Разгосударствление и приватизация в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

По моему мнению, тема приватизации более чем актуальна в нашей стране, т.к. в своё время затронула каждого. В своей работе я попытался проанализировать ход и результаты приватизации в России, а также сравнить их с международными примерами. В ходе работы над курсовой, я пришёл к неутешительному выводу о практически полном провале разумного на первый взгляд приватизационного плана в России.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..…….......... 3
I. Общий обзор разгосударствления в России. …………………………………………...…4
1. Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы……......... 4
2. Основные концепции приватизации............................................................................ 5
3. Экономическое содержание приватизации................................................................. 6
4. «Плюсы» и «минусы» приватизации........................................................................... 8
5. Реальные проблемы приватизации.............................................................................. 9
II. Приватизация ВПК.....................................................................................................................12
1. Особенности приватизации ВПК в России..................................................................12
2. Этапы приватизации, их содержание и основные результаты...................................13
3. Организационные формы приватизации......................................................................14
4. Последствия ваучерного этапа приватизации оборонных предприятий……….......16
5.Направления нейтрализации отрицательных последствий ваучерной приватизации...................................................................................................................................19
III. Современный этап приватизации в России..............................................................................20
1.Итоги приватизации государственного имущества в 2003 г..........................................20
2.Итоги приватизации государственного имущества в 2003 г..........................................21
3.План приватизации на 2005 г.............................................................................................21
4.Итоги приватизации за 2005 г. и план на 2006 г………………………………..……....22
5.План приватизации на период 2007 - 2009 г.г………………………………….….……28
4.Общий вывод по современному периоду российской приватизации...........................30
Заключение........................................................................................................................................31
Список использованной литературы...............................................................................................33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

б) прекращение института нормативной цены в процедуре приватизации. Нормативная цена ? новый институт в законодательстве о приватизации, введенный Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В основе ее идеологии - преодоление негативных эффектов разделения государственных функций по организации продажи государственного имущества между государственными органами по управлению имуществом и специализированным учреждением по его продаже. Нормативная цена является нижним порогом возможного значения начальной цены имущества (или цены продажи посредством публичного предложения). Законопроект закрепляет непосредственно за собственником имущества полномочие по установлению начальной цены (и иных условий, имеющих отношение к цене продажи имущества), поэтому необходимость в подобном ограничении отпадает. Кроме того, установление нормативной цены дублирует деятельность независимых оценщиков, обладающих специальными профессиональными знаниями и прошедшими конкурсный отбор.

в) упрощение продажи единичных акций открытых акционерных обществ. Анализ практики продажи мелких пакетов акций, включая результаты проверок Счетной палаты Российской Федерации, показал, что зачастую имеют место случаи, когда затраты на проведение оценки и организацию продажи подобных акций превышают доходы от их продажи. Вместе с тем, по действующему порядку приватизации, предусматривающему определение степени ликвидности имущества исключительно по результатам рыночных торгов, такие пакеты акций сначала выставляются на аукцион. Затем, после признания аукциона несостоявшимся (по причине отсутствия заявок или наличия только одного участника) ? способ приватизации может быть изменен на продажу посредством публичного предложения (аналог «голландского аукциона», на котором цена предложения последовательно снижается до «цены отсечения», равной 50% цены несостоявшегося аукциона). И только в случае неуспеха таких торгов акции могут быть проданы посредством продажи без объявления цены, механизм проведения которой можно охарактеризовать как аукцион с нулевой начальной ценой. С целью минимизации издержек, связанных с продажей единичных акций акционерных обществ, не имеющих оборота на фондовом рынке, законопроектом предлагается продавать их путем продажи без объявления цены, без проведения рыночной оценки.

г) совершенствование процедуры продажи государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения. В действующей редакции Закона о приватизации продажа имущества посредством публичного предложения проводится по аналогии с голландским аукционом, то есть аукционом на понижение цены, с той лишь разницей, что последний проводится «с голоса», а именно в одну торговую сессию в присутствии аукциониста и всех претендентов на приобретение имущества. Продажа посредством публичного предложения, предусмотренная действующим законом о приватизации, проводится в форме продажи с закрытой формой подачи предложения по цене имущества, при которой заявки участников подаются в письменной форме и с учетом периода понижения цены, то есть времени, измеряемого в днях, в течении которого цена предложения фиксируется на одном уровне согласно шагу понижения цены. Законопроект вводит новую форму данного способа приватизации в одну торговую сессию в присутствии аукциониста и всех претендентов на приобретение имущества, то есть в форме традиционного голландского аукциона (с голоса), наряду с вышеописанной формой продажи. При этом начальная цена таких торгов может быть существенно выше цены несостоявшегося аукциона. Для формы продажи с периодом понижения цены предусмотрено, что в случае одновременного предложения о приобретении имущества на данном шаге от двух и более участников (если это зафиксировано в журнале приема заявок) торги проводятся в сторону повышения цены. При уклонении или отказе заявителя от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение договора.

