Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:53, реферат
Понятие образования – весьма сложное и многоаспектное. В законе Российской Федерации об образовании оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле. В образовательном процессе происходит усвоение человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление
1.Понятие и сущность содержания образования ................................................................2
2.Перспектива высшей школы в Российской Федерации ……………………………….4
3.Образовательно-педагогический процесс ………………………………………………8
4.Основные условия эффективности образовательно-педагогического процесса …....10
5.Методическая система процесса .......................................................................................13
Список литературы ……………………………………………………………………......17
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие и сущность содержания образования
..............................
2.Перспектива высшей школы в Российской
Федерации ……………………………….4
3.Образовательно-
4.Основные условия эффективности образовательно-педагогического
процесса …....10
5.Методическая система процесса ..............................
Список литературы ……………………………………………………………………....
1. ПОНЯТИЕ И
СУЩНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ
Образование – процесс развития
и саморазвития личности, связанный с
овладением социально значимым опытом
человечества, воплощенным в знаниях,
умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном
отношении к миру; необходимое условие
сохранения и развития материальной и
духовной культуры. Основной путь получения
образования - обучение и самообразование.
Понятие образования – весьма сложное
и многоаспектное. В законе Российской
Федерации об образовании оно определяется
как «целенаправленный процесс воспитания
и обучения в интересах человека, общества
и государства» и трактуется как воспитание
в широком педагогическом смысле. В образовательном
процессе происходит усвоение человеком
систематизированных знаний, навыков
и умений, развитие ума и чувства, формирование
мировоззрения и познавательных процессов.
Образованным человеком можно назвать
такого, который владеет общими идеями,
принципами и методами, определяющими
общий подход к рассмотрению многообразных
фактов и явлений, располагает высоким
уровнем развитых способностей, умением
применять изученное к возможно большему
числу частных случаев; кто приобрел много
знаний и, кроме того, привык быстро и верно
соображать, у кого понятия и чувства получили
благородное и возвышенное направление.
Как отмечали русские интеллигенты еще
в XIX веке, три качества – обширные знания,
привычка мыслить и благородство чувств
– необходимы для того, чтобы человек
был образованным в полном смысле этого
слова. Очень важно подчеркнуть, что также
и в соответствии с современным пониманием
образованности оно включает и воспитанность
(«благородство чувств»).
Следовательно, в понятии образования
включены не только знания, навыки и умения
как результат обучения, но и умения критически
мыслить, творить, оценивать с нравственных
позиций все происходящее вокруг как процесс,
бесконечно развертывающийся в деятельности
и общении человека с ему же подобными.
Достигая это путем включения человека
в важнейшие виды деятельности.
В современной отечественной педагогической
науке, о чем подробно говорится в работах
В.В. Краевского, существуют разные концепции
содержания образования, корни которых
уходят в прошлое – в теорию формального
и теорию материального образования. Каждая
из них связана с определенной трактовкой
места и функций человека в мире и обществе.
Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма,
с одной стороны, и демократии и гуманизма,
с другой, в конечном счете, восходят к
разному пониманию этих функций, человек
– цель или средство, общество для него
или он для общества?
Даже временная уступка, теоретическая
или практическая, в пользу концепции
человека как средства, а не цели общественного
развития, не абсолютной ценности, с неизбежностью
уводит в сторону от гуманизма. Таков трагический
урок, преподанный ушедшим веком.
Обличья, которые принимает авторитаризм
в определении содержания образования
многообразны. Рассмотрим в этом плане
три наиболее распространенные концепции
содержания образование с точки зрения
соответствия их задаче формирования
творческого, самостоятельно мыслящего
человека демократического общества.
Одна из концепций содержания образования
трактует его как педагогически адаптированные
основы наук, изучаемые в школе, оставляя
в стороне остальные качества личности,
такие как способность к творчеству, умение
реализовать свободу выбора, справедливое
отношение к людям и т.п. Это так называемый
знаниево-ориентированный подход в определении
сущности содержания образования. Данный
подход направлен на приобщение школьников
к науке и производству, но не к полноценной
самостоятельной жизни в демократическом
обществе. Фактически человек выступает
здесь как фактор производства.
Другая концепция, в основе которой лежит
тот же подход, рассматривает содержание
образования как совокупность знаний,
умений и навыков, которые должны быть
усвоены учениками. «Под содержанием образования
следует понимать ту систему научных знаний,
практических умений и навыков, а также
мировоззренческих и нравственно-этических
идей, которыми необходимо овладеть учащимся
в процессе обучения». Это определение
вполне согласуется с конформистскими
установками, поскольку не раскрывает
характер этих знаний и умений и не основано
на анализе всего состава человеческой
культуры. Предполагается, что овладение
знаниями и умениями (относящиеся, главным
образом, к тем же основам наук) позволит
человеку адекватно функционировать внутри
существующей общественной культуры.
