Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:49, реферат
Правительство РФ осуществляет государственную власть в стране наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами РФ, в соответствии со ст.11 Конституции РФ. От других государственных органов Правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно занимается не принятием законов, как законодательные органы, а организацией их исполнения, обеспечением управления государственным аппаратом, экономикой страны. И в отличие от органов законодательной и судебной власти Правительство имеет свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной власти, что позволяет осуществлять управленческие функции и реализовывать принимаемые решения.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Правительство РФ в системе органов государственной власти…… ..5
1.1. Роль исполнительной власти в жизни общества…………………….. 5
1.2. Разделение властей и правительство РФ……………………………. 7
1.3. Система федеральных органов исполнительной власти……………. 9
Глава II. Структура Правительства РФ ………………………………………. 11
2.1. Состав, порядок формирования Правительства РФ…………………11
2.2. Отставка и срок полномочий Правительства РФ…………………...15
Глава III. Компетенция Правительства РФ…………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………
В
Конституции РФ ничего не говорится
о системе федеральных органов
исполнительной власти. Однако она
определена в указах Президента РФ,
согласно которым установлена система
федеральных органов
Создание
федеральных органов
Статусу
каждого органа исполнительной власти
соответствует порядок
Глава
II. Структура Правительства РФ.
2.1. Состав, порядок формирования Правительства РФ.
Конституция
предоставляет коллегиальный
Правительство возглавляет его Председатель. В состав правительства входят также заместители Председателя Правительства, федеральные министры. Кандидатура на эти должности предлагаются Президенту Председателем Правительства. Председатель распределяет обязанности между своими заместителями, организует работу Правительства и руководит его заседаниями. В отсутствие Председателя Правительства его обязанности исполняет первый заместитель Председателя.
Правительство является органом общей компетенции, поскольку обеспечивает общее руководство отраслями хозяйства, социально-культурной и административной деятельностью. Таким образом, Правительство осуществляет государственное управление в непосредственном смысле этого слова.
В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум. В состав Президиума Правительства входят Председатель правительства, его заместители, федеральные министры: финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, по делам национальностей и региональной политики, федеральный министр – руководитель Аппарата Правительства.
Правительство вправе образовывать свои постоянные и временные комиссии, а также другие рабочие органы.
Издаваемые Правительством постановления и распоряжения обязательны для исполнения.
Во взаимоотношениях с Федеральным собранием, представляющим законодательную ветвь государственной власти, Правительство руководствуется принципом разделения властей и определенной самостоятельностью в осуществлении своих функций.
Отношения Правительства с палатами Федерального собрания осуществляется по следующим основным направлениям:
Законом
установлена обязанность членов
правительства присутствовать по приглашению
палат Федерального собрания на
их заседаниях и отвечать на вопросы
членов Совета Федерации и депутатов
Государственной Думы; рассматривать
письменные обращения комитетов
и комиссий палат и сообщать им
о принятых мерах в согласованные
сроки. Кроме того, Правительство
РФ и его члены обязаны
Состав и порядок формирования Правительства.
Председатель Правительства в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами президента определяют основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Председатель
Правительства назначается
Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в государственную Думу не позднее двухнедельного срока со дня вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства. В течении 7 дней Дума рассматривает данный вопрос и принимает решение. Если кандидатура на этот пост отклонена Государственной думой, Президент в недельный срок должен представить в палату новую кандидатуру на должность главы Правительства. Соответственно аналогичный срок установлен на рассмотрения такой кандидатуры, в третий раз представленной Президентом.
После
трехкратного отклонения представленных
кандидатур Председателя правительства
государственной Думой
Согласно статье 137 Регламента государственной Думы кандидат на должность Председателя правительства представляет Государственной думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее.
Председатель
Правительства не позднее недельного
срока после его назначения представляет
Президенту предположения о структуре
федеральных органов
Председатель
Правительства предлагает Президенту
кандидатуры на должности своих
заместителей и федеральных министров,
которые назначаются и
К
членам Правительства Конституция
предъявляет особые требования, специально
оговаривая виды деятельности, несовместимые
с их пребыванием в составе Правительства.
Лица, входящие в состав Правительства,
не могут занимать никакую другую должность
в государственных, коммерческих, общественных
органах, не имеют права вести предпринимательскую
деятельность, а также выполнять любую
иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской,
научной и иной творческой.
2.2. Отставка и срок полномочий Правительства РФ.
В Конституции РФ 1993 года не установлен срок полномочий Правительства РФ. Однако он обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Таким образом, косвенно устанавливается максимальный срок полномочий состава Правительства в четыре года.
В Конституции предусмотрена возможность досрочного прекращения Президентом исполнения своих обязанностей — это отставка. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешение от должности. Во всех случаях Председатель Правительства РФ принимает на себя обязанности Президента. Исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах, например, он не может распускать Государственную Думу, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий должны состояться выборы Президента РФ.
Правительство РФ слагает свои полномочия не в день объявления о результатах президентских выборов. Президент вправе принять отставку
Правительства только тогда, когда он вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирования нового Правительства.
Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что Правительство РФ является коллегиальным органом, т.е. все решения Правительства принимаются коллегиально, из чего вытекает вывод о существовании коллективной ответственности Правительства.
Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором.
Одно
из них – заявление Правительства
об уходе в отставку. Обычно такое
решение принимается на заседании
Правительства в присутствии
всех его членов. В этом смысле отставка
является добровольной. Подобная отставка
не означает автоматического прекращения
деятельности Правительства, поскольку
может приниматься или
Другое основание отставки Правительства — это инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это — следствие обострения противоречий между ними.
Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему Палатой Федерального Собрания — Государственной Думой. Вотум недоверия — один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство.
При
выражении недоверия
Обратим внимание на тот факт, что Государственная Дума не может быть распущена по указанным основаниям, в течение года после ее избрания. То есть, у Президента в этот период нет альтернативы выбора, — отставка Правительства или роспуск Государственной Думы.