д) переход на качественно новый уровень информационной прозрачности приватизации. Законопроектом вводится новое понятие - «информационное обеспечение приватизации» - представляющее собой комплекс мероприятий, направленный на создание свободного доступа неограниченного круга лиц к информации по проведению приватизации. Это приводит название статьи в соответствие с ее содержанием. Законопроект устанавливает обязательность публикации информации обо всех этапах приватизационного процесса на всех уровнях собственности (федеральной, государственной собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципальных образований). В доступных для каждого информационных ресурсах (в том числе электронных) должны быть опубликованы акты о планировании приватизации, решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, информационное сообщение о продаже указанного имущества, а также сведения о результатах продаж. Это позволит увеличить заинтересованность в таком имуществе потенциальных покупателей за счет улучшения информационного обеспечения процесса приватизации государственного и муниципального имущества.

е) упрощение создания открытых акционерных обществ при приватизации:

Действующее законодательство о рынке ценных бумаг, направленное на защиту инвесторов на фондовом рынке, содержит требование об обязательном выпуске проспекта ценных бумаг (раньше именовался ? проспект эмиссии) при публичном размещении ценных бумаг, то есть их предложении неограниченному кругу лиц. Вместе с тем, при приватизации акции продаются крупными пакетами, как правило, в одни руки, и их широкое обращение на фондовом рынке может не входить в планы покупателя. С точки зрения обеспечения информационной прозрачности и публичности размещения акций, приватизация располагает самостоятельным инструментарием, эквивалентным роли проспекта ценных бумаг на традиционном фондовом рынке. С позиции разумной экономии издержек предприятия, связанных с акционированием, от регистрации указанного проспекта также целесообразно отказаться. Поскольку покупатель акций может не иметь планов по вовлечению акций в публичное обращения, а в случае такого желания может сам инициировать подготовку проспекта акций, необходимость в использовании данного института фондового рынка при приватизации отсутствует.

ж) переход на среднесрочное планирование приватизации федерального имущества.

Роль приватизации в структурных преобразованиях экономики делает ее важным инструментом проведения социально-экономической политики Российской Федерации. Поэтому планирование приватизации на среднесрочную перспективу является насущной необходимостью. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1165-р, утвержден не только Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2004 год, но и определены основные направления приватизации федерального имущества до 2006 года. Проектом предусмотрено планирование приватизации федерального имущества на очередной год, а также на два следующих за ним года.

Теперь по проекту прогнозного плана (программы) приватизации на 2006 год.

Программа приватизации направлена на реализацию задач, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 году, а также в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, подготовлена в соответствии с решениями Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Пообъектный перечень федеральных государственных унитарных предприятий составлен на основе решений Правительственной комиссии по проведению административной реформы и вышедших в их развитие распоряжений Правительства Российской Федерации. В проект программы приватизации не включены предприятия, подлежащие сохранению в федеральной собственности, подведомственность которых определена Правительством Российской Федерации, а также предприятия, подлежащие передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Проект Программы приватизации предусматривает приватизацию 968 федеральных государственных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций (долей в уставных капиталах) 419 хозяйственных обществ.

В 2006-2008 годах будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением акционерных обществ, включенных в перечень стратегических акционерных обществ, или участвующих в формировании интегрированных структур. В 2006 году будут предложены к приватизации: пакеты акций, размер которых не превышает 50 процентов уставного капитала соответствующих акционерных обществ, за исключением пакетов акций стратегических акционерных обществ или принимающих участие в формировании интегрированных структур, а также пакетов акций, продажа которых будет осуществляться исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в 2006 году и на период до 2008 года в соответствии с перспективным финансовым планом; пакеты акций акционерных обществ газового хозяйства, энергостроительного комплекса, строительного комплекса, кинематографии и кинопроката, внешнеэкономических организаций, гражданской авиации, здравоохранения, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, геологии, рыболовства, птицеводства, растениеводства, животноводства, лесопромышленного комплекса, медицинской промышленности, а также акционерных обществ машиностроения (за исключением стратегических акционерных обществ); федеральные государственные унитарные предприятия гражданской авиации, геологии, нефтегазового комплекса; топливной промышленности; морского и речного транспорта, предприятия полиграфической промышленности, здравоохранения, предприятия растениеводства, птицеводства и животноводства. При приватизации предприятий жилищно-коммунальной сферы, в состав имущества которых входят объекты сетевого хозяйства (электро-, тепло-, водо-, газосети), такие объекты должны быть выделены из состава общего имущества приватизируемых предприятий и закреплены в собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В 2006 году планировалось продолжение работы по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе в рамках реализации федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 годы)»