Достаточно потребовать от человека, чтобы
он знал и умел – не более. В этом случаи
и требования к образованию соответствующие:
необходимо и достаточно передать подрастающему
поколению знания и навыки по родному
языку, математике, физике и другим учебным
предметам.
В современных условиях развития нашей
российской общеобразовательной школы
всего этого недостаточно. Решение задач,
связанных с функционированием отдельных
сфер жизни общества, требует от учащихся
не только овладения определенным учебным
содержанием, но и развития у них таких
качеств, как сила воли, ответственность
за свои поступки, за судьбы общества и
страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость
к проявлению своекорыстия, бездушия и
несправедливости, недостаточного внимания
к техническому и общественному прогрессу
и т.п. Развитие у воспитанников именно
таких качеств, формирование у них ценностно-значимых
запросов и намерений, наконец, приобщение
их к самообразованию – вот факторы, которые,
представляя собой важную сферу общественной
жизни, одновременно являются условиями
функционированиями остальных ее сфер.
Это свидетельствует о том, что знаниево-ориентированный
подход, доминирующий в формировании содержании
общего образования, должен уступить место
культурологическому личностно-ориентированному
подходу, нацеленному на освобождение
творческой энергии каждого человека.
Такой подход, в сущности является частью
глобального социального процесса смены
рецептивно-отражательного подхода к
мышлению и деятельности человека другим
подходом – конструктивно-деятельностным.
Именно он в наибольшей степени соответствует
установкам гуманистического мышления.
Это и есть третья концепция содержания
общего среднего образования, получившая
научное обоснование в трудах Краевского
В.В., Лернера И.Я., Скаткина М.Н. Именно
она в наибольшей степени соответствует
установкам гуманистического мышления,
т.к. содержание образования представляется
этими авторами как педагогически адаптированный
социальный опыт во всей его структурной
полноте.
Таким образом, содержание общего образования,
с одной стороны, является важнейшим условием
учебно-познавательной деятельности учащихся,
так как оно отражает текущие и перспективные
потребности общества, с другой – оно
выступает инструментарием конструирования
и осуществления учащимся этой деятельности
и тем самым является средством удовлетворения
личностных потребностей индивида в обучении,
средством развития личности и формирования
ее базовой культуры. С точки зрения дидактики
оно выступает как содержательная сторона
обучения в единстве с процессуальной
стороной.
2. ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во времена неустойчивого политического
государственного устройства образование
продолжает существовать за счет инерции,
сохраняя в основном прежнее устройство.
Образование оказалось той последней
отраслью хозяйства страны, которое завершает
преобразований и ищет средства восполнения
государственных функций в обществе. Суть
государственных демократических преобразований
закреплена правовым статусом в Законе
«Об образовании». А далее предполагается,
что закон будет существовать довольно
продолжительное время, поэтому необходимо
начать его реализовывать .
Модернизацию понимаем как механизм жизни
системы образования в соответствии с
требованиями сегодняшнего дня. В законодательных
документах подчеркивается сложность
процесса модернизации.
«Концепция модернизации российского
образования до 2010 года» обосновывает
необходимость перестройки образования
в изменяющихся социально – экономических,
политических условиях жизни общества,
повышения человеческой жизни» .
Перспективы развития высшего образования
в России напрямую зависят от следующих
основных факторов:
- государственной политики в области
образования вообще и высшего образования
в частности. Она должна быть направлена
на опережающее развитие образования
по сравнению со всеми другими социальными
сферами или отраслями народного хозяйства;
- сформированности общественного мнения
в пользу приоритетности сферы образования
как важнейшего условия социально-экономического
прогресса в любой другой области;
- реального формирования рыночных отношений
в стране и, как следствие, становление
рынка образовательных услуг и сопутствующей
ему конкуренцией. При этом высшая школа
не должна оставаться один на один с рынком;
для нее во всех странах создаются льготное
налогообложение, система госдотаций,
условия для стимулирования частных пожертвований
и капитальных вложений.
- развитие научной концепции развития
высшего образования, широкого развертывания
научных работ в области экономики, социологии,
психологии педагогики высшего образования;
-формирования объективной и авторитетной
службы общественного контроля за деятельностью
вузов, наличия четких критериев их рейтинговой
оценки.
Хорошая основа для проведения адекватной
государственной политики в области
высшего образования была заложена
Законом «Об образовании», принятым
Верховным Советом Российской Федерации
и Указом № 1 Президента России. Однако
провозглашенные в этих документах
принципы долгое время остаются на
уровне деклараций.
В Законе «Об образовании» включены следующие
весьма прогрессивные положения.
Впервые интересы личности в системе образования
ставятся на первое место. В первой же
фразе преамбулы закона образование определяется
как «целенаправленный процесс обучения
и воспитания в интересах личности, общества,
государства…». Первая статья первого
раздела провозглашает сферу образования
приоритетной в Российской Федерации.
В статье второй, формулирующей принципы
государственной политики в области образования,
провозглашается гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека;
демократический характер управления
и автономность образовательных учреждений.
