Сложение полномочий и отставка Правительства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Однако правоведы продолжают анализировать правовой статус Правительства Российской Федерации. Об этом свидетельствуют множественные статьи правоведов в периодической печати, учебниках по конституционному праву Российской Федерации.

Цель написания работы заключается в изучении темы «правовой статус, структура и полномочия Правительства Российской Федерации».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3

Правовой статус Правительства Российской Федерации………………………4
Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации…….5
Полномочия Правительства Российской Федерации…………………..….……8
3.1 Основные полномочия Правительства Российской Федерации……………8

3.2 Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности……………………………...………………………………………11

Сложение полномочий и отставка Правительства Российской Федерации….12
Заключение……………………………………………………………………..…14
Список литературы……………………………………………………….………15

Файлы: 1 файл

реферат текст.docx

— 38.15 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Правовой статус Правительства Российской Федерации………………………4
  2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации…….5
  3. Полномочия Правительства Российской Федерации…………………..….……8

    3.1 Основные полномочия Правительства Российской Федерации……………8

    3.2 Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности……………………………...………………………………………11

  1. Сложение полномочий и отставка Правительства Российской Федерации….12
  2. Заключение……………………………………………………………………..…14
  3. Список литературы……………………………………………………….………15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Природа и место Правительства РФ в  системе органов государственной  власти в процессе конституционных  преобразований и проведения политических реформ существенно менялись.

     В силу Конституции 1978 г. Совет Министров  РСФСР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной  власти, ответственным и подотчетным  перед СНД и Верховным Советом РСФСР. Совет Министров был правомочен решать вопросы государственного управления, входившие в его компетенцию.

     С введением в РФ поста Президента, Правительство было включено в систему федеральной исполнительной власти, возглавляемой Президентом РФ. Закон "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" 1992 г. урегулировал отношения в сфере осуществления федеральной исполнительной власти. При этом вопросы исполнительной власти были полностью сосредоточены в руках Президента и Правительства.

     Принятая  Конституция 1993 г. весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Формула прежней Конституции о подотчетности федерального Правительства Президенту в текст новой Конституции не включена, учитывая, что Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти, и при том, что исполнительная власть прямо возложена на Правительство1. В этом и заключается актуальность рассматриваемой мной темы.

     Однако  правоведы продолжают анализировать  правовой статус Правительства Российской Федерации. Об этом свидетельствуют  множественные статьи правоведов в  периодической печати, учебниках  по конституционному праву Российской Федерации.

     Цель  написания работы заключается в  изучении темы «правовой статус, структура  и полномочия Правительства Российской Федерации». 

 

  1. Правовой  статус Правительства  Российской Федерации

     Исполнительная  власть представляет собой способность  и возможность государства в  лице его наделённых соответствующими полномочиями органов повседневно  выполнять в масштабе всей страны оперативные управленческие функции.

     В соответствии с Конституцией, «исполнительную  власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» (п. 1 ст. 110). 2Правовую основу его организации и деятельности составляет Конституция РФ и прежде всего её гл. 6 под названием «Правительство Российской Федерации», федеральный конституционный закон «о Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. и некоторые другие законы и указы Президента. Порядок работы Правительства регулируется его Регламентом, принятым в 1998 году, и скорректированным в 2000 г. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации, принятое 1 июня 2004 года регламентирует деятельность Аппарата Правительства, а также организаций контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений.3

     Деятельность  органов исполнительной власти на уровне субъектов Федерации опосредуется их конституциями, уставами, законами и иными правовыми актами.

 

  1. Состав  и порядок формирования Правительства

Российской  Федерации

     Структура федеральных органов исполнительной власти и состав Правительства определяется Президентом РФ по Предложению председателя правительства. Председатель Правительства после назначения на этот пост Президентом России по согласованию с Государственной Думой, представляет не позднее недельного срока Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он также предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

     Правительство Российской Федерации состоит из его Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Иногда выделяются должности первого заместителя  или первых заместителей Председателя Правительства.

     Естественно, формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.

     Назначение  Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и  делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению  к любому члену Правительства.

     В соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции  РФ, во всех случаях, когда Президент  Российской Федерации не в состоянии  выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства  РФ.

     Председатель  Правительства РФ назначается Президентом  РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом  РФ.

     Интересен вопрос о том, может ли Президент  РФ взять на себя функцию Председателя Правительства РФ. В практике такой  случай имел место в 1992 году, когда  Президент Б.Н. Ельцин некоторое  время выполнял обязанности главы  Правительства. Однако Конституция  РФ 1993 года это не предусматривает.

     По  поводу назначения главы Правительства  между Президентом РФ и Государственной  Думой могут возникать разногласия. Их преодоление определено в Конституции. Так, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной  Думой Президент РФ назначает  Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает  новые выборы. В Конституции, не указывается  должен ли президент РФ после отклонения первой кандидатуры вносить в  следующий раз другую кандидатуру  или он вправе предлагать одно и  тоже лицо. Конституционный Суд РФ поддержал последнее.

     После назначения Председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым  способом: Председатель Правительства  РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры  на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.

     Политическая  система и форма правления  в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный характер Правительства  РФ.

     В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе  Правительства РФ лиц исключительно  по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.

     Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных  органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной  или творческой.

     Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем  Правительства не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента; изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента. Такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год.

     Создаваемые государственные органы призваны служить  инструментом проведения политической и экономической реформ на основе Конституции, осуществлению полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Ряду федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на основе Закона "О Правительстве Российской Федерации" придан особый статус: руководство их деятельностью в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами осуществляет Президент РФ.

     Кроме того, из состава членов Правительства  формируются постоянный и временные  комиссии по ряду вопросов, создаются  советы. На постоянной основе в рамках Правительства функционирует президиум  Правительства. Его конкретный состав определяется специальным постановлением правительства. По общему правилу в  него входят Председатель Правительства, его заместители, некоторые ведущие  министры и руководитель аппарата Правительства. По отдельным вопросам Президиум  уполномочен принимать решения  от имени Правительства.

 
 
 
 

 

     3. Полномочия Правительства Российской Федерации

     3.1 Основные полномочия  Правительства Российской  Федерации

     Правительство Российской Федерации как орган  повседневного и в значительной степени централизованного управления страной обладает широкими и разнообразными полномочиями. В обобщенном виде наиболее важные из них закреплены в Конституции РФ. В более развернутом виде полномочия Правительства России представлены в федеральном конституционном законе о Правительстве РФ. Они касаются фактически всех сфер жизни общества, направлений деятельности государства и самого Правительства. Согласно Конституции основные направления деятельности Правительства России определяются Председателем Правительства, который также организует всю его работу.4

     Конституционно  закрепленные полномочия Правительства России заключаются в следующем:

     а) в разработке и представлении  Государственной Думе федерального бюджета и обеспечении его  исполнения;

     б) представлении нижней палате Парламента России отчета об исполнении федерального бюджета;

       в) в обеспечении проведения  в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; принятии мер по регулированию рынка ценных бумаг; управлении государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

     г) в осуществлении управления федеральной  собственностью; в обеспечении проведения в России единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;

     д)  осуществлении мер по обеспечению  обороны страны, государственной безопасности, а также реализации внешней политики России, в частности, обеспечение представительства РФ в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации; защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

       е) в проведении единой государственной социальной политики, приятии мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. А также принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

Информация о работе Сложение полномочий и отставка Правительства Российской Федерации