В 2007 - 2008 годах к приватизации будут предложены все федеральные государственные унитарные предприятия, не обеспечивающие выполнение государственных функций Российской Федерации, а также акции открытых акционерных обществ, созданных при акционировании указанных федеральных государственных унитарных предприятий.

Из наиболее крупных планируемых объектов приватизации можно отметить планируемую продажу находящегося в федеральной собственности пакета акций открытого акционерного общества «КАМАЗ». При этом предусмотрено, что принятие решения об условиях приватизации указанного пакета будет осуществляться Правительством Российской Федерации. Кроме того, в 2006 году предполагается продажа 100% пакета акций открытого акционерного общества «СГ-транс», осуществляющего прием, хранение и реализацию сжиженных нефтяных газов и светлых нефтепродуктов населению, коммунально-бытовым потребителям, промышленным, сельскохозяйственным, транспортным и иным предприятиям и организациям.

Исходя из оценки прогнозируемой стоимости предлагаемых к приватизации объектов в 2006 году ожидаются поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества в размере не менее 31 млрд. рублей.

Программа приватизации доработана после согласительного совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Жукова А.Д. и предварительно прорабатывалась с Аппаратом Правительства Российской Федерации.

 

              5. План приватизации на период 2007 - 2009 г.г.

 

              Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение, которым утвержден прилагаемый прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2007 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2007-2009 годы. Реализацию данного прогнозного плана поручено обеспечить Минэкономразвития. На 1 июня 2006 г. РФ является собственником имущества 7178 ФГУПов, акционером 3724 АО. Согласно прогнозному плану в 2007-2009 годах, в частности, будут предложены к продаже пакеты акций АО, созданных при акционировании ФГУПов, за исключением АО, включенных в перечень стратегических акционерных обществ или участвующих в формировании интегрированных структур. Из числа крупных объектов федерального имущества в 2007 году будут приватизированы находящиеся в госсобственности акции ОАО «ВО «Станкоимпорт», ОАО «Московский метрострой», ОАО «Аэропорт Салехард», ОАО «Международный аэропорт Уфа». В 2008-2009 годах к приватизации будут предложены все ФГУПы, не обеспечивающие выполнение государственных функций РФ, а также акции ОАО, созданных при акционировании указанных ФГУПов. Кроме того, планируется приватизировать находящихся в федеральной собственности 7 пакетов акций ЗАО, а также 233 объекта иного федерального имущества.

Исходя из прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и оценки прогнозируемой стоимости предлагаемых к приватизации объектов в 2007 году ожидаются поступления в госбюджет доходов от приватизации федерального имущества в размере 41 млрд руб. В 2008 и 2009 годах ожидаются поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества в размере 44 и 40 млрд руб. соответственно.

Хотелось бы также рассмотреть процесс приватизации, происходящий сейчас в Нижнем Новгороде, и сравнить с крупным федеральным образованием, таким как Москва. Здесь я представил список объектов, которые планируется приватизировать в ближайшее будущее:

Наименование

Количество акций, находящихся в Федеральной собственности
(% уставного капитала)

Количество акций, планируемых к приватизации

штук

% уставного капитала

 

По зоотехническому и ветеринарному снабжению "Нижегородский Зооветснаб", г. Нижний Новгород

100

35 509

100

Нижегородский завод "Эталон", г. Нижний Новгород

100

57 210

100

Научное опытно-конструкторское бюро "Лед", г. Нижний Новгород

100

1 310

100

Нижегородский экологический центр, г. Нижний Новгород

100

3 820

100

Инженерный центр по организации производства товаров народного потребления при Нижегородском политехническом институте, г. Нижний Новгород

100

2 960

100

Нижегородский областной коллектор учебно-наглядных пособий, технических средств обучения и оборудования (Нижегородский учколлектор), г. Нижний Новгород

100

7 290

100

Конструкторское бюро "Горизонт", г. Нижний Новгород

100

92 717

100

Нижегородский комбинат бытового обслуживания Московского военного округа, г. Нижний Новгород

100

32 990

100

НБД-БАНК, г. Нижний Новгород

0,03

331

0,03

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в Российской Федерации: проблемы и перспективы