Впервые в нашей новой истории государство
готово оказывать содействие гражданам,
проявившим выдающиеся способности в
получении элитарного образования. Граждане
России и других государств получили право
выступать учредителями образовательных
учреждений, а Российской Федерации содержание
образования должно быть ориентировано
на «обеспечение самоопределения личности,
создание условий для ее самореализации»
Законодательно закреплена факультативность
прохождения студентами военной подготовки,
отнимающей много времени сил у них и часто
отрицательно влияющей на профессиональную
подготовку.
Согласно п.2 ст. 40, «Государство гарантирует
ежегодное выделение финансовых средств
на нужды образования в размере не менее
10 процентов национального дохода». Однако
в федеральном бюджете на 2000 г. на эти цели
выделялось менее 4 %. Все образовательные
учреждения в части их уставной непредпринимательской
деятельности освобождаются от уплаты
всех видов налогов, включая плату за землю
.
Запрещаются любые формы дискриминации
выпускников частных учебных заведений,
их права полностью приравниваются к правам
выпускников государственных школ и вузов.
Законом также предусмотрены до сих пор
нем выполненные гарантии материального
обеспечения «Размер средней ставки и
должностного оклада... для профессорского-
При исполнении профессиональных обязанностей
за преподавателями закрепляется право
на свободу выбора и использования методик
обучения и воспитания, учебников, приемов
оценки знаний. Педагогические работники
имеют право на оплачиваемый отпуск для
повышения своей квалификации длительностью
до одного года не реже одного раза в 10
лет. Преподаватель вуза имеет право безвозмездно
читать тот или иной учебный курс, параллельный
существующему и руководство вуза обязано
обеспечить ему для этого соответствующие
условия .
В 1996 году был принят Федеральным законом
«О высшем и послевузовском профессиональным
образовании». Министерством образования
на период до 2010 г. Закон ориентирован
на интеграцию высшего образования в мировую
систему высшего образования, расширение
доступа российских граждан к высшему
образованию, сохранение числа студентов,
обучающихся бесплатно, содействие созданию
и функционированию негосударственных
вузов. Гарантируется получение на конкурсной
основе бесплатного высшего образования,
если оно получается впервые. Законом
устанавливается несколько степеней высшего
образования: бакалавр (не мене 4 лет); дипломированный
специалист (не менее 5 лет); магистр (не
мене 6 лет).
Образовательные программы с нормативной
длительностью 4 года завершаются итоговой
аттестацией с присвоением выпускнику
степени «бакалавр», удостоверяемой дипломом,
в котором указывается направление подготовки:
например, «бакалавр математики», «бакалавр
техники и технологии», «бакалавр коммерции»
и т.д. Степень бакалавра дает право продолжать
образование на следующей ступени, в первую
очередь в магистратуре. При поступлении
на работу профессиональные возможности
бакалавров оцениваются непосредственно
работодателем с учетом уровня и характера
полученной подготовки.
Следующая ступень высшего профессионального
образования университетского сектора
осуществляется по программам двух типов:
программе, завершающейся присвоением
традиционного диплома, для которой используется
обобщенное наименование «дипломированный
специалист», и программе, завершающейся
присвоением степени «магистр». В первом
случае речь идет о пятилетней подготовке,
включающей в себя комплекс общенаучных,
обще-профессиональных и специальных
дисциплин, а также специализацию и практику
и предполагающей соответствующие виды
профессиональной деятельности выпускника.
Программа завершается итоговой диссертацией,
включая дипломную работу, удостоверяемую
дипломом, в котором указывается специальность
или направление подготовки, например:
«инженер», «ученый агроном», «физик»,
«математик» и т.д. Непрерывные программы
обучения осуществляются при подготовке
по медицинским специальностям, где нормальные
сроки составляют, как правило, 6 лет. Во
втором случае (из указанных выше программ
университетского образования) речь идет
о периоде специализированной подготовки,
осуществляемой в течение двух лет на
базе степени бакалавра, включающей в
себя практику, дипломную работу и предполагающей
дальнейшую научно-исследовательскую
деятельность, научно-педагогическую
и практическую (производственную) деятельность
выпускника.
Нормативная продолжительность программы
подготовки кандидата наук (аспирантура)
составляет три года. Диплом кандидата
наук соответствует уровню доктора или
Ph.D. в системах образования стран Болонского
процесса и США . Наличие степени доктора
наук в России не согласуется с тенденциями,
задаваемыми Болконским процессом. Выход
из этого противоречия предполагается
найти, выведя ученую степень доктора
наук из ряда образовательных (академических)
и квалифицируя ее как степень чисто научную
(не представляющую из себя образовательную
ступень).
Утверждаются следующие виды высших профессиональных
учебных заведений - университет, академия
и институт.
