Правительство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:49, реферат

Краткое описание

Правительство РФ осуществляет государственную власть в стране наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами РФ, в соответствии со ст.11 Конституции РФ. От других государственных органов Правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно занимается не принятием законов, как законодательные органы, а организацией их исполнения, обеспечением управления государственным аппаратом, экономикой страны. И в отличие от органов законодательной и судебной власти Правительство имеет свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной власти, что позволяет осуществлять управленческие функции и реализовывать принимаемые решения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Правительство РФ в системе органов государственной власти…… ..5
1.1. Роль исполнительной власти в жизни общества…………………….. 5
1.2. Разделение властей и правительство РФ……………………………. 7
1.3. Система федеральных органов исполнительной власти……………. 9
Глава II. Структура Правительства РФ ………………………………………. 11
2.1. Состав, порядок формирования Правительства РФ…………………11
2.2. Отставка и срок полномочий Правительства РФ…………………...15
Глава III. Компетенция Правительства РФ…………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат - Правительство рФ.docx

— 44.76 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

  

                                            Кафедра управления и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Конституционное  право»

на тему:

«Правительство Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Выполнила: студентка  гр. НН-11

                                            Подыганова  К.А.

                                            Проверил: доцент Михеев В.В. 
 
 
 
 
 
 

г. Йошкар-Ола,

2009 г.

       СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава I. Правительство РФ в системе органов государственной власти…… ..5

    1.1. Роль исполнительной власти в жизни общества…………………….. 5

    1.2. Разделение властей и правительство РФ……………………………. 7

    1.3. Система федеральных органов исполнительной власти……………. 9

Глава II. Структура Правительства РФ ………………………………………. 11

    2.1. Состав, порядок формирования Правительства  РФ…………………11

    2.2. Отставка и срок  полномочий  Правительства РФ…………………...15

Глава III. Компетенция Правительства РФ…………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованных источников…………………………………………...23 

       Введение

       Правительство представляет собой коллегиальный  орган исполнительной власти, в состав которого входят руководители министерств и центральных ведомств.

       Каким именно способом и каким государственным органом назначается Правительство - определяется формой правления, политическими и историческими традициями данной страны.

       Правительство РФ осуществляет государственную власть в стране наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами РФ, в соответствии со ст.11 Конституции РФ. От других государственных органов Правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно занимается не принятием законов, как законодательные органы, а организацией их исполнения, обеспечением управления государственным аппаратом, экономикой страны. И в отличие от органов законодательной и судебной власти Правительство имеет свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной власти, что позволяет осуществлять управленческие функции и реализовывать принимаемые решения.

       Правительство реализует полномочия исполнительной как одной из самостоятельных  и независимых ветвей государственной  власти. Также Правительство является органом общей компетенции, поскольку обеспечивает общее руководство отраслями хозяйства, социально-культурной и административной деятельностью. Таким образом, Правительство РФ осуществляет государственное управление в непосредственном смысле этого слова.

       В свою очередь, Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ. Соответственно, Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, только ему подотчетно и ему подконтрольно. Не признавать этого - значит идти вопреки правовой логике и делать Правительство РФ полностью безответственным, поскольку Конституцией РФ не предусмотрена его ответственность перед Федеральным Собранием.

       Во  взаимоотношениях с Федеральным  Собранием, представляющим законодательную ветвь государственной власти, Правительство руководствуется принципом разделения властей и определенной самостоятельностью в осуществлении своих функций.

     Одной из основных функций Правительства  является функция исполнения федеральный  законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых  мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, под  законность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнения Конституции, федеральных законов и указов Президента.

     С принятием новой Конституции, Правительство  вышло из своеобразного двойного подчинения. Однако в настоящее время  многие полномочия Президента непосредственно  касаются деятельности Правительства  и органов исполнительной власти. За Президентом сохранились мощные рычаги воздействия на Правительство  путем персональных назначений членов Правительства и принятия необходимых  решений, в том числе в сфере  исполнительной власти.

     Кроме того, Конституция закрепила ряд  функций непосредственного государственного управления одновременно за Президентом  и Правительством.

     На  практике это привело к появлению  множества правовых коллизий и управленческих тупиков, требующих законодательного разрешения, а это дело будущего. 

       Глава I. Правительство РФ в системе органов государственной власти. 

    1. Роль исполнительной власти в жизни общества.

       В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого нapода. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления большой распорядительной деятельности, которая неизбежно затрагивает прaвa и интересы граждан - защищает их, a порой и нарушает. Отсюда та тщательность, c которой в каждом демократическом государстве подходят к вопросам формирования, организации и ответственности органов исполнительной власти.

       Исполнительная  власть, а конкретнее - ее «силовые»  министерства (обороны, внутренних дел, безопасности и др.), олицетворяет принудительную силу государства, a потому является предметом  постоянного внимания со стороны  политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерных ограничений свободы. Столь же велика позитивная роль, a вместе c нею и опасность экономических министерств и ведомств, которые, содействуя свободной экономике и росту благосостояния, одновременно могут своим регулированием непомерно ограничить право частной собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от исполнительной власти в немалой степени зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственная поддержка культуры.

