Разгосударствление и приватизация в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

По моему мнению, тема приватизации более чем актуальна в нашей стране, т.к. в своё время затронула каждого. В своей работе я попытался проанализировать ход и результаты приватизации в России, а также сравнить их с международными примерами. В ходе работы над курсовой, я пришёл к неутешительному выводу о практически полном провале разумного на первый взгляд приватизационного плана в России.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..…….......... 3
I. Общий обзор разгосударствления в России. …………………………………………...…4
1. Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы……......... 4
2. Основные концепции приватизации............................................................................ 5
3. Экономическое содержание приватизации................................................................. 6
4. «Плюсы» и «минусы» приватизации........................................................................... 8
5. Реальные проблемы приватизации.............................................................................. 9
II. Приватизация ВПК.....................................................................................................................12
1. Особенности приватизации ВПК в России..................................................................12
2. Этапы приватизации, их содержание и основные результаты...................................13
3. Организационные формы приватизации......................................................................14
4. Последствия ваучерного этапа приватизации оборонных предприятий……….......16
5.Направления нейтрализации отрицательных последствий ваучерной приватизации...................................................................................................................................19
III. Современный этап приватизации в России..............................................................................20
1.Итоги приватизации государственного имущества в 2003 г..........................................20
2.Итоги приватизации государственного имущества в 2003 г..........................................21
3.План приватизации на 2005 г.............................................................................................21
4.Итоги приватизации за 2005 г. и план на 2006 г………………………………..……....22
5.План приватизации на период 2007 - 2009 г.г………………………………….….……28
4.Общий вывод по современному периоду российской приватизации...........................30
Заключение........................................................................................................................................31
Список использованной литературы...............................................................................................33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 329.00 Кб (Скачать)


 

Московский завод полиметаллов, г. Москва

100

12 299 260

100

Внешнеэкономическое объединение "Станкоимпорт", г. Москва

100

3093728 

100

Моринрасчет, г. Москва

100

468 720

100

Издательство "Медицина", г. Москва

100

66 410

100

Издательство "Мысль", г. Москва

100

31 840

100

Издательский дом "Руда и металлы", г. Москва

100

554 846

100

Издательство "Дружба народов", г. Москва

100

9 760

100

Издательство "Международные отношения", г. Москва

100

51 490

100

Издательство "Музыка", г. Москва

100

10 849

100

Издательство "Советский спорт", г. Москва

100

46 450

100

Издательство "Финансы и статистика", г. Москва

100

391 310

100

Московская типография "Транспечать", г. Москва

100

135 091

100

Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", г. Москва

100

774 360

100

Центральный научно-исследовательский институт кожевенно-обувной промышленности, г. Москва

100

119 785

100

МГП Спецавтоматика, г. Москва

9,997

1 179

9,997

Ипромашпром, г. Москва

-

1

-

Техмашкомплекс, г. Москва

100

790 814

100

Спецмонтажмеханизация, г. Москва*

49

17 152

49

Московский завод электропривод (Мозэ), г. Москва

100

291 640

100

Центральный научно-исследовательский и проектный институт развития автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, г. Москва

100

2 710

100

Опытно-экспериментальный механический завод, г. Москва

100

14 168

100

Перовский опытный завод "Нестандартмаш", г. Москва

100

41 040

100

Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для овощеводства, г. Москва

100

12 551

100

Центральные экспериментальные сварочные мастерские, г. Москва

100

26 880

100

Научно-исследовательский и конструкторский институт хроматографии, г. Москва

100

6 032

100

Центральный научно-исследовательский институт пленочных материалов и искусственной кожи, г. Москва

100

83 137

100

Институт микроэкономики, г. Москва

100

100 530

100

Всероссийский научно-исследовательский институт компьютерной томографии, г. Москва

100

4 970

100

Научно-исследовательский тракторный институт НАТИ, г. Москва

100

1 348 750

100

Институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог "Союздорпроект", г. Москва

100

78 000

100

Научный центр оптико-физических исследований, г. Москва

6,1656

8 100

6,1656

Научно-исследовательский институт природных, синтетических алмазов и инструмента, г. Москва

100

217 920

100

Всероссийский межотраслевой научно-учебный центр по вычислительной технике и информатике, г. Москва

100

12 873

100

Государственный научно-исследовательский институт медицинских полимеров, г. Москва