Университет - высшее учебное заведение,
которое реализует образовательные программы
высшего и послевузовского профессионального
образования по широкому спектру направлений
подготовки, ведет научные исследования
во многих областях науки и выступает
ведущим научным центром в разных сферах
своей деятельности. Академия - высшее
учебное заведение, которое реализует
образовательные программы высшего и
послевузовского профессионального образования
по некоторым направлениям, ведет научные
исследования преимущественно в одной
из областей науки и культуры, выступая
в них как ведущий центр. Институт — высшее
учебное заведение, которое реализует
образовательные программы высшего и
послевузовского профессионального образования
для определенной области профессиональной
деятельности и ведет научные исследования.
Для проведения государственной аттестации
вузов (для вузов, имеющих государственную
аккредитацию, она должна проводиться
не реже чем раз в пять лет) создана государственная
аттестационная служба. Аттестация проводится
для того, чтобы установить соответствие
содержания и качества подготовки выпускников
требованиям российских образовательных
стандартов (ГОСов) высшего профессионального
образования Российской Федерации. Государственная
аккредитация (обычно проводится после
того, как вуз подготовил несколько выпусков
специалистов и их качество может быть
оценено) устанавливает государственный
статус вуза и наделяет его нравом выдачи
государственного диплома о высшем профессиональном
образований.
Упомянутая выше концепция модернизации
Российского образования на период до
2010 г, с ориентацией на основные положения
Болонской декларации и ход Болонского
процесса предполагает следующие этапы
ее реализации с примерным указанием их
сроков.
Таким образом, в Российской Федерации
в законе «Об образовании» существует
много положительных сторон, такие как
формулирующие принципы государственной
политики в области образования; провозглашается
гуманистический характер образования;
приоритет общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека; демократический
характер управления и автономность образовательных
учреждений. Но, к сожалению, есть и отрицательные
стороны, такие как недостаточное финансирование
со стороны государства.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-
Образовательно-педагогический процесс
имеет главную цель - формирования образованности
учащихся, ее специального компонента
- просвещенности в неразрывной связи
с целостным педагогическим совершенствованием
их личности, воспитанности и развитости.
Лишение этого процесса любой из этих
составляющих делает его педагогически
неполноценным. Урезанный до просвещения,
этот процесс лишается главных признаков
образовательного, превращается в чисто
учебный, который сам не может быть эффективным
вне связи с позитивными изменениями в
личности обучающихся.
Образовательно-педагогический процесс
представляет собой приданную ему усилиями
педагогов жизнь и действие педагогических
сил и факторов во взаимодействии и слиянии
с усилиями обучающихся по достижении
цели образования. В нем совершается главное
педагогическое действо – процесс организованного
присвоения обучающимся определенной
части предлагаемого им человеческого
опыта и их личностные изменения. Педагог
и обучающийся погружены в педагогическую
и социальную среду образовательного
учреждения и Находящуюся вне его, которая
(даже если они запрутся десятью замками
в классе) обязательно влияет на их взаимодействие
и результаты. Системную динамическую
совокупность всех этих факторов и преобразований
в каждый момент движения образовательного
процесса можно назвать его основным звеном,
т.е. основной клеткой, «атомарным образовательным
механизмом» (рис) Постоянная забота о
его оптимальном функционировании, повторенном
в сотнях и тысячах таких звеньев в каждый
момент и в любой точке образовательного
поля, является важнейшей заботой каждого
организатора образовательного процесса.
В основном звене можно выделить ряд блоков,
в которых сконцентрированы важнейшие
группы факторов, требующих к себе пристального
педагогического внимания.
Блок схема основного звена образовательного
процесса
Ц - цель; З - задачи; П - преподавание; Т
- педагогическая техника;
В - педагогическое взаимодействие; У -
учение; Р - результат.
Первый блок — осознание и формулирование
цели образовательного процесса, представляющей
собой начальный и конечный пункт его.
Результат должен полностью соответствовать
намеченной цели. Педагогические зависимости
выражаются в способности организаторов
образовательного процесса мысленно предвидеть,
проектировать требующийся результат
в деталях, сформулировать его в задачах,
квалификационной характеристике, программах,
обеспечить их точное знание участниками
процесса, понимание, внутреннее одобрение.
Второй блок — деятельность руководства,
административного и педагогического
коллективов, каждого учителя, преподавателя
по управлению образовательным процессом
в каждом его звене. Педагогическая наполненность
и роль этого блока связаны со способностью
субъектов этой работы осознанно и точно
воплощать в педагогическом процессе
движение к цели, решение промежуточных
и конечных задач выбирать формы, строить
содержание, применять методы, средства,
создавать условия, заботиться об обеспечении
и т.д. на протяжении всего процесса вплоть
до достижения цели.
Третий блок — деятельность обучающихся,
их учение. Цели образовательного процесса
— это цели не только преподавательского
и административного состава, но в не меньшей
степени и тех, учится, кто выбрал и поступил
в образовательное учреждение, решив приобрести
образование. Важнейшее значение имеет
согласованность целей учителей (преподавателей)
и обучающихся, усердие и добросовестность
последних, их отношение к занятиям и учебным
заданиям, способности, настойчивость
и упорство, организованность и трудолюбие,
требовательность к себе, знание и умение
строить свое учение, индивидуально и
целеустремленно вырабатывать у себя
профессиональные качества, желание знать
больше и глубже, чем дают на занятиях.
