Полномочия Правительства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 04:00, реферат

Краткое описание

Принятая Конституция 1993 г. весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Формула прежней Конституции о подотчетности федерального Правительства Президенту в текст новой Конституции не включена, учитывая, что Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти, и при том, что исполнительная власть прямо возложена на Правительство1. В этом и заключается актуальность рассматриваемой мной темы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
Правовой статус Правительства Российской Федерации………………………4
Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации…….5
Полномочия Правительства Российской Федерации…………………..….……8
3.1 Основные полномочия Правительства Российской Федерации……………8
3.2 Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности……………………………...………………………………………11
Сложение полномочий и отставка Правительства Российской Федерации….12
Заключение……………………………………………………………………..…14
Список литературы……………………………………………………….………15

Файлы: 1 файл

реферат текст.docx

— 38.15 Кб (Скачать)

Правительство РФ вправе учреждать  организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также  органы при Правительстве РФ.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью федеральных  органов исполнительной власти, разрешает споры и устраняет разногласия между таковыми органами.

Большинство полномочий, возложенных  на Правительство России, осуществляется им непосредственно как коллегиальным органом. Однако это не исключает возможности передачи (делегирования) им отдельных своих полномочий или их отдельных частей отраслевым федеральным органам исполнительной власти — министерствам и ведомствам, а также — органам исполнительной власти субъектов Федерации.

Делегирование полномочий Правительства  носит, как правило, временный характер и не касается его исключительных полномочий. Оно не должно противоречить Конституции России и другим законодательным актам.

Осуществляя свои полномочия, Правительство Российской Федерации действует в тесной связи с другими государственными органами: с Федеральным Собранием, в палатах которого она имеет свое представительство; с Президентом России, указы которого являются обязательными для него; с судебными органами, в частности, с Конституционным Судом, где имеется представитель Правительства.

Деятельность Правительства  России осуществляется в самых различных формах: в форме реализации права законодательной инициативы; дачи отзывов и официальных заключений Правительства на различные законопроекты и, в особенности, на те, которые имеют финансовый характер; в форме обсуждения и принятия решений по различным вопросам; в форме непосредственного руководства, координации и контроля за деятельностью министерств и ведомств и др.

Все наиболее важные вопросы  государственной общественной жизни, относящиеся к компетенции Правительства, обсуждаются и решаются коллегиально, на заседаниях Правительства. По всем рассматриваемым вопросам Правительство  принимает имеющиеся юридический  характер решения — постановления и распоряжения.

3.2 Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности

Правительству РФ принадлежит  право законодательной инициативы, наравне с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, законодательными и судебными органами Российской Федерации.

Законодательную инициативу Правительство осуществляет путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Формы участия Правительства в законодательной деятельности, а также порядок подготовки и внесения Правительством в Государственную Думу проектов законов определяются положением о законопроектной деятельности Правительства РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г.

Правительство вправе направлять в Совет Федерации и Государственную Думу свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации.

Правительство, согласно Конституции  РФ (ст. 104), дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных  займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые  за счет федерального бюджета.

Для представления в палатах  Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается официальный  представитель Правительства. Для  защиты позиции Правительства по заключениям и предлагаемым им поправкам может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении Председателя. Представители Правительства присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении соответствующих законопроектов и должны быть выслушаны.

4.Сложение полномочий  и отставка Правительства Российской Федерации

В Конституции РФ 1993 года не установлен срок полномочий Правительства РФ. Однако Правительство РФ обязательно  формируется в связи с избранием  или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед  вновь избранным Президентом  РФ. Таким образом, косвенно устанавливается  максимальный срок полномочий состава  Правительства в шесть лет.

Правительство РФ слагает  свои полномочия не в день объявления о результатах президентских  выборов. Президент вправе принять  отставку Правительства только тогда, когда он вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству  и его Председателю продолжать действовать  до сформирования нового Правительства.

Вопросы отставки Правительства  РФ регулируются ст.117  Конституции  РФ. В ней предусмотрены различные  основания отставки Правительства  в зависимости от того, кто был  ее инициатором.

