Правительство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:49, реферат

Краткое описание

Правительство РФ осуществляет государственную власть в стране наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами РФ, в соответствии со ст.11 Конституции РФ. От других государственных органов Правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно занимается не принятием законов, как законодательные органы, а организацией их исполнения, обеспечением управления государственным аппаратом, экономикой страны. И в отличие от органов законодательной и судебной власти Правительство имеет свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной власти, что позволяет осуществлять управленческие функции и реализовывать принимаемые решения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Правительство РФ в системе органов государственной власти…… ..5
1.1. Роль исполнительной власти в жизни общества…………………….. 5
1.2. Разделение властей и правительство РФ……………………………. 7
1.3. Система федеральных органов исполнительной власти……………. 9
Глава II. Структура Правительства РФ ………………………………………. 11
2.1. Состав, порядок формирования Правительства РФ…………………11
2.2. Отставка и срок полномочий Правительства РФ…………………...15
Глава III. Компетенция Правительства РФ…………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат - Правительство рФ.docx

— 44.76 Кб (Скачать)
    1. Система федеральных  органов исполнительной власти.

       В Конституции РФ ничего не говорится  о системе федеральных органов  исполнительной власти. Однако она  определена в указах Президента РФ, согласно которым установлена система  федеральных органов исполнительной власти, включающая Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные  службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

       Создание  федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществления Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленных за ним Конституцией РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти — Правительством РФ.

       Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные  министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Назначения на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ. 

 

       Глава II. Структура Правительства РФ. 

       2.1. Состав, порядок формирования Правительства РФ.

       Конституция предоставляет коллегиальный состав Правительства РФ и, следовательно, коллегиальную форму принятия им наиболее важных решений.

       Правительство возглавляет его Председатель. В  состав правительства входят также  заместители Председателя Правительства, федеральные министры. Кандидатура  на эти должности предлагаются Президенту Председателем Правительства. Председатель распределяет обязанности между  своими заместителями, организует работу Правительства и руководит его  заседаниями. В отсутствие Председателя Правительства его обязанности  исполняет первый заместитель Председателя.

       Правительство является органом общей компетенции, поскольку обеспечивает общее руководство  отраслями хозяйства, социально-культурной и административной деятельностью. Таким образом, Правительство осуществляет государственное управление в непосредственном смысле этого слова.

       В качестве постоянного органа Правительства  действует его Президиум. В состав Президиума Правительства входят Председатель правительства, его заместители, федеральные  министры: финансов, экономики, иностранных  дел, обороны, внутренних дел, по делам  национальностей и региональной политики, федеральный министр –  руководитель Аппарата Правительства.

       Правительство вправе образовывать свои постоянные и временные комиссии, а также другие рабочие органы.

       Издаваемые  Правительством постановления и  распоряжения обязательны для исполнения.

       Во  взаимоотношениях с Федеральным  собранием, представляющим законодательную  ветвь государственной власти, Правительство  руководствуется принципом разделения властей и определенной самостоятельностью в осуществлении своих функций.

       Отношения Правительства с палатами Федерального собрания осуществляется по следующим  основным направлениям:

    1. Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства.
    2. Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству, а Председатель Правительства вправе поставить перед Думой вопрос о доверии Правительству.
    3. Правительство, являясь субъектом законодательной инициативы, вправе вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, а Государственная Дума обязана посылать на заключение Правительства законопроекты о ведении или отмене налогов, о выпуске государственных займов и другие законопроекты, если они предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
    4. Правительство может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законов и законопроектах.
    5. Правительство назначает официальных представителей для представления в палатах внесенных им законопроектов, а также своих полномочных представителей в палатах Федерального Собрания.
    6. Члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.
    7. Правительство разрабатывает проект федерального бюджета, вносит его в Государственную Думу и участвует в согласовательных процедурах и обсуждении бюджета, а также представляет необходимую информацию Счетной палате РФ.
    8. Федеральное Собрание вправе контролировать деятельность Правительства по вопросам исполнения бюджета, а также по другим вопросам, если это предусмотрено федеральным законом.

       Законом установлена обязанность членов правительства присутствовать по приглашению  палат Федерального собрания  на их заседаниях и отвечать на вопросы  членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы; рассматривать  письменные обращения комитетов  и комиссий палат и сообщать им о принятых мерах  в согласованные  сроки. Кроме того, Правительство  РФ и его члены обязаны рассматривать  запросы депутатов Государственной  Думы и членов Совета Федерации, а  также парламентские запросы  и представлять на них ответы в  согласованные сроки. 