Максимальная активизация, оптимизация
учения обучающихся и создание оптимальных
условий для него — задача педагогов,
и без ее решения цели образования не достигнуть.
Четвертый блок — педагогическое (субъект-субъектное)
взаимодействие. Оно включает весь комплекс
организованных и стихийных взаимодействий,
формальных и неформальных, объединяющих
или сталкивающих всех лиц, осуществляющих
управление, преподавание и учение. Психологически
оно наполнено межгрупповыми, межличностными
и личностно-групповыми взаимоотношениями
этих лиц, их общением, взаимными восприятиями
и оценками, взаимопониманием, симпатиями-антипатиями,
совпадением-несовпадением желаний, намерений,
способов действий, авторитетностью-
Пятый блок — макро- и микросреда, в которых
осуществляется преподавание, учение,
взаимодействие и происходит воплощение
целей в результаты. Это внешняя среда,
где функционирует само образовательное
учреждение и живут педагоги и обучающиеся,
а также внутренняя среда в виде царящих
в образовательном учреждении нравственного,
педагогического, творческого климата,
стиля управления, настроений в педагогическом
и учебном коллективах и их взаимоотношений,
постановки образовательного процесса
и др. Особенности этой среды выступают
условиями, благоприятствующими или мешающими
функционированию каждого и всех основных
звеньев, из которых состоит образовательный
процесс, и влияющими на конечный результат.
Шестой блок — конечные результаты образовательного
процесса. Отношение педагогов и обучающихся
к непременному достижению нужных, а также
реально достигаемых (хороших и плохих)
результатов оказывает изначальное влияние
на происходящее в основном звене, а также
на итоговую реакцию в виде принятия или
непринятия мер по повышению эффективности
функционирования его (начиная, возможно,
с корректировки целей и путей их достижения).
Существенно отношение обучающихся к
требуемым и достигаемым результатам,
влияющее на их соучастие в совершенствовании
происходящего в основном звене. Имеет
значение и мнение ранее окончивших образовательного
учреждение о нем, его имидж, авторитет
у населения поступающих туда учиться
и работающих в нем.
Все шесть блоков и относящихся к ним факторов,
системно взаимосвязанных между собой
в целостность основного звена, нуждаются
в постоянном педагогическом внимании
и наполнении всеми компонентами «педагогического
квадрата» — образованием, обучением
воспитанием и развитием. Только это превращает
его в полноценный, целостный педагогический
феномен.
4. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА.
Любая система, в том числе педагогическая,
может функционировать с гарантией на
успех - при определенных условиях. Для
успешного протекания образовательного
процесса необходимо создание и соблюдение
ряда психолого-педагогические условий.
1. Все в образовательном учреждении должно
быть подчинено достижению цели образования.
Всякая создаваемая человеком система
нуждается в целевом управлении, которое
ныне является наиболее распространенным
в мире. Стержень педагогической работы
— целенаправленность, целевая деятельность,
целевое управление, строго ориентированное
на требуемый результат и обязательно
обеспечивающее его достижение. Мало «хотеть»,
«стремиться», работать «в нужном направлении»,
«вносить вклад». Надо в итоге получить
результат соответствующий цели.
Педагогическая практика должна быть
деловой в смысле обязательного достижения
нужного результата. Нужно просчитать,
спроектировать процесс и способы гарантированного
достижения нужного результата. Поскольку
общая цель образования — содействие
педагогически полноценному, цивилизованному
формированию личности, отвечающему ее
интересам и интересам общества, то и образовательный
процесс должен обеспечить достижение
этой цели. Если почему-то такая цель не
полностью достижима, необходимо ее скорректировать,
как и конечный измеримый результат.
2. Обязательно обеспечение педагогической
целостности образовательного процесса.
Он должен быть целевым, управляемым, педагогически
полноценным, т.е. предполагающим единство
в нем воспитания, образования, обучения
и развития обучающихся. Если он строится
как учебный процесс, т.е. предполагающий
только обучение, или даже учебно-воспитательный,
то он педагогически неполноценен, педагогически
непрофессионален и педагогически нерезультативен.
Он должен быть образовательно-педагогическим
и непременно включать три направления
педагогической работы:
- учебно-педагогическое;
- воспитательно-педагогическое;
- развивающе-педагогическое
Каждое из них должно иметь свою частную
цель, свое педагогическое проектирование,
организационно-методическое обеспечение,
свой результат, хотя все они осуществляются
и достигаются в неразрывной взаимосвязи,
взаимном усилении, целостно. Такая постановка
вопроса важна еще и потому, что достижение
обученности учащихся у нас просчитывается
и организуется до мелочей и есть неплохой
результат, чего не скажешь о воспитании
и развитии. В обучении есть достаточно
хорошее планирование, подбор средств,
разработанность технологий, компетентность
учителей и преподавателей, но нет аналогичного
в решении задач воспитания и развития
учащихся. В этом исходная причина неполного
достижения главной цели — формирования
личности.