100

78 100

100

Магазин № 3, г. Москва

100

4 600

100

Гостиница "Шахтер", г. Москва

100

149 040

100

Московский учколлектор № 1, г. Москва

100

2 440

100

Московский учколлектор № 3, г. Москва

100

4 554

100

Московский учколлектор № 4, г. Москва

100

78 735

100

Научно-исследовательский центр управления, экономики и информатики, г. Москва

100

13 930

100

Инженерный центр "Луч", г. Москва

100

31 854

100

Центр экспертизы и сертификации "Табак", г. Москва

100

10 020

100

"Роснаучвузкомплект", г. Москва

100

5 973

100

Нефтегазавтоматика, г. Москва

100

5 951 000

100

Нефтегазстройкурорт, г. Москва

17,48

4 197

17,48

Центр сертификации экологического обеспечения и контроля качества нефтегазового строительства, г. Москва

100

1 070

100

Специализированное конструкторское бюро "Спурт", г. Москва

34,3

1 201

34,3

21 Центральный проектный институт, г. Москва

100

88 600

100

Оптрон, г. Москва

-

1

-

Производственное объединение "Авиапромналадка", г. Москва

100

932

100

Омега-3 ЦИС, г. Москва

20

1 000

20

Почтовая страховая группа, г. Москва

11,62

2 430

11,62

Чрезвычайная страховая компания, г. Москва

1,25

1 500

1,25

109 Специализированное строительное управление, г. Москва

25,5

11 554

25,5

Комбинат строительных конструкций, г. Москва

29

3 444

29

Московский Метрострой, г. Москва

100

804 132

100

Первый строительно-монтажный  трест, г. Москва

22,9

381 481

22,9

Московская материально-техническая база, г. Москва

100

37 960

100

Проектный институт "Росжилгражданпроект", г. Москва

100

1 530

100

Судокомплект, г. Москва

-

1

-

Энергоремонт, г. Москва

956

23,5

956

ГИПРОТОРФ, г. Москва

100

8420

100

ЦИФ, г. Ижевск 0, 13395 34828 0, 13395 28. 7. Российская дорожная лизинговая компания "Росдорлизинг" , г. Москва

100

8 314

100

Федеральный банк развития, г. Москва

1,7909

107 454

1,7909

Банк инвестиций и сбережений "ИНВЕСТСБЕРБАНК" , г. Москва

1, 376

2362178160

1, 376

Углеродпром, г. Москва 35,

35,6

970

36,6

Проектный институт горной химии, г. Москва

100

86 105

100

Научно-производственный центр геохимических нефтегазопоисковых работ "ГЕОХИМИЯ" , г. Москва

100

16 960

100

Мосгорхлебопродукт, г. Москва

 

550 808

 

Элеваторспецмонтаж, г. Москва

100

7 810

100

 

Из представленных статистических данных легко заметить дифференциацию 2 городов, а также взаимосвязь, масштабов производства и предприятий нуждающихся в приватизации.

 

6. Общий вывод по современному периоду Российской приватизации.

 

Современная приватизационная ситуация в России заметно отличается от приватизационной ситуации 90-х. гг. ставшего уже прошлым века. Разгосударствление не носит такого спешного и повального характера, государство стремится не только передать то или иное предприятие в «хорошие руки», но и получить от этой сделки максимальную прибыль. Государство становится прагматичнее в вопросах приватизации, что не может не радовать. Однако полностью деполитизировать процесс приватизации пока не удаётся. Большой ажиотаж вызывают торги по продаже крупных государственных пакетов  акций, многие политические партии нередко поднимают вопрос о реприватизации и национализации уже приватизированного имущества, причём эти заявления особенно часто звучат в преддверии выборов и, как правило,  носят популистский характер. 

В связи с этим нельзя не упомянуть процесс фактической национализации «Юганскнефтегаза» - одного из крупнейших дочерних предприятий «Юкоса». Дело «Юкоса» носило откровенно политический характер – государство показывало свою силу и проводило чёткие разграничения между экономической и политической сферами.

