиссией ЕС в сентябре 2007 г. т.н. «третьем пакете» по энергетике, который направлен на ликвидацию «вертикальной интеграции» путем отделения производящих мощностей (добывающих – в случае природного газа и генерирующих – для электроэнергии) от транспортных сетей – газопроводов или высоковольтных линий электропередачи. Особого внимания заслуживает содержащаяся в упомянутом документе т.н. «газпромовская оговорка», в соответствии с которой ни одна добывающая либо генерирующая компания, созданная в третьем государстве, не сможет контролировать газо- и электротранспортные мощности на территории Евросоюза, а по существу – быть реальным игроком на едином энергетическом рынке ЕС без заключения соответствующей страной специального энергетического соглашения с Евросоюзом. Данное положение ставит под вопрос участие Газпрома в собственности на газопроводы на территории Евросоюза. 
К числу наиболее крупных сделок с участием российского капитала, которые не были реализованы под влиянием преимущественно вышеуказанных причин можно, например, отнести попытку российской Северстали в 2006 г. объединиться с люксембургской металлургической компанией Arcelor, а также намерения Газпрома в 2006 г. приобрести британскую газораспределительную компанию Centrica.14 Серьезный прессинг со стороны национальных властей и местных деловых кругов испытал также российский производитель шин Амтел при покупке голландской Vredestein Baden (2005 г.), а также группа ВТБ при приобретении доли в уставном капитале концерна EADS (2006 г.). Последний пример подобного рода – неудавшаяся сделка по покупке контрольного пакета Opel канадской Magna и российским Сбербанком (2009 г.).

3.2 Рекомендации по эффективному выходу на внешний рынок

 

Существует несколько  способов проникновения на иностранные  рынки, из которых компания, проанализировав все внешние и внутренние факторы, выбирает наиболее подходящий для себя.

Предприятие может остановиться на экспорте, совместной предпринимательской  деятельности или прямом инвестировании за границей. Каждый последующий стратегический подход требует принятия на себя большего объема обязательств, риска и контроля, но и обещает более высокие прибыли. Очень полезной в данном случае является матрица выбора способа выхода на внешние рынки, представленная в трудах Г. Багиева.

Анализ деятельности различных предприятий стран СНГ в области мировой экономики, в частности, в вопросах исследования рынков сбыта своей продукции, показал, что исследования носят не глобальный характер и не могут претендовать на полноту информации о внешних рынках с целью проникновения на них. Поэтому на предприятиях специалистам в области экономики на международных рынках следует использовать имеющиеся в этом вопросе методики и методологии. В частности, использование метода кластерного анализа. Этот способ обладает следующими особенностями: отличается простотой и надёжностью; позволяет классифицировать объекты с заданной степенью однородности; является основой для реализации простейшего метода дискриминантного анализа. Алгоритм использования кластерного анализа для изучения внешних рынков базируется на экспертных оценках специалистов по оценке рынков по заданному параметру (цена, объём, сбыт и др.) в баллах с получением средних значений.

 

В кластер-анализе используется классификация рынков по следующему методу.

 

1. Рассчитывается пороговый коэффициент (Kj) по следующим составляющим:

 

- по каждому из критериев  определяется показатель вариации  как отношение размаха вариации (разность между крайними значениями) к средней величине критерия;

 

- выявляется критерий  с наибольшим значением показателя  вариации;

 

- по критерию с наибольшим  значением показателя вариации определяется отношение минимального уровня к максимальному.

 

По величине этого  отношения определяется пороговый  коэффициент. Если оно выше 0,5, то пороговый  коэффициент равен рассчитанному  отношению, если ниже – на уровне 0,51. Таким образом, при значении ниже 0,5 классифицируемые объекты больше далеки, чем близки.

 

 

2. Осуществляется оценка  близости (Кi).

 

3. Рассчитывается интегральный  коэффициент близости двух рынков  по всем критериям (i К) по  методу вычисления средней арифметической из индивидуальных индексов.

Информация о работе Целесообразность выхода предприятия на внешний рынок