       Выполняя  в целом безусловно полезную и  необходимую функцию, исполнительная власть почти во всех странах и  на всех уровнях обнаруживает в себе тенденцию к разбуханию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу. Обилие разного рода министерств и ведомств объективно требует высокой координации их деятельности, что, увы, достигается далеко не всегда. Постоянной и повсеместной проблемой является установление деловых бесконфликтных взаимоотношений между исполнительной властью и властями законодательной и судебной. Эта проблема становится более острой в федеративных государствах, где вертикаль исполнительной власти постоянно сталкивается c трудностями распределения компетенции между центром, субъектами федерации и местным самоуправлением.

       И тем не менее роль исполнительной власти во всех государствах весьма велика и характеризуется тенденцией к усилению. К этому побуждают общее усложнение международной жизни и внутренней обстановки во многих странах, потребности экономики и растущие социальные нужды. Исполнительная власть реагирует на предъявляемые ей обществом требования поиска новых путей эффективной деятельности частыми реорганизациями внутренней структуры, обновлением методов деятельности.

       Роль  исполнительной власти особенно важна  там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. Постсоциалистические государства, включая Россию, совершают этот переход, провозгласив основные цели правового государства. На исполнительную власть ложится главная тяжесть проведения глубоких хозяйственных преобразований и создания рыночной экономики. Органы этой ветви государственной власти играют решающую роль для претворения в жизнь новых демократических законов, охраняющих права и интересы граждан. 
 
 
 

    1. Разделение  властей и Правительство РФ.

       Положение и место Правительства РФ в  системе органов государственной  власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Правительство  осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами. B ст. 110 Конституции РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

       Соотношение Правительства c Федеральным Собранием  и судами не порождает каких-либо неясностей. Согласно Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других. Поскольку в Российской Федерации принята президентская форма правления и Правительство РФ несет ответственность в основном перед Президентом РФ, члены Правительства РФ, его Председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы (естественно, и членами Совета Федерации). Назначение депутата министром или другим членом Правительства влечет немедленное сложение им своих депутатских полномочий. В то же время Правительство РФ взаимодействует c палатами Федерального Собрания, и особенно c постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соответствующие меры. Однако при нынешней форме правления не может быть и речи o какой-либо отчетности Правительства РФ перед Федеральным Собранием, обязанности при всех условиях уйти в отставку в случае вотума недоверия и т. д. Председатель Правительства РФ неоднократно игнорировал «вызовы» в Государственную Думу. B то же время Федеральный конституционный закон o Правительстве РФ обязывает членов Правительства по приглашению палат присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы.

       По-иному  и в некотором смысле сложнее  выглядят взаимоотношения Правительства РФ c Президентом РФ, который формально как бы не входит ни в одну из трех властей, a по существу, имея ряд конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, в эту власть входит. Более того, Президент РФ назначает (с согласия Государственной Думы) и единолично смещает Председателя Правительства, назначает и смещает всех членов Правительства РФ и руководителей других федеральных органов исполнительной власти, напрямую руководит рядом министерств (обороны, иностранных дел и др.). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ. Совершенно очевидно, что Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, только ему подотчетно и ему подконтрольно. Не признавать этого - значит идти вопреки правовой логике и делать Правительство РФ полностью безответственным, поскольку Конституцией РФ не предусмотрена его ответственность перед Федеральным Собранием.

     Анализ  полномочий Президента РФ и Правительства  РФ дает все основания считать  главой исполнительной власти Российской Федерации именно Президента РФ, а не Председателя Правительства или Правительство РФ в целом. Поэтому, когда утверждают, что Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти, то необходимо принимать во внимание известную условность такого утверждения. Оно может рассматриваться как высший орган исполнительной власти в том смысле, что является единственным коллегиальным органом, имеющим конституционную компетенцию в сфере исполнительной власти и право руководить всеми органами исполнительной власти. В Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» поэтому говорится, что Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 3 ст. 1). Но следует учитывать, что Правительство РФ функционирует, имея над собой Президента РФ, указание которого для Правительства обязательны, и надо отметить, что в указах Президента весьма часто встречаются положения, означающие прямое руководящее участие в организации деятельности Правительства РФ.

     Такое соотношение между властью Президента РФ и Правительства РФ вовсе не означает, что Правительство РФ обезличено и является только тенью Президента РФ. В пределах своей компетенции, установленной Конституцией РФ и законами, оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти и обеспечивает их согласованную деятельность. Оно издает свои правовые акты, не испрашивая разрешения или согласие Президента РФ, самостоятельно строит свои отношения с Федеральным Собранием и судебной властью, c органами государственной власти субъектов РФ. 

Информация о работе Правительство Российской Федерации