       Состав  и порядок формирования Правительства.

       Председатель  Правительства в соответствии с  Конституцией, федеральными законами и указами президента определяют основные направления деятельности Правительства и организует его  работу.

       Председатель  Правительства назначается Президентом  с согласия Государственной Думы. Кандидатура Председателя правительства  обсуждается и согласовывается  только с одной  палатой Федерального Собрания – Государственной Думой. Ее решение не нуждается в одобрении  Совета Федерации, как ни может быть отменено или приостановлено ими.

       Предложение о кандидатуре Председателя Правительства  вносится в государственную Думу не позднее двухнедельного срока  со дня вступления в должность  вновь избранного Президента или  после отставки Правительства. В  течении 7 дней Дума рассматривает данный вопрос и принимает решение. Если кандидатура на этот пост отклонена  Государственной думой, Президент  в недельный срок должен представить  в палату новую кандидатуру на должность главы Правительства. Соответственно аналогичный срок установлен на рассмотрения такой кандидатуры, в третий раз представленной Президентом.

       После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя правительства  государственной Думой Президент  РФ сам назначает Председателя Правительства, распускает государственную думу и  назначает новые выборы.

       Согласно  статье 137 Регламента государственной  Думы кандидат на должность Председателя правительства представляет Государственной  думе  программу основных направлений  деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании  ответов на вопросы представители  фракций и депутатских групп  высказываются за выдвинутую кандидатуру  или против нее.

       Председатель  Правительства не позднее недельного срока после его назначения представляет Президенту предположения о структуре  федеральных органов исполнительной власти, что имеет прямое отношение  к последующему формированию состава  Правительства.

       Председатель  Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности своих  заместителей и федеральных министров, которые назначаются и освобождаются  от должности Президентом.

       К членам Правительства Конституция  предъявляет особые требования, специально оговаривая виды деятельности, несовместимые  с их пребыванием в составе Правительства. Лица, входящие в состав Правительства, не могут занимать никакую другую должность в государственных, коммерческих, общественных органах, не имеют права вести предпринимательскую деятельность, а также выполнять любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой. 
 
 
 

       2.2. Отставка и срок полномочий Правительства РФ.

       В Конституции РФ 1993 года не установлен срок полномочий Правительства РФ. Однако он обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Таким образом, косвенно устанавливается максимальный срок полномочий состава Правительства в четыре года.

       В Конституции предусмотрена возможность досрочного прекращения Президентом исполнения своих обязанностей — это отставка. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешение от должности. Во всех случаях Председатель Правительства РФ принимает на себя обязанности Президента. Исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах, например, он не может распускать Государственную Думу, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий должны состояться выборы Президента РФ.

       Правительство РФ слагает свои полномочия не в  день объявления о результатах президентских  выборов. Президент вправе принять  отставку

Правительства только тогда, когда он вступил в  должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству  и его Председателю продолжать действовать  до сформирования нового Правительства.

     Федеральным конституционным законом «О Правительстве  Российской Федерации» установлено, что Правительство РФ является коллегиальным органом, т.е. все решения Правительства принимаются коллегиально, из чего вытекает вывод о существовании коллективной ответственности Правительства.

       Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены  различные основания отставки Правительства  в зависимости от того, кто был  ее инициатором.

       Одно  из них – заявление Правительства  об уходе в отставку. Обычно такое  решение принимается на заседании  Правительства в присутствии  всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения  деятельности Правительства, поскольку  может приниматься или отклоняться  Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки. Правительство уходит в отставку в полном составе.

     Другое  основание отставки Правительства  — это инициатива Президента в  принятии такого решения. Причины вынужденной  отставки Правительства по решению  Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это — следствие  обострения противоречий между ними.

       Третье  основание отставки Правительства  связано с выражением недоверия  ему Палатой Федерального Собрания — Государственной Думой. Вотум  недоверия — один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство.

       При выражении недоверия Правительству  Президент принимает решение  либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной  Думы. Предложение о выражении недоверия Правительству, согласно Регламента Государственной Думы, вносится фракцией либо депутатской группой, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов этой палаты. Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения.

       Обратим внимание на тот факт, что Государственная  Дума не может быть распущена по указанным основаниям, в течение  года после ее избрания. То есть, у  Президента в этот период нет альтернативы выбора, — отставка Правительства или роспуск Государственной Думы.

Информация о работе Правительство Российской Федерации