Полномочия Правительства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 04:00, реферат

Краткое описание

Принятая Конституция 1993 г. весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Формула прежней Конституции о подотчетности федерального Правительства Президенту в текст новой Конституции не включена, учитывая, что Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти, и при том, что исполнительная власть прямо возложена на Правительство1. В этом и заключается актуальность рассматриваемой мной темы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
Правовой статус Правительства Российской Федерации………………………4
Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации…….5
Полномочия Правительства Российской Федерации…………………..….……8
3.1 Основные полномочия Правительства Российской Федерации……………8
3.2 Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности……………………………...………………………………………11
Сложение полномочий и отставка Правительства Российской Федерации….12
Заключение……………………………………………………………………..…14
Список литературы……………………………………………………….………15

Файлы: 1 файл

реферат текст.docx

— 38.15 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Правовой статус Правительства Российской Федерации………………………4
  2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации…….5
  3. Полномочия Правительства Российской Федерации…………………..….……8

3.1 Основные полномочия Правительства Российской Федерации……………8

3.2 Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности……………………………...………………………………………11

  1. Сложение полномочий и отставка Правительства Российской Федерации….12
  2. Заключение……………………………………………………………………..…14
  3. Список литературы……………………………………………………….………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Природа и место Правительства  РФ в системе органов государственной  власти в процессе конституционных  преобразований и проведения политических реформ существенно менялись.

В силу Конституции 1978 г. Совет  Министров РСФСР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, ответственным и подотчетным  перед СНД и Верховным Советом РСФСР. Совет Министров был правомочен решать вопросы государственного управления, входившие в его компетенцию.

С введением в РФ поста Президента, Правительство было включено в систему федеральной исполнительной власти, возглавляемой Президентом РФ. Закон "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" 1992 г. урегулировал отношения в сфере осуществления федеральной исполнительной власти. При этом вопросы исполнительной власти были полностью сосредоточены в руках Президента и Правительства.

Принятая  Конституция 1993 г. весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Формула прежней Конституции о подотчетности федерального Правительства Президенту в текст новой Конституции не включена, учитывая, что Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти, и при том, что исполнительная власть прямо возложена на Правительство1. В этом и заключается актуальность рассматриваемой мной темы.

Однако правоведы продолжают анализировать правовой статус Правительства  Российской Федерации. Об этом свидетельствуют  множественные статьи правоведов в  периодической печати, учебниках  по конституционному праву Российской Федерации.

Цель написания работы заключается в изучении темы «правовой  статус, структура и полномочия Правительства  Российской Федерации».

 

 

  1. Правовой статус Правительства Российской Федерации

Исполнительная власть представляет собой способность и возможность  государства в лице его наделённых соответствующими полномочиями органов  повседневно выполнять в масштабе всей страны оперативные управленческие функции.

В соответствии с Конституцией, «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство  Российской Федерации» (п. 1 ст. 110). 2Правовую основу его организации и деятельности составляет Конституция РФ и прежде всего её гл. 6 под названием «Правительство Российской Федерации», федеральный конституционный закон «о Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. и некоторые другие законы и указы Президента. Порядок работы Правительства регулируется его Регламентом, принятым в 1998 году, и скорректированным в 2000 г. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации, принятое 1 июня 2004 года регламентирует деятельность Аппарата Правительства, а также организаций контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений.3

Деятельность органов  исполнительной власти на уровне субъектов  Федерации опосредуется их конституциями, уставами, законами и иными правовыми  актами.

 

  1. Состав и порядок формирования Правительства

Российской Федерации

Структура федеральных органов  исполнительной власти и состав Правительства  определяется Президентом РФ по Предложению председателя правительства. Председатель Правительства после назначения на этот пост Президентом России по согласованию с Государственной Думой, представляет не позднее недельного срока Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он также предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации  состоит из его Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Иногда выделяются должности первого  заместителя или первых заместителей Председателя Правительства.

Естественно, формирование Правительства  РФ начинается с назначения его Председателя.

Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права  предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена  Правительства и делают его должностным  лицом, пользующимся непререкаемым  авторитетом по отношению к любому члену Правительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ, во всех случаях, когда  Президент Российской Федерации  не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет  Председатель Правительства РФ.

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать  кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она  не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом  РФ.

Интересен вопрос о том, может  ли Президент РФ взять на себя функцию  Председателя Правительства РФ. В  практике такой случай имел место  в 1992 году, когда Президент Б.Н. Ельцин некоторое время выполнял обязанности  главы Правительства. Однако Конституция  РФ 1993 года это не предусматривает.

По поводу назначения главы  Правительства между Президентом  РФ и Государственной Думой могут  возникать разногласия. Их преодоление  определено в Конституции. Так, после  трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства  Государственной Думой Президент  РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и  назначает новые выборы. В Конституции, не указывается должен ли президент  РФ после отклонения первой кандидатуры  вносить в следующий раз другую кандидатуру или он вправе предлагать одно и тоже лицо. Конституционный  Суд РФ поддержал последнее.

После назначения Председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства  РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры  на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.

Политическая система  и форма правления в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный  характер Правительства РФ.

В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь  в составе Правительства РФ лиц  исключительно по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.

Члены Правительства не могут  занимать никакой другой должности  в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую  деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.

Структура федеральных  органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства не позднее недельного срока после  его назначения и утверждается указом Президента; изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента. Такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год.

Создаваемые государственные  органы призваны служить инструментом проведения политической и экономической  реформ на основе Конституции, осуществлению  полномочий федеральной государственной  власти на всей территории Российской Федерации. Ряду федеральных органов  исполнительной власти Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на основе Закона "О Правительстве Российской Федерации" придан особый статус: руководство их деятельностью в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами осуществляет Президент РФ.

Кроме того, из состава  членов Правительства формируются  постоянный и временные комиссии по ряду вопросов, создаются советы. На постоянной основе в рамках Правительства  функционирует президиум Правительства. Его конкретный состав определяется специальным постановлением правительства. По общему правилу в него входят Председатель Правительства, его заместители, некоторые ведущие министры и  руководитель аппарата Правительства. По отдельным вопросам Президиум  уполномочен принимать решения  от имени Правительства.

 

 

 

 

 

3. Полномочия Правительства Российской Федерации

3.1 Основные полномочия  Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации  как орган повседневного и  в значительной степени централизованного  управления страной обладает широкими и разнообразными полномочиями. В  обобщенном виде наиболее важные из них закреплены в Конституции РФ. В более развернутом виде полномочия Правительства России представлены в федеральном конституционном законе о Правительстве РФ. Они касаются фактически всех сфер жизни общества, направлений деятельности государства и самого Правительства. Согласно Конституции основные направления деятельности Правительства России определяются Председателем Правительства, который также организует всю его работу.4

Конституционно  закрепленные полномочия Правительства  России заключаются в следующем:

а) в разработке и представлении  Государственной Думе федерального бюджета и обеспечении его  исполнения;

б) представлении нижней палате Парламента России отчета об исполнении федерального бюджета;

 в) в обеспечении  проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; принятии мер по регулированию рынка ценных бумаг; управлении государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

г) в осуществлении управления федеральной собственностью; в обеспечении  проведения в России единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;

д)  осуществлении мер  по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, а также реализации внешней политики России, в частности, обеспечение представительства РФ в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации; защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

 е) в проведении единой государственной социальной политики, приятии мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. А также принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

ж) в разработке и реализации государственной политики в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества;  регулировании экономических процессов; обеспечивании единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в стране;

з) В обеспечении проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

Кроме того, в Конституции  предусматривается, что Правительство РФ осуществляет «и иные полномочия», возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента России (п. 1  ст.  114).

Правительство РФ может создавать  для осуществления своих полномочий свои территориальные органы и назначать  соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти, устанавливает  размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных  на эти цели в федеральном бюджете.

Информация о работе Полномочия Правительства Российской Федерации