3. Должна быть осуществлена научно обоснованная
педагогическая декомпозиция общей цели
и намечены конкретные частные задачи
образовательного процесса, вытекающие
из квалификационных требований к выпускнику.
На основе комплекса задач осуществляется
структурирование учебного плана, учебных
дисциплин, предметов и их разделов, обеспечивающее
охват их всех и решение. Каждая задача
и ее решение становятся особой педагогической
линией, пронизывающей образовательно-педагогический
процесс, по которой просчитываются и
выстраиваются все компоненты его системности
— содержание, время, формы, условия, технологии,
методы, контроль, оценка, коррекции и
др. Решение всех задач — переплетение
и взаимодействие таких линий между собой,
приводящие к достижению требующегося
совокупного результата, полностью отвечающего
цели.
4. Необходима ориентация образовательно-педагогического
процесса на обучающихся. Всякое образовательное
учреждение создается и существует для
тех, кто в нем учится. Главная его цель
— подготовка Цивилизованных граждан
и образованных профессионалов. Главный
оптимальный результат — личность, профессионал-личность.
Главная мера нужности, оптимальности
и эффективности любого элемента образовательного
процесса, действия, новации — то, что
оно дает обучающимся в соответствии с
целью образования. Все, что не работает
реально на пользу обучающимся, должно
быть безжалостно и решительно устранено,
все, чего не хватает, — дополнено, все,
что срабатывает, не дает ожидаемого результата,
— усовершенствовано и в преподавании,
и в учении, и в педагогическом взаимодействии,
и в среде.
5. Помощь обучающемуся в формировании
себя как личности — условие эффективности
самого образовательного процесса. О формировании
личности как цели образования много говорилось
выше, но учителю, преподавателю важно
глубоко понять, что он мало чему можно
научить кого-то, если тот не хочет учиться,
ленив, пассивен, недобросовестен, не занимается
упорно сам. Никакой учитель и преподаватель
не сможет обучить даже своей дисциплине,
если не пой мет, что помощь каждому обучающемуся
в формировании личности не только цель,
но и обязательное условие его собственного
успеха даже если он хочет ограничивать
себя только «передачей знаний».
Цель формирования личности должна быть
в полной мере, детально, конкретно воплощена
в концепции каждого образовательного
учреждения, уставе, квалификационной
характеристике, программах критериях
оценки успеха работы всех и каждого и
других организующих документах, а также
занять приоритетное место в осознанной
личной педагогической концепции работы
каждого преподавателя, которой он реально
руководствуется. Какой бы научной и специальной
квалификацией он не обладал, он мало чему
может научить, если самоустранится от
соблюдения этого условия, если не подготовлен
к формированию личности обучающихся,
если не добивается нужных результатов
в этом. Без этого все заявления о формировании
личности окажутся только декларацией,
не будет ясно, что творится с обучающимися
в образовательном процессе, каких личностей
мы в итоге выпускаем в жизнь.
6. Нужна максимально доступная интенсификация
учения. Ничто не может стать достоянием
ума и качеств человека без его собственной
активной деятельности и усилий. Учение,
как писал К.Д. Ушинский, это труд, и нелегкий
труд. По его выражению, пассивный в образовательном
процессе обучающийся приобретает гнусную
привычку си деть часами ничего не делая
и ни о чем не думая либо что-то лениво
делая, но ничего путного не достигая.
Чтобы понять, почему так или иначе учится
тот или иной обучающийся, надо обязательно
проанализировать его собственную активность.
Усилия педагога — это обязательно усилия
по активизации обучающихся (повышенно
— в профессиональных образовательных
учреждениях, где возраст обучающихся
создает дополнительные возможности для
этого). Нужны мотивация, побуждение обучающихся
к самообразованию, обучение (особенно
на первом курсе) способам и приемам работы
в образовательном учреждении, создание
благоприятных условий для самостоятельной
работы, выделение большего времени для
этого. Необходима методика занятий, вызывающая
повышенный интерес и увлеченность учебой.
Важно обеспечить стиль и атмосферу в
образовательном учреждении, при которых
все ломают го лову не над тем, как заставить
каждого учиться, а о том, как создам обстановку,
чтобы ему самому хотелось учиться, и учиться,
добросовестно. Без желания учиться учение
психологически приобретает характер
внешне навязанной и чуждой интересам
обучающегося работы, нужной якобы преподавателям,
к которой он относится как к неизбежному
«злу», с которым надо временно смириться
ради получения диплома.