Действительно, суждения о возможной реприватизации значительно изменяют в сторону ухудшения инвестиционную привлекательность России, отпугивают возможных инвесторов, и, следовательно, тормозят развитие нашей экономики. Мо моему мнению, процесс полной реприватизации не будет благом для российской экономики, ввиду того, что передел собственности подорвёт и без того нестабильную ситуацию в экономической сфере, начнутся долгие судебные разбирательства (в т. ч. и в международных судах), бегство капиталов за границу и т.д. Простая смена собственника не может привести к немедленному улучшению производительности труда и общей эффективности производства – для этого нужен целый комплекс мер, направленных на совершенствование и модернизацию российской экономики по международным стандартам. Это довольно длительный процесс и поспешными силовыми действиями его ускорить нельзя.

 

Заключение.

 

  Приватизация в России резко расширяет сферу действия отношений предпринимательства.

  Структура современного предпринимательства характеризуется многообразием критериев ее формирования. Можно выделить экономическую структуру бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение бизнеса по формам предприятий).

  Социальная структура бизнеса раскрывает стратификацию субъектов, вовлеченных в отношения предпринимательства, и их взаимодействие на индивидуальном и групповом уровнях.

  Не менее важным, особенно для уровня национальной экономики в целом, является отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структура отражает степень дифференциации и специализации отраслей народного хозяйства и специфику экономических взаимосвязей между ними. Речь идет о территориально-пространственном размещении производства и совокупности экономических взаимосвязей между территориальными хозяйственными системами. Организационная структура экономики выражается в определенной совокупности первичной и производных от них хозяйственных систем с определенным типом субординации и координации образующих эти системы вещественных и личных элементов.

  Становление структуры российского бизнеса характеризуется нарастанием многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткая иерархичность государственного предпринимательства сменяется слабой экономической иерархичностью, которая постепенно усиливается.

  Структурам предпринимательства присуща эластичность, обуславливаемая общим ходом экономических реформ. Наиболее эластичны в целом во все периоды организационно-правовая и функциональная структуры. В процессе приватизации происходит массовая смена организационно-правовой формы производственных единиц, появляются организации с новыми функциями.

  В настоящее время значительна эластичность социально-экономической структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и региональные структуры предпринимательства.

  Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть обусловлены двумя процессами. Во-первых, появлением качественно новых элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж).

  Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка ценных бумаг.

  На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов приватизации целесообразно  сначала провести реорганизацию большинства оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование технического перевооружения производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в регионах.

  Программы приватизации, принимаемые государственными органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.

  Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных обществ.

  Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению данного процесса в регионах.

  Реформирование механизма приватизации в России будет осуществляться по следующим направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

Я считаю, что процесс приватизации, проводимый в России в конце XX века – начале XXI века имел огромное значение. Он затронул практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их. По моему мнению, приватизация государственной собственности была необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей. Мне кажется, приватизацию не стоило проводить такими ускоренными темпами. Не хватало четко сформулированного плана приватизации, подтвержденного законодательной базой.

Необходимо, чтобы все реформы и преобразования проводились последовательно, не отставая друг от друга и не забегая вперед, и это относится не только к проведенному процессу приватизации, но и ко всем российским реформам, они должны проводиться по четко определенной линии государственной политики в области экономики и не только.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Андрефф В. Постсоветская приватизация в свете теоремы Коуза. //Вопросы экономики – 2003,  №12.

2. Бигазе А. Государственный сектор и приватизация. – М., 1996.

3. Валовой Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки-размышления. – М.: Политиздат, 1991. – 431 с.: ил.

4. Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля.//Вопросы экономики – 2001, №10.

5. Ефимчук И.В. Муниципальная собственность и её эффективность в системе рыночных отношений: Монография. – Н. Новгород, 1999.

6. Латиноамериканский опыт разгосударствления и приватизации. – М. 1993.

7. Нуреев Р., Рунов А., Россия: неизбежна ли деприватизация.//Вопросы экономики – 1999, №6.

8. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 608 с.

9. Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 96 с.

10.            Программа углубления экономических реформ в России. – М.: Республика, 1992. – 63 с.

11.            Приватизация государственных и муниципальных предприятий в  Российской Федерации. – М.: Юстицинформ, 1992. – 64 с.

12.            Черкасов Г. И. Общая теория собственности: Учебное пособие. –             Н. Новгород, 2002.

13.            Материалы общедоступной всемирной сети Интернет.

14.            Материалы местных и федеральных периодических изданий.

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Разгосударствление и приватизация в Российской Федерации: проблемы и перспективы