Одно из них – заявление  Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение принимается  на заседании Правительства в  присутствии всех его членов. В  этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического  прекращения деятельности Правительства, поскольку может  приниматься  или отклоняться Президентом. В  связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные  консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства  заявления Правительства о своей  отставке бывают редки. Правительство  уходит в отставку в полном составе.

Другое основание отставки Правительства — это инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства  по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это  — следствие обострения противоречий между ними.

Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему Палатой Федерального Собрания — Государственной Думой. Вотум недоверия — один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство.

При выражении недоверия  Правительству Президент принимает  решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной  Думы.

Предложение о выражении  недоверия Правительству, согласно Регламенту Государственной Думы, вносится фракцией либо депутатской группой, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов этой палаты. Государственная  Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный  срок после его внесения.

И последнее основание отставки – постановка Правительством перед  парламентом вопроса о доверии. Это может быть связано с общим  вопросом – одобрением его программы, либо с принятием конкретного  законопроекта. Если Дума в ответ  на инициативу Председателя выразит  недоверие Правительству, то реакция  Президента может быть двоякой: в  течение семи дней принять решение  об отставки Правительства или о  роспуске Государственной Думы и  назначении новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства  РФ предпринял такую акцию без  согласия Президента РФ, но тогда ясно и то, что она исходит из договоренности о принятии Президентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго решения: роспуска Думы и  назначение новых выборов. 5

 

 

 

5. Заключение

В настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти.

Правительство РФ, фактически являясь высшим органом исполнительной власти в государстве, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех структурных единиц системы исполнительной власти.

На Правительство Российской Федерации также возложено тяжелое бремя решения насущных проблем государства: планирование бюджета, вопросы, связанные со сбором налогов, выплата заработной платы, пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько эффективны действия Правительства по решению этих проблем, зависит благополучие населения.

В современном облике Правительства  более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей.

Подводя итоги сказанного, можно теперь по настоящему оценить  роль и место Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной  власти в Российской Федерации.

В настоящее время Президентом РФ является Дмитрий Анатольевич Медведев, Председателем Правительства РФ - Владимир Владимирович Путин, первыми Заместителями Председателя Правительства РФ – Зубков Виктор Алексеевич и Шувалов Игорь Иванович.

 

6.Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – Проспект,2009г. – 50 с.
  2. Положение об аппарате Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.07.2007 № 492, от 28.03.2008 № 221, от 19.05.2008 № 376)
  3. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, № 3-ФКЗ
  4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»
  5. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти от 12 марта 2004 г.
  6. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карловича. - М., 2008 – 130 с.
  1. Барабашев, А.Г. Парламент и правительство в Российской Федерации / Конституционный строй России. / Барабашев А. Г.: Вып. II. М., 2007. - 243 с.
  1. Беспалый, И.Т. Государственное право Российской Федерации: Учебное пособие. Часть 1. / И. Т. Беспалый - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2007. - 140 с.
  2. Венгеров, А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов 5-е изд. / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2008. - 608 с.
  3. Дерябина, Е. М., Марченко, М.Н. Основы права / Е. М. Дерябина, М.Н. Марченко – Проспект, 2009. – 336 с.
  4. Мигачев, Ю.И., Тихомиров, С.В., Попов, П.П. Административное право России / Мигачев Ю.И., Тихомиров С. В., Попов П. П. - Проспект, Велби, 2008 г. – 688 с.
  5. Интернет-портал Правительства Российской Федерации http://www.government.ru

1 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карловича. - М., 2008 С.301

2 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – Проспект,2009г.

3 Дерябина, Е. М., Марченко, М.Н. Основы права – Проспект, 2009, стр. 135

4 Дерябина, Е. М., Марченко, М.Н. Основы права – Проспект, 2009, стр. 137

5 Барабашев А.Г. Парламент и правительство в Российской Федерации // Конституционный строй России. Вып. II. М., 2007. С. 46-51.

 


Информация о работе Полномочия Правительства Российской Федерации