7. Образовательно-педагогический процесс
эффективен, когда пост-менна основе гуманной
и демократичной педагогики и современных
интенсивных психолого-педагогических
технологий. За последние 10 лет у нас многое
изменилось в образовании, но не в технологиях,
формах и методах преподавания и учения.
Но, как говорят, «на старом моторе далеко
не уедешь». Мировая практика и передовой
опыт, имеющийся у нас, породили немало
интенсивных психолого-педагогических
технологий, которые в основном по субъективным
причинам не получили пока широкого распространения.
8. Обязательны постоянный контроль, оценка
и по необходимости коррекция результатов
образовательно-педагогического процесса
по критериям цели и задач. Эффективное
управление связано с обязательной сверкой
достигнутого результата с изначально
поставленной целью. Поскольку цель образования
— формование личности, то соответствующей
должна быть и оценка. Пока от года к году,
курса к курсу осуществляется, как правило,
контроль и оценка только знаний, навыков
и умений, порой даже преимущественно
знаний. Вузы, призванные готовить профессионалов,
умеющих хорошо работать, на финише нередко
ограничивается устными государственными
экзаменами, проверяя только умение выпускников
хорошо говорить. В вы даваемых дипломах
есть вкладыши с оценками, но это ничего
не говорит о том, каков молодой профессионал
как личность. Нет еще системы контроля,
оценки, текущей помощи, итоговых индивидуальных
характеристик личностного и профессионально-личностного
становления выпускника, без чего трудно
оказывать индивидуальную помощь обучающимся
и педагогически профессионально совершенствовать
образовательно-педагогический процесс.
Долг педагогики — раз работать такую
систему и помочь ее функционированию
в практике.
9. Руководство образовательно-педагогическим
процессом должны осуществлять преподаватели-профессионалы.
Вопрос «кто учит?» — один из фундаментальных
в педагогике. В конечном счете, все остальные
условия напрямую зависят от того, каков
практический ответ на него. Каждый педагог
- основной проектировщик, организатор,
главный инженер, технолог и чернорабочий
на определенном участке образовательного
процесса. Все директивы и указания останутся
на бумаге или благими пожеланиями, пока
он - главная действующая фигура образовательного
процесса - не воплотит нужное в жизнь,
не проявит свой опыт, знания, способности,
не отдаст часть своей душе, не одухотворит
своим интеллектом, увлеченностью, любовью
к знаниям и духовным ценностям сухую
форму занятий, не вдохнет в них жизнь.
Это условие в практике еще далеко не совершенно,
особенно системе профессионального образования.
Здесь преподаватели - люди с богатым жизненным
и профессиональным опытом, знающее практически
то, что они преподают. Но даже если они
компетентны обучении, то многие слабы
в понимании, умении и желании осуществлять
обучение в единстве с образованием, воспитанием
и развитием помогать становлению личности
обучающихся, и их нельзя назвать педагогами-профессионалами.
Проблема повышения педагогического профессионализма
учительского и научно-педагогического
состава - одна из центральных в использовании
резервов образовательного учреждения.
В нем ничего не изменится к лучшему, пока
к лучшему не изменится его педагогический
состав.
5. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ПРОЦЕССА
Эффективность любой работы зависит от
правильного ответа на очень важный вопрос:
«Как достигнуть поставленной цели?» Методическая
система образовательно-педагогического
процесса призвана привести в движение
возможности субъектов, средств и условий
этого процесса, направить и эффективно
реализовать их.
Методической стороне работы всегда придавалось
большое знание в педагогике. Но часто
по старой традиции она сводилась к методам,
причем чаще всего методам обучения. Позже
стали говорить о методике работы, методической
работе, а в последнее время - все больше
и о педагогической технике, педагогических
(психолого-педагогических) технологиях,
методических системах. Сегодняшнее представление
о структуре методической системы включает:
• методические принципы — частные по
отношению к общепедагогическим принципам,
отражающие методические причинно-следственные
закономерности, основополагающие рекомендации,
научные нормы методической работы;
• педагогические действия — основные,
относительно законченные акты (единицы)
педагогической деятельности, каждый
из которых решает определенную педагогическую
задачу, обслуживающую достижение цели:
педагогическое проектирование (моделирование),
педагогическое наблюдение, педагогический
анализ, педагогическое решение и др. (у
каждой из них есть своя методическая
составляющая, и от правильного ее построения
о многом зависит и достигаемый результат);
• педагогические методы — способы построения
эффективных взаимосвязей преподавателя
и обучающихся в рамках организационных
форм и педагогических действий, вносящих
определенный вклад в достижение нужных
педагогических результатов;
• методические приемы — технические
способы, операции, движения, элементы
действий и методов, обеспечивающие их
правильное и эффективное выполнение;
они нередко представляются в виде алгоритмов
— упорядоченного описания и выполнения
комплекса приемов;
• методические правила — рекомендации
по выполнению действий, использованию
методов и средств для обеспечения их
эффективного выполнения и применения;
• педагогические методики — комплексное
описание и использование совокупности
форм, средств, методов, обеспечивающих
эффективность решения определенных педагогических
задач;
• педагогические технологии — совокупность
психолого-педагогических процедур, связанных
со специальным подбором и компоновкой
в единый методический комплекс задач,
содержания, форм, методов, методических
приемов и средств, обеспечивающих надежное
достижение соответствующего результата.
Это инновационный, наукоемкий организационно-методический
инструментарий современного педагогического
процесса.
В мировой педагогике и у нас разработано
немало принципиально усовершенствованных
и вовсе новых технологий образования.
Характерной особенностью выступает их
психолого-педагогический характер, позволяющий
на деле реализовывать принцип природосообразности
и избегать субъективизма, волюнтаризма
и авантюризма в педагогической работе.
К числу используемых в высшем образовании
технологий относятся: личностно-ориентированные,
педагогического сотрудничества, воспитывающего
обучения, развивающего обучения, эвристического
обучения, проблемного обучения, программированного
обучения, формирования и поддержания
готовности к усвоению учебного материала,
руководства самостоятельной работой,
компьютерные, формирования и подержания
интереса, подготовки к жизни и деятельности
в условиях демократии, подготовки к жизни
и деятельности в условиях рыночных отношений
и др.
• педагогическая техника педагога —
совокупность методов, приемов, правил,
нужных для методически правильного и
эффективного выполнения педагогических
действий и решения задач, владение которыми
обязательно для каждого педагога;
• методическая работа — изучение методической
литературы, раз работка и совершенствование
учебных и методических документов (тематических
планов, программ, логических схем, методических
рекомендаций педагогам и обучающимся,
наглядных пособий, написание фондовых
лекций и др.), наглядных пособий, изучение
педагогического опыта, подготовка к занятиям,
методическое экспериментирование и др.
Методические поиски педагога, по существу,
основаны на методическом осмыслении
значимости и применении положений федеральных
законов об образовании, директив, рекомендаций
и указаний руководящих органов, положений
педагогических уроков педагогического
опыта применительно к своей деятельности,
к конкретной учебной дисциплине, теме
занятия, контингенту обучающихся, месту,
условиям и времени.
Опыт свидетельствует о необходимости
отказа от доминирования монологических
методов и технологий. Для того чтобы произносить
проповеди, даже научные, особого педагогического
профессионализма не требуется. Педагог
тот, кто умеет формировать знания и другие
компоненты обученности в сочетании с
методами и приемами формирования личности
гражданина и профессионала.
Инновационным в организации и методике
образовательного процесса выступает
вызывающий интерес практиков модульный
подход. Сущность его заключается в структурировании
программ обучения виде относительно
самостоятельных содержательно-методических
блоков (модулей), которые последовательно
осваиваются обучающимися. Считается,
что он более эффективен, так как отличается
гибкостью, открытостью, экономичностью,
управляемостью, широкими возможностями
индивидуализации методов и темпов освоения
учебного материала. Он позволяет лучше
учитывать интересы и уровень подготовки
обучающихся в начале освоения определенной
программы (на «входе») и в конце (на «выходе»),
когда выявляется и их удовлетворенность
результатами.
Освоение модулей обеспечивается специальными
учебно-методическими материалами. Так,
в США нередко используются «учебные портфели»
(«чемоданы»), в которых находится все,
что необходимо для самостоятельной работы
обучающихся по освоению модульного блока
программы: указания и методические рекомендации,
тесты с содержанием, учебные пособия,
наглядные материалы — вплоть до видеофильмов,
задания и задачи для практической работы,
тесты для самоконтроля.
Все большее значение имеют компьютерные
технологии, связанные с целенаправленным
и педагогически грамотным использованием
телекоммуникаций, Интернета, электронной
почты, космической связи и других технических
новшеств, таящие в себе самые радикальные
перемены во всей организации и методике
образования, развитии дистанционного
образования и имеющие далекую и обнадеживающую
перспективу. Они представляют возможность
людям любого возраста и независимо от
места жительства и жизненной (трудовой
и семейной) занятости получать и повышать
свое образование и подготовленность
в интересующих их областях знаний и профессий.
Характерно, что современные формы и технологии
именуются обучающими и по преимуществу
являются таковыми. Если образовательный
процесс строится при большой, а то и полной
насыщенности ими, то с особой остротой
встает вопрос о воспитательной и развивающей
функции их. Пока он исследован еще мало,
и нужна активизации его педагогических
исследований.
Таким образом, образовательно-педагогический
процесс представляет собой приданную
ему усилиями педагогов жизнь и действие
педагогических сил и факторов во взаимодействии
и слиянии с усилиями обучающихся по достижении
цели образования. Для успешного протекания
образовательного процесса необходимо
создание и соблюдение ряда психолого-педагогические
условий. Методическая система образовательно-педагогического
процесса призвана привести в движение
возможности субъектов, средств и условий
этого процесса, направить и эффективно
реализовать их.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Перспектива высшей школы в Российской Федерации